О врачебных ошибках

Анатолий Денисенко
 
…Тысячи сложных и сложнейших операций и довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват, нет, нет, это не убийства!...(Николай Амосов).


      ПРЕДИСЛОВИЕ
               
     Субботним мартовским вечером сидели два соседа за небольшим кухонным столом, собираясь пить чай с малиновым вареньем и фирменным яблочным пирогом хозяйки Марии Ивановны. Сама она ушла в комнату смотреть свою любимую передачу «Х-фактор». Мужчины уже попробовали домашнее виноградно-яблочное прошлого года и удобно расположившись на мягких сиденьях кухонного уголка, беседовали о своих делах.

     Как-то незаметно разговор коснулся темы здоровья и Алексей Иванович поинтересовался, обращался ли Антон к врачу с этим своим надрывным кашлем. Антон ответил, что никаких проблем со здоровьем у него нет. Пару месяцев назад обследовался во время диспансеризации. Тогда врачи сказали, что у него всё в порядке, а он доверяет своему лечащему врачу и персоналу госпиталя. Этот кашель у него - в результате простуды. Так что, по его мнению, не стоит тратить своё драгоценное время на походы в госпиталь по пустякам.
 
     Алексей Иванович ответил ему, что он тоже до поры до времени почти не обращал внимания на такие простуды и доверял медикам, но потом начал сомневаться в том, что поступает правильно.
     - Вот послушай мой короткий рассказ и сам делай выводы. Расскажу тебе три истории о врачебных ошибках. Но прежде, давай уясним для себя, что такое врачебная ошибка. В связи с возникшими семейными обстоятельствами – более частыми обращениям к врачам и иногда особенной их (врачей) реакцией, в частности, назначениями и рекомендациями, мне пришлось вникнуть в понятие врачебная ошибка. Вот послушай мою краткую информацию о врачебной ошибке.
   
     Врачебная ошибка — незлоумышленное заблуждение врача или любого другого медицинского работника в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.
     Получается, что если врач в своей работе руководствовался проверенными практикой непреложными истинами медицинской профессии, общепризнанными правилами медицины, изложенными в источниках информации либо передаваемыми устно или наглядно между коллег по профессии, но это не помогло больному выздороветь, то это не является врачебной ошибкой.

     В мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки
     В уголовных кодексах государств отсутствует данное определение. Врачебная ошибка, как таковая, вне зависимости от последствий не наказуема.
     В медицине, хотя и редко, имеют место атипичность симптомов, а также фактор случайности, который бывает трудно прогнозировать и который может обусловить непредсказуемые последствия.

     В мире нет государства, где бы врачи не допускали ошибок. В США доля врачебных ошибок составляет три-четыре процента, в Великобритании — пять, во Франции — три. По России, Украине и другим странам бывшего Советского Союза точные данные найти не удалось. Но есть информация о, примерно, двадцати одном проценте (!) по данным на две тысячи пятый год.
     В Великобритании от врачебных ошибок ежегодно умирают до семидесяти тысяч человек, в США по разным оценкам пятьдесят-сто тысяч. Трудно себе представить, сколько умирает у нас!

     Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Согласно данным литературы на долю субъективных причин врачебных ошибок приходится шестьдесят процентов от общего их количества

      А теперь послушай мои истории. Они показывают, какие последствия может иметь врачебная ошибка. И ещё я расскажу здесь о трёх нетипичных, как получается в рассказе, симптомах. А нетипичные симптомы – одна из основных объективных причин врачебных ошибок. Думаю, что тебе эта информация будет полезна.

 
      История первая.  СИМУЛЯНТ.

     Давно это было, но в памяти остались все подробности. Буду излагать от третьего лица, сказал Алексей Иванович.

     В последний день октября в киевском военном училище связи состоялся приём присяги. Это был праздник для всех курсантов первого курса. В советские времена такие праздники организовывать умели. Всё было красочно, торжественно, многолюдно. И погода в тот день была на редкость замечательная.

     Ко многим курсантам приехали родители, в том числе и отец Алексея со своим братом. После окончания праздника Алексей получил увольнительную и они втроём пошли гулять по городу. Прошлись по Крещатику, побывали в Первомайском парке и мимо филармонии спустились к речному вокзалу. В конце дня поужинали в кафе на набережной, после чего Алексей вернулся в училище.

    Ещё в пути ему стало плохо, жуткие резкие боли в животе, сильная тошнота. Была ночь, в медсанчасти училища дали какие-то лекарства. Алексей выпил и уже наутро чувствовал себя сносно. Пошёл на занятие с группой, а вечером они заступили в караул.  Когда Алексей стоял на посту всё повторилось. Хорошо сработал начальник караула сержант Вова Новиков и через полчаса Алексей уже лежал на койке в медсанчасти.

     Ещё через день Алексея направили в госпиталь на обследование, где в одном из кабинетов два молодых врача задавали ему разные вопросы, в том числе и такие, чтобы выяснить не симулянт ли он. В конечном итоге, как понял Алексей, точный диагноз они поставить не смогли, но высказали свои предположения. Конечно, какие-то лекарства Алексею прописали, диагноз написали и через неделю лечения в медсанчасти он выписался.
     После этого случая у Алексея периодически возникали боли, недомогание. Он пил таблетки, которые ему давали в санчасти. Так прошло четыре с половиной года.

     Тогда Алексей служил в городе Куйбышеве в полку связи, несколько месяцев как принял командование ротой. Предстояло сдать весеннюю итоговую проверку. И тут случился новый приступ. На этот раз боли были настолько сильные, что он не мог стоять.  Было очень неловко оставлять подразделение перед проверкой. Сослуживцы могли подумать, что он симулировал. Но ничего поделать было нельзя. Алексей слёг и попал на лечение в окружной военный госпиталь.  Его от чего-то лечили, он даже не понял, от чего.  В то время он всецело полагался на врачей и был доволен, что через десять дней стал чувствовать себя нормально.

     Но это «нормально» продолжалось недолго и через несколько месяцев он снова заболел. Симптомы были те же, что и прежде. К тому времени Алексей был уже женат.

      В тот день он лежал с температурой дома на диване, когда в гости пришла тёща Мария Степановна. Она работала в военном госпитале старшей медсестрой. Капитан запаса медицинской службы, она прошла войну и была очень опытным медработником. Отношения с зятем у неё установились довольно хорошие, можно сказать, даже тёплые. Увидев, что её зять не здоров, она задала ему несколько вопросов и пока Алексей пил чай, к дому подъехала скорая из госпиталя.

     Мария Степановна поехала с Алексеем и когда в приёмном отделении его осмотрели и высказали предположение о диагнозе, она засомневалась в его правильности. Алексею было неведомо, к кому она обращалась, но примерно через час его осматривала уже группа врачей во главе с ведущим инфекционистом военного округа. Назначили анализы и на следующий день был поставлен точный диагноз. Курс лечения продолжался семь дней. Со временем Алексей по-настоящему выздоровел. Он стал чувствовать себя значительно лучше и через пару месяцев из «скелета» превратился в человека «нормальной упитанности». Вот так закончилась история «Симулянт»

     Диагноз был до банальности прост - лямблиоз. Эта болезнь мучила Алексея около пяти лет. Почему её же не диагностировали сразу? На этот вопрос у Алексея есть, конечно, своё мнение. Но надо отметить особенность этой болезни. Для её диагностирования необходимо копрологическое исследование, часто многократное (иногда пяти-шестиразовое). Наиболее эффективно оно - через две-три недели после заражения. Копрологическое исследование включает в себя микроскопирование, что позволяет определить наличие в организме простейших и прочих микроорганизмов. Это исследование – одна из тех манипуляций, которые требуют человеческого труда и внимания, в то время как большинство анализов уже давно проводятся автоматическими анализаторами.

     Через много лет эта история, рассказанная Алексеем своему коллеге-адъюнкту, очень помогла стать спортсменом его сынишке. Мальчик семи лет занимался в знаменитой школе плавания Владимира Сальникова в Ленинграде, быстро прогрессировал. Но потом его результаты начали падать, ребёнок плохо себя чувствовал, появилась чуть повышенная температура. Обращения к врачам не давали результатов. Родители уже хотели забирать его из плавания. Через несколько дней после рассказа Алексея у юного пловца был диагностирован лямблиоз. Мальчик быстро выздоровел и продолжил занятия в спортивной школе чемпионов.
 

      История вторая. СКРОМНАЯ ЖЕНЩИНА.

     Алексей учился в адъюнктуре Военной Академии связи и жил в гостинице Академии. По соседству с ним обитала семья адъюнкта Виктора с кафедры "Эффективность систем связи". К Виктору в гости приехала его тёща, мать его жены Валентины. Женщина ещё довольно молодая, лет пятидесяти, симпатичная, вежливая и очень скромная.
    
     Она погостила у дочери около недели и уехала. Ещё через месяц Алексей узнал, что она умерла. Соседи Виктора и Валентины были шокированы: она же была здорова, как это могло случиться?!
     Валентина рассказала, что её мать, будучи у них в гостях, постоянно кашляла, у неё временами была невысокая температура. Женщина говорила, что она уже обращалась к врачам в районную поликлинику, у неё обычная простуда.
 
     Потом оказалось, что поставили неправильный диагноз. У женщины было воспаление лёгких. Из-за своей скромности она стеснялась обращаться к врачам повторно. Когда всё же вынуждена была прийти в поликлинику второй раз, врачи увидели воспаление, но было уже поздно и спасти её не смогли.


     История третья. В ПРАЗДНИЧНУЮ НОЧЬ

    Подходил к концу третий год учёбы и работы Алексея в адъюнктуре. Сроки поджимали, оставалось всего три месяца, в течение которых обязательно надо было «защититься». Работы с диссертацией было ещё много. Пришли не все отзывы на автореферат, не полностью были готовы демонстрационные материалы, не закончена подготовка доклада. Требовалось сделать ещё много мелких дел. Кроме того, Алексей уже работал преподавателем своей кафедры.
 
     Необходимость выполнения большого объёма работы в короткие сроки тяжелым грузом лежала на плечах, «давила на голову», как говорили об этом периоде адъюнкты. В добавок сработал закон Мерфи: «Если какая-нибудь неприятность может произойти, она случится».

     У Алексея начались проблемы со здоровьем. У адъюнктов они, как правило, возникают после защиты, а у него случились до этого главного в адъюнктской жизни события. Начала неметь правая кисть, потом локоть. Тупая слабая ноющая боль распространилась на всю правую руку до самого плеча. Потом появились такие же симптомы на левой руке. Возникли ощущения, как будто множество мелких иголок очень часто укалывают тело.

     Боль была не сильной и позволяла работать. Алексей дважды в течение месяца обращался в военную поликлинику к врачам, но диагноз не был установлен. Были лишь предположения, что это «плохая проводимость нервных окончаний». В качестве средств лечения рекомендовали витамины и интимные отношения, в которых надо позиционировать себя «сильным мужчиной». "Строгое следование этим рекомендациям" никаких улучшений не принесло.

      Чем это завершилось расскажу чуть подробнее. Может пригодиться. Такие симптомы, наверное, могут быть и у других людей.
 
      Был вечер шестого ноября. На кафедре - предпраздничный день, состоялось заседание кафедры. Преподавателей поздравили с праздником, рабочий день закончился. Алексей и его товарищи, немного задержались, выпили по сто граммов коньяка, кофе и тоже пошли домой. Адъюнкты жили рядом с Академией и через пятнадцать минут Алексей уже открыл двери своей гостинки. Его жена, уловив запах коньяка, предложила ему пройтись по магазинам, прогуляться, "подышать свежим воздухом", а заодно ещё и продукты купить.

     Когда Алексей пришел обратно домой с полной сумкой продуктов, его знобило. Он прилёг на диван и тут случилось чудо. Откуда ни возьмись прилетела Добрая Фея. Оказалось, что полчаса назад, пока он ходил по магазинам, к ним в гости из Куйбышева приехала тёща Мария Степановна.  Увидев зятя в таком состоянии, она тут же распорядилась, чтобы он лёг на спину и поднял футболку. Несколько конкретных вопросов, пару нажатий пальцами на живот и диагноз был поставлен - острый аппендицит. Надо срочно ехать в госпиталь на операцию. Алексей поинтересовался, как она так быстро это определила.
      
   Слушай, Антоша, какой простой способ определения воспаления аппендикса показала Мария Степановна. Можно проделать самому. Для этого надо лёжа на спине, расслабиться, нажать одним-двумя пальцами и резко отпустить живот справа ниже грудной клетки. Если при отпускании появляется резкая боль – это верный признак аппендицита. Ничего подобного врачи в поликлинике, куда обращался Алексей, не делали.

     Мария Степановна тут же спустилась на второй этаж гостиницы, где жили иностранные слушатели (городской телефон в гостинице был только там), и оттуда вызвала скорую. Через несколько минут к подъезду гостиницы подкатил «уазик-буханка» скорой помощи военного госпиталя. В час ночи Алексея прооперировали. Анестезия была местной и во время операции хирург показал Алексею его огромную «луковицу» воспалённого аппендикса: «Вам повезло. Ещё немного времени и была бы беда, у вас был бы перитонит».
     Алексей опасался, что в праздничную ночь бригада врачей может быть «навеселе». Однако врачи сработали безукоризненно и по организации операции, и по её качеству выполнения, очень профессионально. Алексей мысленно поблагодарил небо, что оно в нужный момент прислало ему фею-спасительницу и врачей-профи.               
     Вот такая «плохая проводимость нервных окончаний», оказывается, была у Алексея.

     А теперь давай, Антоша, поговорим о том, какие выводы мы можем сделать из этих сюжетов? 
Я бы, например, сделал такие выводы:

• если заболел, надо глубоко вникать в суть своей болезни и попытаться самому разобраться, что происходит. Сейчас для этого есть все возможности (прежде всего – интернет);
• симптомы болезни могут быть нетипичными;
• врач может допустить ошибку при диагностировании, но никогда нельзя во всём винить врачей. Сия сфера нам неведома, мы в ней профаны, а врачи, как правило, всегда стараются помочь своим пациентам; 
• надо обращать серьёзное внимание на состояние здоровья своих родных и близких; есть люди увлечённые работой, искусством, любовью и многим другим; они могут пропустить или махнуть рукой на первые симптомы болезни, а потом может оказаться, что обратились поздно; ценой промедления может стать даже жизнь;
• хорошо бы вести свой медицинский дневник, в который записывать все данные о своём здоровье: когда и чем болел, какие лекарства принимал, как на это реагировал организм. Наверное, это очень важно и врачи не зря часто спрашивают об этом при лечении. Надо знать информацию о здоровье своих родителей, братьев и сестёр. Иногда важны наследственные связи.

       Антон добавил, что по его мнению, ещё надо делать следующее:
• изучать, что и почему рекомендуют в качестве медпрепаратов для лечения. Всегда надо разобраться, что это за препараты. Они могут иметь большие побочные эффекты;
• самому следить за динамикой болезни. Делать для этого необходимые записи;

     Мы понимаем, что в медицине, как и в любом другом деле, возможны ошибки. Не было бы ошибок, не было бы и развития медицины, движения медицинской науки вперёд.

     Нам следует всегда помнить, что каждый человек прежде всего сам несёт ответственность за своё здоровье. Он должен отдавать себе отчёт за свои действия, поступки и их возможные последствия для своего организма.  Любая личность, обычно, имеет возможность осознанно контролировать свои негативные эмоции, рационально питаться, систематически выполнять физические упражнения, противостоять стрессу, не употреблять алкоголь и наркотики, не курить, своевременно обращаться за медицинской помощью.  Для здоровья важно также стремиться к самореализации и иметь духовно наполненную жизнь.