Еврейский исторический феномен продолжение

Генади Ривкин
         
      Вклад в индустриализацию  страны как весомый   фактор победы в ВОВ.
   
 В  предыдущей части  мы  говорили о  колоссальном ущербе, которую принесла  стране сталинская  индустриализация. При этом,  нельзя  отрицать   положительной роли,  которое она сыграла в  спровоцированной Сталиным войне с Германией.

А теперь, в  русле нашей основной  темы,  обратимся к  существу вопроса: о  весомой в этом  роли еврейских   специалистов. Об этом  мы узнаем из публикаций  ряда ниже названных историков, материал которых, не претендуя на  открытие Америки, используется в этом эссе.

А поскольку  следует начать с самого начала,   как  ни   странно,  разговор  поведем о роли нескольких  американских евреев.У  колыбели индустриализации, начавшейся  в 1928 году, находилась организация  Амторг, осуществлявшая закупки промышленного оборудования  в Соединенных Штатах.

У колыбели Амторга, созданного  еще в 1924 году,  стояли  два еврея:  со стороны Америки -  Джулиус Хаммер, отец небезызвестного Арманда Хаммера, русского еврея, и возглавивший Амторг советский еврей Саул Григорьевич Брон.
 
Историк Валерий Базаров  в своей работе  «Как американец Альберт Кан создал военно-промышленный комплекс Советского Союза» пишет: «Этот самый Джулиус Хаммер был тем человеком, через которого Советское правительство осуществляло сделки с Генри Фордом на поставку тракторов и автомобилей.

Это же надо – еще один еврей, да еще и коммунист! Но бизнес есть бизнес. И потекли в Россию машины Форда, которые,  как и их производитель, стали там чрезвычайно популярны. Так что до «индустриализации» в Советской России произошла «фордизация».Осуществлялась же  она при непосредственном участии выдающегося американского строительного  архитектора Альберта   Кана.

О той  колоссальной    роли, которую    в индустриализации страны  сыграл этот  американский еврей, выходец из Германии, в  статье «Альберт Кан в истории советской индустриализации», заслуженный архитектор России Академик Международной Академии наук о природе и обществе,Член-корреспондент Российской Академии Архитектуры  М.Г.Меерович  пишет:

«В мировой истории промышленного производства ХХ века имя Альберта Кана не просто широко известно. Оно находится на недосягаемой для многих корифеев-архитекторов высоте, так как неразрывно связано с поистине эпохальным изобретением индустриальной эры — методикой скоростного поточно-конвейерного производства архитектурно-строительной проектной документации.

Эта методика произвела подлинную революцию в архитектурной проектной деятельности, так как превратила проектирование из «художественного творчества» в «индустриальное производство». 1929 г.  председатель торговой компании Амторг, «товарищ» Саул Брон предложил Альберту Кану контракт на 40 миллионов долларов «для проектирования и руководства строительством большой группы заводов в Сталинграде, в устье реки Волги, на юге России».
 
Причина обращения именно к Кану заключалась в том, что, спроектировав все заводы Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев.

Примерно в  том  же стиле работал Кан и в СССР: проект СТЗ был выполнен в рекордно короткие сроки; строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев.
 
Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название - «Госпроектстрой». Руководил филиалом брат Альберта Мориц   Кан. В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. К примеру,  АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

После завершения строительства Сталинградского тракторного в 1930 году, Саул Брон подписал с Каном  договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (ныне  это около 250 млрд ).

В 1930-х  этой организацией – филиалом американской фирмы   Канна,  был составлен  план промышленной модернизации в России, после чего за период действия договора с 1930 по 1932 была осуществлена его непосредственная реализация. За этот период было построено более  500 заводов, из которых здесь  можем перечислить лишь несколько наиболее значимых.

Тракторные (они же танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Томске; самолетостроительные заводы в Краматорске и Томске; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Сольде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормово, сталелитейные и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод и  многие другие.
По списку объектов видно, что А. Кан  спроектировал и оснастил оборудованием едва ли не всю советскую военную промышленность. Ведь до 1930 года в СССР практически не было собственных тракторных и танковых заводов, что по  сути одно   и   то   же.

Фактически, почти все ударным темпом построенные  промышленные объекты имели военное предназначение, как  и  вся индустриализация, ничего не давшая для обеспечения населения товарами  ширпотреба. Такой характер милитаризированной промышленности  в определенной мере сохранился до   нынешних времен и  стал хорошо ощутим после  введения западных санкций.

Здесь стоило бы остановиться на  таком моменте: как Сталин «отблагодарил» иностранных и советских специалистов за их   участие и весомый вклад  в столь важном   для страны деле. Не будем забывать, что  кроме названных и неназванных здесь иностранных специалистов,  основной  вклад в индустриализацию внесли огромное число советских рабочих  и инженеров,  как русских,  так и  представителей других национальностей.

Следует знать, что  под руководством американской фирмы, на стройках самих предприятий работали тысячи иностранных специалистов, в числе которых было много американцев. Они, откликнувшись на призывы и поверив  обещаниям, в условиях переживаемого в тот период тяжелого кризиса и   безработицы,  приехали в Союз, подписав контракты с тем самым Амторгом.

Подавляющего  большинства американских специалистов,  приехавших на  работу СССР, ждала  печальная участь. Люди сдавали свои американские паспорта, - такова была изощренная уловка, - и несчастные оставались абсолютно беззащитными в лапах НКВД
Как пишет В. Базаров,  «…до сих пор никто не может установить, сколько иностранцев пали жертвами террора, но общее количество иностранных работников в России в 1920-30 годы оценивается в 70-80 тысяч человек. В отношении американцев приводится цифра 10 тысяч, но достоверных данных не существует».

Что касается советских специалистов, кто был  связан   с   закупками американского оборудования, его установкой, то, чтобы скрыть иностранную   роль в индустриализации,   «мудрый вождь и  учитель» отблагодарил их по-своему: все они   получили пулю в  затылок.

Сотни высококлассных инженеров, в   их   числе и Саул  Брон, в конце 30-х годов оказались «врагами народа» и «вредителями».Практически, все руководящие советские инженеры, которые работали над проектами А.Кана, как  и  многие прочие, были обвинены в шпионаже и вредительстве и уничтожены. Фактически поступили также,  как  и с  многочисленными и успешными деятелями внешней разведки, о   чем мы писали ранее. И, как водится, члены семей «врагов народа» были репрессированы тоже.

Здесь нелишне было  бы поговорить  и  о роли  гулаговской системы в  индустриализации, в   частности, одного из ее  ярких  и противоречивых представителей – Н.Френкеле.Василий  Гросcман  в романе "Жизнь и судьба" так описал превращение бывшего Соловецкого заключенного  в генерала НКВД, ответственного за работу советских концентрационных лагерей, о его поразительной судьбе.
 
В середине двадцатых годов его, как предприимчивого  нэпмановского строительного подрядчика - он получил соответствующее образование  за   границей – и   подпольного одесского  миллионера,  арестовали и выслали в Соловки.
Сидя в Соловецком лагере, Френкель подал Сталину гениальный проект, в   котором подробно, с экономическими и техническими обоснованиями, говорилось об использовании огромных масс заключенных для создания дорог, плотин, гидростанций, искусственных водоемов.

Заключенный, бывший  нэпман  со временем стал генерал-лейтенантом МГБ, - Хозяин проницательно  оценил его способности. Ну а  Солженицын, уже с другой позиции,  справедливо оценивая теневую сторону, в своем труде  «Архипелаг Гулаг»,  называет Френкеля автором идеи использования в СССР массового труда заключенных, по  сути, рабского труда.

Под управлением талантливого  хозяйственника лагерный мир проектировал, планировал, рождал рудники, заводы, новые моря, гигантские электростанции. Любопытны почерпнутые из «Википедия» «героические  страницы  трудовой биографии»  этого бывшего гулаговского зэка, которые дают   представление о   его значимой роли  в индустриализации:

Нач. произв. отд. ГУЛАГ ОГПУ СССР (1930—1931); нач. работ Беломорстроя ОГПУ (1931); пом. нач. Беломорстроя ОГПУ (1933); нач. строительства Байкало-Амурской ж. д. (1933—1934); нач. строительства Байкало-Амурской ж. д. ОГПУ—НКВД (1934—1937); нач. Упр. Байкало-Амурского ИТЛ ОГПУ—НКВД (1934—1938); нач. Упр. желдорстроя на Дальнем Востоке НКВД (1938—1940); нач. Гл. упр. лагерей ж.-д. строительства, зам. нач. ГУЛАГ НКВД СССР (1940—1941); нач. Гл. упр. лагерей ж.-д. строительства НКВД—МВД СССР (1941—1947). Уволен из МВД (1947) в звании генерал-лейтенанта ИТС. Награжден тремя орденами Ленина.

Необходимо  затронуть и другой  теневой момент - непропорциональное количество евреев среди  гулаговских начальников – они и  здесь оказались «на  высоте».    Нельзя по этому  поводу не привести цитату  из романа Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». 
 
Так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин — Берман — Френкель — Коган — Раппопорт — Жук.
От этой формулировки   явственно разит душком  махрового  антисемитизма. Ведь   такое акцентирование означает не   что иное,  как предъявление очередного  счета всей еврейской  нации.

Во-первых, на   примере Френкеля мы  убедились, что за красивые глаза,  или по   признаку  национальной принадлежности никого на  эти, как  и  прочие должности в  сталинской системе не назначали. Дело обстояло как раз наоборот.

Во-вторых,  общеизвестно по ряду публикаций  непропорциональное число еврейских  имен,- многие  из   которых будут  перечислены ниже, - не  зря назначенных и занимавших ключевые должности в различных  областях промышленного комплекса и сыгравших   свою  немалую  положительную роль  в индустриализации страны.

Из этого следует, что непропорциональное число евреев в репрессивных органах, не является неким   исключением, свидетельствующим о злом умысле евреев, стремящихся, как  это предполагает А.Солженицын и   прочие  антисемиты, специально  навредить   русскому  народу.

Вот   что  писал по   этому  поводу В.Войнович в  своей  книге  «Портрет на  фоне мифа»:  «…Тогда   в  НКВД  было много евреев,  но  и жертвами  их были  люди  (не   все,   но   много)  той  же  национальности. Канал  строили   не  перечисленные евреи, а   Политбюро во   главе  с  грузином (там   был,  конечно, и  Каганович).
   
Когда   Солженицын,   описывая, дьявольские  козни  революционеров,  раскрывает   псевдонимы,   мы   все …знаем,   что   это   значит». А значит только одно: стремление подчеркнуть вредоносную  роль еврейской нации, разжигание национальной ненависти, что, иначе как проявлением ксенофобии,  антисемитизма назвать   нельзя.

Так или иначе,  в результате колоссальных  усилий страны, ценой массовой нищеты, тяжелого труда гулаговских и «свободных» рабов,  неимоверных человеческих  жертв была создана мощная тяжелая промышленность, в основном, военного назначения.

Благодаря этому,  к концу 30-х годов в СССР было успешно произведено столько оружия, сколько не  было ни   в  одной стране   мира.
Или, если точнее, столько, сколько Сталин сумел выжать из полностью милитаризированной советской экономики и по количеству  значительно превосходящее все нормы    необходимой обороны.

Так в конце 30-х гг. количество боевых танков в Советском Союзе превышало общее число танков Германии, Франции, Англии и США, вместе взятых!   Если сравниваться с вероятным противником  Германией, то  к началу ВОВ, в то время как вермахт имел на вооружении всего 3350 танков всех типов, арсенал Сталина насчитывал свыше 23000 танков.

Как пишет историк Хмельницкий: «Гигантское превосходство СССР в самолетах и  танках, подготовка к нападению на Германию летом 1941 г. реально велась и легко доказуема».Взять хотя - бы такой  вопиющий факт. За полтора года после подписания пакта Молотова—Риббентропа  СССР успел напасть на всех своих европейских соседей и оккупировать территории с населением 23 миллиона человек.

И это было  лишь  начало, подготовка к широкомасштабной агрессии  под лозунгом Мировой революции происходила во  всю   мощь  с  использованием всех ресурсов  страны.Но все произошло  вопреки тому,  что  планировал  Сталин.

Гитлер, обнаружил мощную концентрацию советских вооруженных сил  в  приграничье,  явно и  многогранно  свидетельствующую  о подготовке к агрессивной войне. Именно к агрессивной, поскольку  для оборонительной все силы не сосредотачивают в пограничной зоне.

Трезво оценив опасность, фюрер  вынужден  был  нанести упреждающий удар, в конечном итоге, для  себя же  смертельный. Существенно для  понимания ситуации: вынужден был начать   военные действия и на Востоке,  несмотря на  то, что   вел  войну на Западе.

Но другого выхода, разве что, признав поражение,  прекратить успешную захватническую войну на Западном   фронте, у   фашистов не   было.
Цифры уничтоженной, или захваченной советской  техники в результате внезапного  нападения на  войска, к обороне  абсолютно не готовые,  нацеленные  несколько  позже внезапно  напасть на   противника,  говорят сами за себя: 11873 тыс. танка, 22 тыс. орудий, 14,5 тыс. самолетов.

Плюс два с половиной миллиона пленных. И это только до  10 июля 41года, т.е. за три   недели   войны. Всего за годы войны СССР потерял 96 500 танков и САУ, созданных на заводах, построенных в 1930-е, а также, присланных американцами.
Такова  цена  самонадеянной наступательной стратегии, согласно    которой, готовясь   к  войне  на чужой территории  и  не  допуская мысли об оборонительной войне, в пограничных   районах были сконцентрированы  основная часть войск и материальных  ресурсов.

Произошла, несомненно,  по  вине Сталина, колоссальная военная катастрофа:  имея кратное превосходство в живой силе и технике, трудно представить   себе, чтобы хоть одна  страна в  мире  могла бы оказаться в  такой  ситуации.
Но,  с другой стороны, вне  всякого сомнения,  после такой катастрофы  в мире нашлось   бы  немного стран, которые могли  бы  выстоять и   победить.

 Это можно  объяснить такими факторами: 1. Наличие огромных территориальных и  человеческих резервов.

2.Заблаговременно построенная на востоке страны  мощная промышленная база, которая в  короткий срок смогла взамен утерянного оружия поставлять фронту все новое.

3. Твердая диктаторская рука, которая безжалостно бросала в  жерло войны все новые миллионы человеческих жертв.

4.Колоссальная американская помощь в  военной технике, разного рода необходимых для войны ресурсов, продовольствии.

5.Отвлечение  значительной доли немецких сил на Западном фронте.

Таким образом,  мы  сталкиваемся   с  противоречивой ситуацией. С   одной стороны,  мы говорили о бессмысленной, с точки   зрения нормальной логики, -  если не иметь ввиду подготовку к   агрессивной войне, - и  беспощадной сталинской индустриализации.
 
А с   другой стороны,   так,  или иначе,   в   конечном  итоге, эта самая индустриализация сыграла решающую роль в   победе,  и немалая  доля заслуги в этом, безусловно, принадлежит еврейским  специалистам.

Обратимся  к той значимой роли  в индустриализации и вооружении   страны,  которую  сыграли     советские   евреи. «С самого начала установления нового строя, - пишет Иосиф Кременецкий («Евреи во  второй мировой  войне») - евреи принимали активное участие во всех отраслях промышленности, в   которые внесли  свой весомый вклад.

Большой процент евреев входил в руководство ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства) страны. Такие деятели промышленности как члены ВСНХ Эйсмонт, Ландеман, А. Шотман, Красиков, Хайкина, Ротенберг, Альперович и др. были хорошо известны в промышленных кругах. Значительное количество евреев работало в местных органах ВСНХ.

На высшее партийное руководство по линии промышленности выдвигаются два брата Лазарь и Михаил Кагановичи. Один становится заместителем наркома тяжелой промышленности (наркомом был Орджоникидзе), другой - наркомом оборонной, а затем авиапромышленности. Во время войны наркомами ведущих отраслей оборонной промышленности были 6 евреев».

Кроме того, что немаловажно, должности заместителей наркомов ведущих отраслей оборонной промышленности занимали 29 человек. Начальниками отраслевых главных управлений наркоматов были 25 человек.

Должности руководителей научных и проектных организаций в ранге директора, главного инженера, заместителя директора по научной работе занимали в военное время 62 человека.

А, к  примеру, начальниками главных управлений  Наркомтяжпрома работали в разное время: металлургической - А.Д. Гуревич, угольной - И.Б. Каган, газовой - А.И. Израилевич, строительной - С.С. Гинзбург, резиновой - Г.С. Биткер, станкостроения - А.Н. Альперович.

Евреи принимали самое активное участие в строительстве крупных промышленных объектов - электростанций, сырьевых добывающих и перерабатывающих комбинатов как в качестве руководителей строительства, так и на более низких постах.

Инженер-строитель И.А. Каттель был руководителем строительства таких крупных строек как Иваново-Вознесенский меланжевый комбинат, Магнитострой, строительство Комсомольска-на-Амуре, Челябинского завода крупного станкостроения, директором которого он и стал.

Инженер-строитель М.А. Прихожан руководил строительством Уральского автозавода (г. Миасс), затем Челябинского кузнечно-прессового завода. После войны руководил восстановлением г. Днепропетровска, строительством высотных зданий в Москве.

Д.т.н. проф. И.М. Рабинович разработал теорию и методы расчёта сложных строительных конструкций. Как строитель мостов большим авторитетом пользовался Г.И. Зингоренко. Он активно участвовал в инженерных работах на фронте, затем занимался восстановлением и строительством многих крупных мостов, консультировал строителей мостов ряда социалистических стран.

Строительством крупнейшей в СССР Братской ГЭС руководил Герой Соцтруда А.М. Гиндин. Наибольших практических результатов как строитель добился, пожалуй, Герой Соцтруда В.Э. Дымшиц.

Он участвовал или руководил строительством многих крупнейших предприятий страны и за рубежом: Азовсталь, Криворожский, Магнитогорский, Запорожский металлургические заводы, На крупнейших стройках страны активно работал на различных инженерных должностях Л. Г. Левинский.

Он занимал должность нач. Главленинградстроя, а впоследствии зам. министра электротехнической промышленности СССР.
Ряд выдающихся инженеров евреев стояли во главе крупных проектных институтов общегосударственного значения. В качестве примера можно привести Теплопроект (Главный инженер Гуревич И.И.), Нефтепроводопроект (Главный инженер Шинберг Д.Я.), Гипросредмаш (Начальник Шейнман И.Б.), Гипрокаучук (Главный инженер Гордин М.Д.) и др.
 
На должностях начальников отделов почти всех проектных институтов и их филиалов в союзных республиках и других отдаленных районах страны работало большое количество евреев.
 
Ряд инженеров евреев руководил крупнейшими ресурсодобывающими предприятиями: “Кузбассуголь” (главный инженер С.М. Островский), “Ростовуголь” (директор Ф.Я. Коган), “Челябинскуголь”  (управляющий Е.Д. Улановский, гл. инж. Л.И. Векслер), “Кривбассруда” (главный инженер А.Н. Шильман), “Дальстрой” (начальник А.И. Плинер), “Бугурусланнефть” (управляющий Р.С. Мадера) и др.

Целый ряд инженеров евреев занимал ведущие посты и в других отраслях промышленности. Например, в широко разрекламированных стройках крупных промышленных объектов - электростанций, сырьевых добывающих и перерабатывающих комбинатов евреи принимали самое активное участие, как в качестве руководителей строительства, так и на более низких постах.

Профессор И.Коган в журнале "Алеф" писал: "То, что сделала небольшая группа евреев в суровую зиму 1941-1942 годов на Урале, в Сибири и на Волге, было чудом, которое спасло Советский Союз от гибели". Этих людей разыскал и объединил Б.Л.Ванников.

После эвакуации из Ленинграда Кировского завода в г. Челябинск  главным конструктором по тяжёлым танкам  работал Ж.Я. Котин. Под его руководством были созданы тяжелые танки серии КВ и ИС, являвшиеся самыми мощными танками Второй мировой войны, а также серии самоходных артиллерийских установок. Значительная доля знаменитых средних танков Т-34 выпускалось во время войны на судостроительном заводе "Красное Сормово" в г. Горьком, где директором был Е. Э. Рубинчик.

Проектирование и возведение зданий цехов колоссального военно-промышленного комплекса в течение 6-8 месяцев сумели организовать вместе с наркомом строительства Семеном Захаровичем Гинзбургом его помощники Вениамин Дымшиц и Абрам Завенягин.

Замнаркома танковой промышленности Исаак Моисеевич Зальцман в Челябинском "танкограде", а затем на заводах Нижнего Тагила и "Уралмаша" организовал производство тяжелых и средних танков, лучших тогда в мире, и к концу 1942 года довел их выпуск до 100 машин в сутки.

Для организации массового производства самолетов много сделали зам. наркома авиационной промышленности Соломон Сандлер и директора заводов Александр Белянский (завод №19, изготавливавший штурмовик ИЛ-2), Матвей Шенкман (завод №16, делавший истребители Ла-5 и Ла-7), Израиль Левин (авиазавод в Саратове) и др.

Выше говорилось  о судьбе, постигшей  многих иностранных специалистов, в   том  числе, евреев, участвовавших в  первом этапе индустриализации. Но это было лишь   начало.

Л.Л. Мининберг в своей книге приводит фамилии крупных учёных и инженеров евреев, пострадавших в период Большого террора. Среди этих людей оказались многие выдающиеся деятели промышленности, чей вклад в Победу, тоже весьма весом. К примеру, в период зиновьевского дела из общего количества репрессированных 77 руководителей ленинградской партийной организации и промышленных предприятий было 15 евреев.


Среди репрессированных выдающиеся руководители-евреи: начальник Военно-инженерного управления Красной Армии Я.Д. Аскольдов, начальник НИИ ВМС Н.М. Хайт, начальник Главного артиллерийского управления Красной Армии Я.М. Железняков, начальник Управления вооружения ВМС И.Б. Разгон, член Военного совета авиации особого назначения И.М. Гринберг.

В этом  же ряду находятся  и руководящие деятели высших военных учебных заведений: начальник Управления высших учебных заведений Красной Армии И.Е. Славин, начальник Военно-хозяйственной академии А.Л. Шиферс, начальник Химического управления Красной Армии Я.М. Фишман, начальник Военной академии химзащиты Я.Л. Авиновецкий и др.

Перед самой войной был репрессирован Дважды Герой Советского Союза, начальник ВВС СССР Я.В. Смушкевич и ряд талантливейших авиационных конструкторов, успешно работавших впоследствии в знаменитых “шарагах”.

В короткой статейке, естественно,   невозможно показать  всего вклада, который внесли еврейские специалисты в  советскую   индустрию, в  победу в ВОВ. Кому-то покажется, что  вообще это - бессмысленная затея, ни к  чему выпячиваться, все это попахивает национализмом.
 
Но вот мы   читаем в статье И.Кременецкого «Еврейский фактор во Второй мировой войне»:«Особенно заметной было участие специалистов евреев в оборонной промышленности. Здесь их вклад невозможно переоценить.

Но, к сожалению, вся партийная  политика времён войны и в послевоенное время строилась на подлом, основанном   на ненависти,  замалчивании их активного участия в создании и развитии оборонной промышленности страны. Впрочем, как и вообще  их  вклада в победу  в  ВОВ, их доблести и   героизма на фронтах».
   
На фоне  того, что на протяжении длительного периода о  весьма  значимой   роли еврейских   специалистов существовало утаивание информации, на  фоне того, что пишется о пагубной роли  евреев в   различных антисемитских сочинениях, что можно прочесть на многочисленных  форумах, напрашивается  вывод: все  же  о  еврейском вкладе  правдивой информации явно недостаточно.

В этой  связи  и в   противовес этим моментам, берем   на  себя  смелость утверждать: все изложенные в статье  факты  неопровержимо свидетельствуют об очередном проявлении, - в ряду  тех, о   которых мы писали в предыдущих статьях, - еврейскго  исторического  феномена.

Об этом,   как и о других еврейских феноменах,  никогда  не следует забывать,- вопреки  тому,   что о   нас говорят, - не только евреям, для   которых это  должно быть  предметом   гордости. Нелишне, ради восстановления попранной истины и  справедливости,  будет  знать и нееврейской дружественной публике, и даже  антисемитам.