Две версии смысла жизни

Евгений Терещенко
Смысл жизни можно понимать по-разному. Но здесь я остановлюсь только на двух трактовках этого понятия, изложенных в работах двух русских мыслителей Е.Трубецкого и С.Франка под одинаковым названием «Смысл жизни».

По Трубецкому смысл жизни заключается в совпадении личных и сверхличных интересов в жизни человека. Что это означает? Если человек, к примеру, имеет дефицитную, нужную обществу профессию, у него есть безграничные возможности служения людям. Но если он не любит свою работу, занимается «не своим делом», его труд на благо общества не осмыслит его жизнь и не сделает его счастливым. Невозможно заставить себя полюбить нелюбимую, несоответствующую своему характеру и склонностям работу. Знаю это по себе.

Или, наоборот. Если человек занимается любимым делом: пишет стихи, музыку, рисует картины, но его произведения не печатаются, не исполняются, не выставляются, он не может быть удовлетворен и счастлив. Тому есть немало примеров. Жорж Бизе  тяжело переживал невысокую известность своих произведений и, после провала премьеры оперы «Кармен», умер. Великий Ван Гог, чьи картины при его жизни не пользовались спросом, покончил жизнь самоубийством.

А вот когда человек занимается любимым делом и получает за него денежное вознаграждение, то есть, когда он любим, почитаем, востребован другими людьми, его жизнь имеет смысл и он счастлив.

Иначе понимал смысл жизни С.Л. Франк. В первой части своей работы, он последовательно и убедительно доказал, что никакое дело неспособно осмыслить человеческую жизнь, даже работа самосовершенствования и добродетельные поступки. А во второй части работы он дал свой ответ на вопрос о смысле жизни. Ответ этот можно схематично уложить в две фразы, представляющие собой цитаты из книги:

1. «Для того, чтобы жизнь имела смысл нужны две вещи: существование Бога и наша собственная причастность ему, достижимость для нас божественной жизни».

2. «Никакое дело не может само по себе осмыслить человеческой жизни. Но если жизнь уже осмыслена единением с божественным источником, то любое, самое незначительное дело, будет иметь смысл».

Главное, согласно С.Франку, вера, единение с Богом (каким образом это достигается – другой вопрос), а важные и полезные дела приложатся сами. Разумеется, в книге эти мысли освещаются гораздо подробнее.

По-моему, оба автора достаточно убедительны, но только, мне кажется, смысл жизни, в понимании Е.Трубецкого, доступен немногим, а смысл жизни, в понимании С.Франка,  доступен всем. Не все обладают талантом и выраженным творческим призванием для служения людям, но все, (при желании) могут посвятить свою жизнь Богу.