опять ТЭД

Юлия Баяндина
«….Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти "Женитьбу Фигаро"»

   Было, конечно, что читать как во времена Моцарта и Сальери, так и героев маленькой трагедии Александра Сергеевича Пушкина.
Но нам повезло больше – кроме «Женитьбы..» к нашим услугам так много прекрасных книг… Так много…а я люблю, наравне с некоторыми другими именами, Чарльза Диккенса и его «Тайну Эдвина Друда» - любителями литературных загадок ей даже придумана аббревиатура – «ТЭД».
   Написала «литературных» и подумала, что наше благословенное время и технический прогресс с высокими технологиями расширили возможности преодоления «чёрных мыслей» - загадка ТЭД из литературы плавно перекочевала в область кинематографа: в виде нескольких экранизаций, которые можно пересматривать и ломать голову, держа в уме первоисточник - сам роман английского классика, и принимая или отвергая концепцию авторов фильма.
На сегодняшний момент существует семь экранизаций «Тайны Эдвина Друда», мне же удалось увидеть всего две: английскую, снятую студией ВВС в 2012 году к двухсотлетию со дня рождения Чарльза Диккенса и нашу 1980 года режиссёра Александра Орлова.

    Английская «версия» грешила таким искажением авторского замысла, что являлась скорее импровизацией на заданную тему, чем экранизацией, и мне ни просто не понравилась, а вызвала лёгкое недоумение столь неуважительным отношением к СВОЕМУ же классику. К чести создателей надо отметить, что они придумали свою развязку и разгадку «тайны» и интересное объяснение Дёрдлсовского «призрака вопля».

    А вот наша картина –четырёхсерийный спектакль. Несоответствие возраста персонажей… убранная линия Тартара, «разгадка» Дж. Каминга Уолтерса, а не собственная – казалось бы одни недостатки. Но это только на первый взгляд. А на второй и третий – атмосферная экранизация, пронизанная тайной и пронзительной музыкой Эдуарда Артемьева. С переданным визуальными средствами юмором Диккенса, с потрясающей игрой артистов, и закономерным итогом – полным погружением в эпоху Англии девятнадцатого века и эффектом присутствия, от коего трудно освободиться даже после того, как прошли финальные титры четвёртой серии, и после …дцатого просмотра: ты сидишь перед пустым экраном и думаешь, думаешь, думаешь, и кажется тебе, что вот сейчас ты что-то поймёшь упущенное раньше, кажется найдёшь отгадку, если она существует…если она вообще существовала даже в воображении самого Творца, если….Ты думаешь и придумываешь, но никогда не узнаешь, не узнаешь точно…