Кончалась ночь, погасли свечи

Отто Римский
«Вот  мы  и к дому подошли!»-
Татарка жестом указала
Дворец, где арки вознесли;
В них гербы золотом  блистали.

У входа двое часовых
Уныло головы склонили.
В картинной позе так застыв,
Пришельцам путь не преградили.

Крутою лестницей они
Поднялись в светлый зал широкий,
Затем две комнаты прошли.
Андрий спешил к двери высокой.

 «Туда нельзя! Ступай за мной!»-
Служанка молвила в тревоге.
В  проёме ниши боковой
Остановилась  на пороге.

Слуга с обличием суровым
Окинул взором их усталым,
И, подойдя к нему, два слова
Татарка  тихо прошептала.

Прошли две комнаты. Шепнула:
«Прошу здесь пана подождать!»
И вскоре вновь она вернулась,
Сказала: «Панна просит звать!»
                8
Андрий вошёл и под крестом
Увидел панну! В изумленье
 Застыл  немой, с открытым ртом!
Сердце забилось от волненья!

Служанка блюдо принесла
С хлебом, нарезанным ломтями.
Сюзанна  от святыни отошла,
Смотрела жадными глазами.

«А мать? Отец? Ты отнесла?»-
Спросила голосом тревожным.
Кивнув, служанка отошла,
Поставив блюдо осторожно.

 «Скажи мне, рыцарь, добрый, славный!
Чем наградить тебя б могла?»-
Взвела Сюзанна взор печальный.
Хлеб ко рту жадно поднесла.

Андрий в восторге умиленья
Воспрянул духом, но молчал.
Вдруг вспомнив нищего мученья,
К ней подошёл и умолял:

«Много не ешь!  Прошу, не надо!-
И нежно взял её за руку,-
Голодной хлеб послужит ядом,
Можно погибнуть в страшных муках!»

Послушно руку опустила,
Ему покорно покорилась
Голос Андрия был ей милым,
В который раз в него влюбилась?

Андрий обнял панну за плечи,
В глаза пристально посмотрел.
Горели над камином свечи.
Печаль в глазах её узрел.
 
«Скажи, зачем ты так печальна?
Отныне я тебе слуга!»
Сердце Сюзанны застучало.
В нём не увидела врага.

«Скажи одно мне только слово.
Жизнь положу я для тебя!»-
Ветер шумел, сражаясь с кровлей,
И сыпал каплями дождя.

Крупнее их,  две - три слезинки
Скатились на руку в печали.
Волосы девы, как змеинки,
Руку Андрия обжигали.

«Ты не обманывай себя,-
И головою покачала,-
Отчизна, долг - зовут тебя,
А мы враги!» - слова звучали.

«Там твой отец, твоя Отчизна
Нас непременно разлучит.
Кто правит балом в этой жизни?
Зачем в груди огонь горит?»

- Что мне отец, товарищи, Отчизна?-
Андрий решительно привстал,-
Что для души дороже жизни,
То и Отчизной я избрал.

И пронесу эту Отчизну
Я в моём сердце постоянно.
Не изменю ей в целой жизни!
Тебя любить не перестану!

Продам, отдам и погублю
Ты дорогая мне Отчизна!
Слова от сердца говорю,
Ты мне дороже самой жизни!

Сюзанна превратилась в слух.
Слушала пламенные речи.
Слиянье поцелуев двух
Сильнее Запорожской Сечи!

Глаза наполнились слезами.
Она опомнилась чуток.
Его друзья там, за стенами!
Схватила шёлковый платок.

Губу до боли закусила,
И не сняла с лица платка.
Его слезами оросила.
Как же судьба её горька!

Шею любимого обвила,
Прижала голову к груди,
И зарыдала, слёзы лила.
Зачем ей душу бередит?

«Лютый палач - моя судьба!
Тебя, Андрий, я полюбила.
Встречи забыть те не могла.
Дворян шляхетных отклонила.

Я ль не достойна сожаленья?
Стоило мне взмахнуть рукой,
Графы бы стали на коленях,
Очаровалась я тобой.

Бароны, именитые князья
Хотели б стать моим супругом,
Но полюбить других нельзя!
О, только ты один мне нужен!

Судьба меня ли наказала?
О, Матерь Божья помоги!
Моя душа любовь узнала,
Но казаки - наши враги.

Отдала жизнь бы я за мать!
Родители мне дороги!
На смерть ли их буду взирать?
Зачем в груди огонь горит?

За что Пречистая карает?
Любовь рассудок помутила.
Кто жар любви сей испытает?
Того судьба ли наградила?

 - Клянусь рождением моим
И всем, что мило мне на свете,
Ты не умрёшь,  будете жить!
Если не так, то умрём вместе!

  - Слова любви ты мне сказал.
Они мне сердце разодрали!
Снаружи грохот нарастал.
Татарка радостно вбежала.

«Мы спасены, мы спасены!
К нам двух полковников прислали,
Близок конец уже войны.
Всех запорожцев повязали!

Много муки, пшена и хлеба,
Фураж и тридцать пять коров!
Разом прикончат наши беды
Гусары двух храбрых полков.
 
Андрий уста же целовал.
Его ли запорожцы волновали?
Девы лобзанья принимал.
В сердцах их страсти бушевали.

Гроза гремела! Дождь картечью
По мрачным крышам часто бил!
Кончалась ночь, погасли свечи,
И где-то колокол звонил.

Сердца любовью услаждались.
«О, матерь Божья! Помоги!»-
Там за стеной,- Сюзанна знала,-
Отец и брат его - враги.

«Чужая им моя Отчизна!
Отец Андрия ли простит?»
Любовь впервые в юной жизни
Друзей, врагов ли различит?

Слова Андрия - утешенье
В обьятиях на одре их любви!
«Моя Отчизна там, где сердце!»-
Проникновенно  говорил:

«Сюзанна, ты моя Отчизна!
Только тебя одну любить!
Любовь моя дороже жизни?!
Лишь смерть нас может разлучить!

Я ли виновен, что родился,
И проживал в стране иной?
Лишь волк с козлёнком не ужился,
Земля - наш общий дом родной!»