О чем молчит сосновый бор. гл. 1 Переселенцы

Людмила Кузнецова Ридных
Черниговская губерния, находящаяся на юге страны, славилась своими черноземными почвами и являлась старейшим земледельческим центром, но,  несмотря на это,  люди  в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков вымирали  от голода на Украине целыми семьями.
   После отмены крепостного права по реформе 1861 года крестьяне были наделены землей, но распоряжалась ею община. Семьи крестьянские росли, и земли на душу населения становилось все меньше. Начался голод. Многие семьи, оставив насиженные места, уезжали на восток страны. Нескончаемым потоком потянулись обозы.

    Покинул родные места и Яков Войченко. Высокий крепкий мужик с умными глазами, казалось, знал и умел все. Ехать решено было в Сибирь,  где находились огромные массивы свободных земель. Попутчиком  Якова стал Микола Горковенко, живший по соседству.  Погрузив на телеги нехитрый скарб, они распростились навсегда с родиной и тронулись со своими семьями в дальний путь на поиски лучшей доли.
    На Алтай, диковатый, но такой благодатный,  переселенцы прибыли ранней весной 1905 года.
   Когда обоз приблизился к ленточному сосновому бору, решили -  все, приехали!
Поначалу  облюбовали село Селиверстово Барнаульского уезда Томской губернии. Но поговорив со старожилами, передумали оставаться в нем. Нехорошая  молва шла о селе: говорили,  что убивают здесь чужаков, а добро их себе забирают. И название даже второе есть у села – Убиенное…
   Остановиться решено было в селе Вострово, расположенном по соседству.  Очень уж понравилось украинцам это место. Ранее село называлось  Кабанье, видимо, потому, что в окрестностях водились дикие кабаны. А в 1895 году на подаяния местных жителей была выстроена церковь. Прошение на разрешение строительства писал единственный грамотный в селе человек, он и подписался под ним – Востров. Власти вынесли  резолюцию: «Церковь в селе Вострова строить разрешаем». Так появилось у села второе  название – Вострово.
   Величественный сосновый бор, стоящий стеной, казалось,  оберегал людей, живущих у его кромки.  Озеро, обрамленное  с одной стороны ивами, с другой – камышом, было богато рыбой. И главное – здесь были плодородные почвы.
   Яков с кумом Миколой, осмотревшись и посоветовавшись, отправились на сельский сход.
   Возле бора, на гриве, стояла сборня, где собирались  сельчане, обсуждали насущные вопросы и тут же принимали решение, причислять к сельской общине очередных переселенцев или нет. Причисленным, или приписным, выделялся земельный надел и покос.
   Старожилы встретили переселенцев настороженно, говорить с ними начали высокомерно-грубовато, но увидев, что те пришли не с пустыми руками, а готовы заплатить и выставить положенный в таких случаях магарыч, подобрели и, уже слушая их, согласно кивали головами.
   Наконец вынесли решение:
   - Ладно, в общину примем, землю выделим. И подсобим, ежели чего. Не станете лениться – голодовать не будете. Стройтесь.
   И пошли по кругу глиняные кружки, которыми черпали водку прямо из ведра.
   Земли под застройки выделили им на Кукуе; так назывался участок земли, как бы оторванный от основного села.  Правда, семье Горковенко земли выделили больше, так как у них было трое сыновей . У Якова же был один сын и две дочери, а на женщин  земля не нарезалась.

   Уже к осени Яков со своей женой Ульяной построили хату из самана. Ульяна с детьми возили на телеге желтую глину, которой было много у кромки бора, лили в нее воду, бросали солому и все это месили ногами. Из полученной тягучей массы  делали кирпичики и сушили на солнце. Кирпичики эти и шли на строительство жилища, ими же выкладывали печку и дымоход. Стены внутри хаты обмазали белой глиной, пол  залили желтой глиной, смешанной с коровяком, и когда  тот подсох, застлали соломой. Крышу покрыли дерном,  туго переплетенным корнями трав.
   И когда первые перышки белого снега, кружась, нерешительно легли на землю, семья уже обихаживала, обживала свою хату.
    Земля, которую Яков по весне распахал и засеял привезенными с собою, бережно хранимыми семенами овса и совсем немного – пшеницы, дала первый свой урожай.  А еще уродили хорошо на песчаной почве тыквы, арбузы и дыни. Ульяна радовалась тому, что на новой земле прижилась бахча.
   Яков, привыкший работать до соленого пота, знал, что земля-матушка мудра и неподкупна: одаривает трудолюбивых. И приучал к труду детей, повторяя:
   - Руки-ноги есть – работай, христарадничать – ленивых забота.
   И добавлял:
   - Это вам не на барщину-то ходить робить, где за труды твои барин ишо по морде бураками надават… А на своей землице все слаще родится…
   Благодаря упорству своему и трудолюбию обрели Яков с Ульяной на Алтае вторую родину для себя и надеялись на счастливое будущее для своих детей.

   Через два года, обжившись немного, поставил Яков одностопную деревянную избу, а в саманухе устроил пимокатню:   пимы в Сибири – обувка самая необходимая. Сам  он освоил новое ремесло и взял в подручные сына Игната, которому исполнилось двенадцать лет.. Среди клубов пара и пыли, по пояс обнаженные, выполняли они всю работу вручную, используя вальки – деревянный и железный. Спустя время прослыли Яков с Игнатом лучшими пимокатами в округе. Катанки получались у них легкие и теплые.
   А еще через год уже в новой, выстроенной Яковом избе,  Ульяна снова родила дочь. Деревенская повитуха, помогавшая  Ульяне при родах, приняв девочку, сказала:
   - В день святой Марфы народилась. Знать, суждено ей быть заступницей нашей пред Господом…
Так и назвали девочку – Марфой.