Мороз-Карачун

Владим Ир Долгих
Мороз- карачун

По мотивам русских народных сказок



Действующие лица: Сказочник
                Старик
                Настёна     -    дочь старика
                Мачеха      
                Агаша         -    дочь мачехи
                Мороз-Карачун
                Лисёнок, Белочка, Снежная Корова, Овечка, Собачка.
               
Действие происходит в одной из деревень Российского государства.



 Сказочник.                Ой-люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелененьких серьгах,
Черный ворон на дубу –
Он играет во трубу,
А труба точеная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Звери все сбегаются
Ворона послушать
Прянички покушать.

Сказочник. Аль потешить вас сказочкой?  А сказочка чудесная!
Есть в ней диво дивное, чудо чудное; а если я взялся за дело, так нечего сказывать - слушайте.

В стародавние времена жили-были муж да жена. И росла у них дочка пригожая. Всем девушка взяла: и ростом и пригожеством. Глядя на неё, люди радовались. Со всеми она приветлива, ласковая. Всем торопилась помочь. Много ли, мало времени прошло, и  остались старик с дочерью одни. Скоро женился старик на вдове. А у вдовы той, своя дочь.
Случилась эта история как раз на масленицу.


 Деревенские дети катаются с гор. Смех, крики.

 Первая девочка.  Масленица-обманщица
                Мимо красного села
                Обманула, провела,
                Обманула, провела,
                Нагуляться не дала!

 Вторая девочка.  Оставила нас
                На кислый квас,
                На постные щи
                На голодные харчи.

                Действие первое


Из дома  выбегает Настёна. Следом за ней собачка. С противоположной стороны важно шествует старик с новой женой и падчерицей.



Старик.    Вот тебе Настёна, сестрица, а это её матушка.
Настёна.   Добро пожаловать в дом, матушка, и ты сестрица.
 
Дети с горки катаются и зовут  Настёну к себе : " Настёна, пойдём с горы кататься"
 
Настёна.      Позволь, батюшка с ребятами мне поиграть?
Мачеха.       А ты меня спроси, коли уж в одной избе жить станем. Тебе, дева, житьё
                у меня лёгкое будет - не столько работать, сколько отдыхать будешь!
                Сейчас, как и  подобает к празднику,  избу вымети, двор убери, корову подои.
                В хлеву приберёшь, а там гуляй - отдыхай.
Настёна.      А потом можно?
Мачеха.       А от чего нельзя? Но, сначала обед праздничный состряпай. Самовар согрей
                и гуляй- отдыхай.
Настёна.       А потом...
Мачеха.        Погоди. Обед приготовишь, тесто поставишь, пирогов напечёшь;  мы скоро 
                обедать сядем, а ты пока гуляй-отдыхай! После обеда посуду вымой, избу
                подмети и снова гуляй-отдыхай!
                Не забудь в лес сходить, хворосту да шишек еловых на растопку принесёшь.
          
Настёна.          До лесу версты четыре будет. Я и до вечера не управлюсь.
Мачеха.           А ты постарайся, доченька. А из лесу прибежишь, самовар скоренько вздуешь. Нас         
                чаем напоишь. Пока мы чай пить станем, ты гуляй-отдыхай. К вечеру
                корову подоишь, корма задашь, и...
Настёна.           И гуляй-отдыхай?
Старик.             Так ведь, праздник нынче...
Мачеха.            А я и говорю: воды наносит, дров наколет к завтрашнему дню и гуляй -
                отдыхай!
Агаша.              А у  меня рукавички совсем износились.
Мачеха.            Вот видишь, дева. Опять работа. К вечеру, как постели наладишь, мы спать пойдём,
                А ты, милая, за день-деньской  наотдыхаешься, зачем ночь-то на сон изводить?
                Ты из кудели нити на клубок намотай. И свяжи рукавички сестре.    Бельё поштопай.                Настёна.            И опять  гуляй - отдыхай.
Мачеха.            И-и-и -, девка!  Да ведь недаром же я тебя кормить стану. А лениться удумаешь,
                так с голоду и помереть не долго. Пойдём Агаша в избу. Застудилась, поди?
    Настёне.      Сегодня всё сделаешь, а на завтра дела новые поспеют.
          
Мачеха с дочерью идут к избе. Старик плетётся вслед за ними.  Дети на горе водят хоровод.

Дети.                Прощай масленица,
                Прощай, красная!
                Наступает пост,
                Дадут редьки хвост,
                А мы редьку не берём,
                Кота за уши дерём!

Дети выносят чучело "Зимы", ходят с ним, поют обрядовые песни.  В это время Настёна несёт воду на коромысле, затем убирает двор, готовит корм корове.
 
Дети.            Настёна, айда в снежки играть.
Настёна.     Сейчас, только работу закончу.
 
Вечереет. Детей зовут родители. Ледяная горка опустела. В окнах затеплились огоньки. Звучат весёлые песни: народ гуляет. Скоро всё затихает. Месяц вышел на студёное небо.

 Настёна.        Устала.
Собачка.         Гав, гав. Столько работы и за неделю не переделаешь, а ты за день управилась.
Настёна.         Ничего, я сильная. Я привыкла. Если бы не мои помощники, мне ни когда бы  не   
                справиться!
Собачка.        Что-то я ни кого не заметил. Гав, гав!
Настёна.         А солнышко ясное! Оно меня днём  согрело? Согрело. Я чуть не растаяла.  А сейчас
                Месяц светлый нам  двор освещает. А звёзды как блещут! 
                Ветер быстрый, как устану, освежит. Одна у меня надежда: на них родимых. Сиротою 
                Жить не сладко,  а при мачехе злой и того горше. Перевернёшься - бита. 
                Недовернёшься -  опять бита. А  свою дочь, Агашеньку, что бы та не сделала - за всё
                По голове гладит, да приговаривает,- Умница.
 Настёна тихо напевает:  Оттого, что я добра
                Надрываюсь я с утра
                До глубокой ночи.
                Всякий может приказать,
                А спасибо мне сказать
                Ни один не хочет.

                Прячу я печаль свою,
                Я не плачу, а пою -
                Улыбаюсь только.
                От душевной простоты
                Не увижу доброты,
                От того и горько.
Настёна.            Хорошая песня. Справедливая. Где я её услышала, не помню,
                Но в память врезалась сразу.
 Из избы выходит мачеха.

Мачеха.          С утра горло дерёшь! Агаше спать мешаешь. А о работе и думать не 
                хочешь. Не умелица ты, негодница!  Вот хлебоежка на мою голову
                навязалась.
Настёна.        Я тихо пою, матушка. А работу, что наказывали, я всю исполнила.
Мачеха.        Ишь, ты! На всё у неё ответ найдётся! Эту выполнила, другую начинай!
                Чего стоишь! Постели перетряси, перину  проветри,  да самовар поставь.
Настёна.        Перину я вчера хлопала.
Мачеха.         Перечить мне?! Не умелица ты, негодница! Поди с глаз моих долой!
                Стой! Так и норовишь от работы увильнуть!

 Голос Агаши из избы: " Мамань! Ты куда пропала? Есть хочу!

 Мачеха.      Из-за тебя, лежебока, моя доченька проснулась. Не стой даром, беги в
                Избу - печь топи скорее, чтобы Агашенька не замёрзла.  Да, муку просей!
                Бегу, моя леденцовая. Бегу, доченька.

 Мачеха убегает в избу.


Настёна. Ничем мачехе не угодишь. Все не так, все худо! Ветер хоть пошумит, да затихнет, а   
                мачеха,  если  разойдётся  – не скоро уймется. Мачеха журит, хлеба не даёт
                плакать не велит.      Варежки Агаше связать не успела.
Мачеха. Где тебя леший носит, не умелица!

Настёна.           Бегу, матушка.

  Настенька  бежит в избу. Пёс за нею. Появляется старик с вязанкой хвороста. В избе слышен крик мачехи, визг собаки. Тут же из избы вылетает собака и начинает  жалобно скулить.

Старик.        Чего скулишь, собачка  -  плачешь, на трёх лапах скачешь?
Собачка.      Била меня мачеха, за уши драла. Удавить грозилась.
Старик.         За какую вину такая погибель?
Собачка.       Настёна блинок дала. Так за это и мне и её досталось.
Старик.         Вот тебе кусочек хлебца. Эх ты, тварь Божия. И мне доченьку мою жалко. Да что я 
                Могу сделать? Вот и мне, на орехи достаётся.  (Шёпотом) Сегодня лыка не надрал.
                Опять старуха крик учинит. А то и совсем со свету сживёт.
                Что мне, горемыке, делать? Ума не приложу.
Собачка.       Гав, гав. Я тебя научу, что делать. Станет тебя старуха бранить, не
                перечь ей, а молчи только, помалкивай. Чтобы  она тебя не спросила
                отвечай: " Ну так, что", а потом: " Вот ещё". Увидишь, что будет.

       Из избы доносятся вопли мачехи. Выбегают Настёна,  за ней мач

Мачеха: Караул! Убива- а-а ют!
Настёна: Я нечаянно, нечаянно.
Мачеха.            Нет, нарочно! Ошпарила! Люди добрые, что это делается?! Кипятком
                из самовара! Сварили! Живьём сварили!
Настёна.           Видит бог, не со зла капля на подол матушке упала.
Мачеха.            Врёшь ты всё! Ошпарить меня хотела. (Плачет) Смотри старик, как
                твоя дочь надо мной издевается. А я ли её не кормлю, я ли её не
                холю, как дочь родную? Чего молчишь, старик?
Старик.            Ну, так  что?
Мачеха.         Как что? Сделай что-нибудь.
Старик.          Вот ещё...
Мачеха.        Ты оглох, старый пень?!
Старик.         Ну, так что?
Мачеха.        Всё! Моё терпение не бесконечно.
Старик.         Вот ещё...
Мачеха.         Я говорю тебе, старик, вези свою дочь куда хочешь. И чтоб глаза
                мои, хлебоежку  эту, не видели.
Старик.         Ну, так что?
Мачеха.       Что ты заладил, как телёнок - что, да что? Вези её хоть на мороз
                трескучий.
Старик.         Вот ещё...
Мачеха.        А вот я тебя половником огрею. Будешь знать, как  мне перечить.  Вот ведь, чего
                удумал!      Сгинь с глаз моих, лихо ты, стопудовое!
               
 Из избы выглядывает Агаша.

Агаша.            А-а-а! Маманя! Ты куда пропала? Я малины хочу. Хочу-у-у-у.
Мачеха.          Стой, старик! Я вас обоих прощу, если твоя дочь в лесу малины
                нарвёт. И мигом, чтоб мне! Я душа добрая. Чего встал? Ступай!
                Глаза бы мои на вас не глядели.
Настёна.        На дворе снегу по колено. Какая малина, матушка?
Мачеха.         А моё, какое дело? Ступай в лес и без ягод не возвращайся!
                (Дочери)  Иду, моё зёрнышко. Ягодка моя спелая. Бегу, бегу…    Вот ведь как выходит,
                Я к ним со всей душой, а они… Тьфу.  ( скрывается в за дверью)
               
Старик.         Да. Дела. Совсем умом тронулась баба. И где такое видано, чтобы
                зимней порой в лес по ягоды посылать? Чудит, одним словом.
Настёна.      Сестрица с утра канючила: " Малины хочу." И чтобы ягодка к ягодке.
                Сладкая и душистая.
Старик.           Ох, жизнь наша - колода. Что делать? Беда с этой бабой.
Настёна.        Не пристало нам, батюшка горе горевать. Пойду в лес за хворостом.
                Авось к вечеру матушка норов свой остудит. А так и тебя со свету
                сживёт. А ты молодец, батюшка. Не испугался. Защитил меня. Это
                надо же - ну, так что! (Смеётся)
Старик.         Как же ты одна, доченька в лес пойдёшь. И с тобой.
Настёна.        Не пропаду. Дорогу я знаю. Авось всё сложится как-то.  Не в
                первой нам, батюшка обидчикам нашим свою силу показывать.
Старик.         Нет! Не отправлю я родную дочь в лес, волкам на съедение! Пойдём
                доченька в хату. Я им всё скажу! Я их на место-то поставлю!
                (Старик кричит)  Эй, вы! В Хате, которые!  А ну, выходите!

        Выходят Мачеха с дочерью .

Мачеха.         Ну. Вышли. Что опять стряслось? Ты ещё здесь? Ах, ты дармоед!
Старик.         Моё терпение лопнуло. Мы с доченькой...
Агаша.          А где твоя  Настёна - ухо зелёно? (Смеётся) В лес убежала малину
                собирать? Маманя, мне холодно. Пойдём.
Мачеха.         Ох, старый! Не доводи до греха, Выгоню, как твою дочь, хлебоежку.
Старик.         Так я же...
Мачеха.         Ты же, ты же... Ступай в хлев. Корове корм положи в ясли.
         
         Мачеха с дочерью заходят в избу.

Сказочник.      И пошла Настёна из родного дома в лес. Шла днём, солнце светило, а смеркаться стало, поняла Настёна, что заблудилась. Месяц серебряную тропинку  по снегу протянул. Бредёт Настёна по лесу, а мороз стоять не велит, всё дальше и дальше в лес гонит. Злой Мороз-Карачун  по деревьям стучит.  От этого стука эхо по лесу  так и гуляет.
Очутилась Настёна в чаще не проходимой. Дальше и дороги-то нет. Здесь ни зверь дикий не пройдёт, ни птица не пролетит. Уже рассвет на горизонте маячить полоской зари.Устала девочка. Решила отдохнуть и присела  прямо на снег.

Из-за дерева выглядывает Лисёнок.

Лисёнок.          Эй, дружище Бельчонок, ты где?
Бельчонок.      А ты вверх посмотри. Увидишь.
Лисёнок.          Так не честно. Ты всё время по деревьям скачешь, а по земле.
Бельчонок.      Так полезай ко мне. Вместе по деревьям прыгать будем.
Лисёнок.          Не лисье это дело - по деревьям скакать.
Бельчонок.      Я же прыгаю и по деревьям и по земле могу. Прыг на землю, скок на
                дерево. А кто это по нашему лесу ходит? Смотри, Лисёнок вон туда.
                Видишь? Там кто-то сидит под ёлкой.

        Лисёнок подбегает к девочке, за ним с ветки прыгает Бельчонок и попадает в ловушку. Бельчонок мечется в сетях, кричит жалобно. Настёна услышала крик. Вызволила Бельчонка из неволи.

 Настёна.        Как же тебя угораздило? И кто мог поставить ловушку в этой глуши?
                Вот теперь ты свободен. Беги.
Бельчонок.    Спасибо, девочка.
Настёна.         А это кто такой?
Бельчонок.    Это мой друг Лисёнок. Мы с ним каждое утро по лесу бегаем. От
                холода  спасаемся. Мороз-Карачун спать не велит.
Лисёнок.       А как ты сюда забрела? в глушь, где и зверь-то не ходит?
Настёна.       Выгнала меня мачеха из отцовского дома. Иди, говорит в лес, малины
                для  моей доченьки  насобирай.
Бельчонок.    Добрая у тебя мачеха, нечего и сказать. Чем же тебе мы можем помочь?
Лисёнок.       Вот, что?  Беги, друг Бельчонок к хозяину леса, а я за тобой следом.
                Короткой дорогой.

       Убежали Лисёнок и Бельчонок, а Настёна, чтобы не замёрзнуть стала хворост собирать, да в кучу складывать. Работою и согрелась. Видит по лесу корова идёт белая, как снег.

Корова:             Му-у-у! Добрая девочка покорми меня.
Настёна: Ах ты, милая. Чья же ты будешь и как сюда попала?
Корова.             Я Снежная Корова. Мой хозяин  сам Мороз-Карачун.
Настёна.           Кажется, я знакома с твоим хозяином. (Смеётся) Зимой часто   
                приходится с ним встречаться.       
                Сейчас я снег разгребу, может травку отыщу.
                Вот и травка! Смотри, трава   под снегом совсем зеленая.
                Угощайся, Снежная Корова.
Корова.            Спасибо тебе, девочка. Я свой долг перед тобой не забуду.

Снежная Корова уходит.

Настёна.           Совсем руки озябли. Не вернуться мне назад, в отчий дом.

(Напевает)  Заря ты моя зорюшка,
        Вечернее солнышко!
        Далеко всходило,
        Высоко светило.
        Через лес, через поле…
Появляется Овечка.

Овечка.    Ме-ме-ме.  Здравствуй девочка.
Настенька. Ой, какая хорошая овечка. Замерзла, бедная.


                Шерстка твоя скаталась. Сейчас я тебя расчешу.

Расчесывает овечку.
Настёна.   Вот и руки мои согрелись. Спасибо тебе овечка. Я догадываюсь кто
                твой  хозяин. Мороз-Карачун. Верно?
         
Овечка: Верно, девочка. Доброе сердце у тебя, Настенька. Назад будешь
                возвращаться вспомни обо мне. Может, чем пригожусь.

Слышен хруст снега. Выходит Мороз-Карачун. За ним Бельчонок и Лисёнок.


Мороз-Карачун.     Это, что ли ваша находка? Вроде девчонка обычная. Э-э-э. Я знаю
                эту особу.
                Часто встречал её на реке зимою. То рыбу ловит, то бельё полощет.
                Бывало в мороз птицы замертво падают, а ей  хоть бы хны.

Мороз-Карачун.     Здравствуй девица-краса. Зачем  в лес пожаловала  в такую стужу?
Настёна.                Выполняю просьбу матушки.
Мороз-Карачун.     Вот оно, что? Какую же просьба тебя заставила в мои владения заглянуть?
Настёна.                Малины моя сестрица пожелала. Вот я очутилась здесь.
Мороз-Карачун.      Малины!? Вот в чём дело.
                Вижу - замёрзла  ты?
Бельчонок.                Как тут не замёрзнешь. Я в своей шубке и то мёрзну.
Мороз-Карачун.       А ты поговори у меня.
Лисёнок.                Она и виду не подаст, что замёрзла.
Мороз-Карачун.       А вот это,  мы сейчас проверим.

Мороз заходит с другой стороны. Хлопает  рукавицами. Снег летит с елей заснеженных.

Мороз-Карачун. Тепло ли тебе, девица?
Настенька:             Дорого для меня - твоё внимание ко мне.  Оно меня и согревает. Ты прости   
                меня   хозяин леса, если, что сделала не так.  В  зимнюю пору   привыкла я
                работой греться.  Вот и сейчас время такое.

Мороз обходит девочку, разглядывает.

Мороз-Карачун.    Вижу, что даром хлеб есть, не любишь.  Сучья и ветки в одно место сложила.  Я
                Порядок тоже люблю.  Вот на этой ели снега совсем нет. Не порядок.
       Мороз-Карачун взмахнул рукавом, и снег пушистый ель окутал.

Мороз-Карачун.       Приглашаю тебя,  девочка у меня погостить? Отдохнёшь.
                Согреешься. Приглянулась ты мне, внучка.
                А мы с тобою в тереме моём поговорим, побеседуем. Так я соскучился
                беседе задушевной.  Всё по лесу хожу.  Порядок везде требуется.  Поговорить   
                не с кем. С этими пострелятами не поговоришь.
                А ты бы мне о себе рассказала.
Лисёнок.                Соглашайся, девочка. Он только с виду такой сердитый. А на самом деле…
               
Мороз-Карачун.   Но-но. Ты наши тайны не раскрывай. А то передумает.
Настёна.                Нет. Не передумаю. Погощу я у тебя Мороз-Карачун. Спасибо.

Сказочник.         Осталась Настёна у Мороза-Карачуна в гостях. Не долго  она гостила,
                а сколько дел переделала! На пальцах не пересчитать. Пришло время
                прощаться с хозяином леса.

Мороз-Карачун.   Люблю я людям загадки загадывать. Только вот не всегда они
                разгадать их могут.
Настёна.                А я загадки люблю разгадывать.
Мороз-Карачун.    Тогда слушай на прощание мою загадку.
                Что всего на свете быстрее и сильнее?
                Что всего жирнее на свете белом?
                Что всего легче? А что милее?
Настёна.         Дай подумать,  Морозушка. 
                Нет стихии сильнее, чем ветер. А лучше земли нет ничего на свете:
                мягкой, да  пушистой,  что на солнце, как жир лоснится.
                Что же для меня мягче всего?  К чему бы моя голова не прислонилась, но я всегда под
                голову свою руку подкладываю. Выходит рука мягче пуха лебяжьего.
                А когда устану я от работы дневной - сон меня успокоит и силы мне
                придаст. Выходит сон - милее всего.
Мороз-Карачун.    И кто же тебя этому всему научил?
Настёна.                Матушка Природа и научила.
Мороз-Карачун.   Что ж! Пора пришла и мне тебя порадовать. Открой  Настенька этот ларец.
               
    Сказочник.          Настёна приподняла крышку ларца, а там камни самоцветы,
                всякой мишуры серебряной и золотом окаймлённой, полным-полно. Одел её
                Мороз-Карачун в платье шёлковое, меха соболиные. Хлопнул в ладоши.
                Корова и Овечка явились с санками-самокаточками. А на прощание
                подарил он корзинку с малиной спелой.

Мороз-Карачун.    Садись Настенька в эти  санки-самокаточки. Они тебя к  родному
                дому вмиг доставят.
Лисёнок.
Бельчонок.            Карачун-Мороз
                Не морозь наш нос,
                В терем ты спеши, домой,
                Стужу уводи с собой.
                А мы саночки возьмём
                Настю в санях Повезём,
                Садись Настя в саночки-самокаточки!
               
Сказочник.        И помчались  санки по лесу густому, понесли Настёну с подарками к самому дому. Снежная Корова и Овечка тучами превратились,  мягким снегом путь устилали. Скоро и родной дом показался.


                Действие второе
    Сказочник.     В это время,  в избе стариковой потчует мачеха дочь свою блинами. Старик
                в стороне сидит, вздыхает.

Мачеха.               Ни какого проку от тебя, старый пень. У других старух – старики тоже дураки,
                но всё же не такие. Это же надо - родную дочь в лес отправил. Морозу на забаву,
                волкам на расправу.
 Старик.               Так ты же сама…
Мачеха.               Помолчи, не путёвый. Как нам теперь с Агашой, без  Настёнки  твоей, справляться
                прикажешь? Всё самой. А бывало,  только слово скажешь, а дело само собой
                делается.  У-у-у, каторжник!
Старик.                А я чего? Я же ничего.
Мачеха.               Вот то-то и оно, что пустое ты место! От овцы хоть шерсти клок, а от тебя ни какой
                корысти. Знай сидит себе, руками машет.
Старик.                Ох-хо-хо. Руки болят, сил нет.
Агаша.                Не могу больше есть. Сил моих нет.

Мачеха.            Скушай доченька блинчик.  Может со сметанкой?
Агаша.              Отстань! Не хочу со сметаною.  Хочу с маслом.
Мачеха: Вот незадача, Настьки нет, некому масло взбить.
Агаша. Хочу! Хочу! Хочу! А-а-а!  Мне какое дело! Хочу с маслом!
Мачеха.             А ты, крошечка моя,  медком попробуй. Мёд душистый.
Агаша.                Вот сама и ешь свой мёд душистый.
Мачеха.              Ах, ты моя разумница! Попробуй  с вареньем земляничным.
Агаша.                Ты обещала мне малины свежей. Прямо с куста. Хочу малины! А-А-А!
Старик.                Малине ещё не сезон. Зима на дворе.
Агаша.                Маманя! Пусть он меня не нервирует. Я и так вся истомилась.
Мачеха.               Ты слышал, старик? Чтобы сидел, как мышь. Иначе…
Агаша.                Скучно мне. Хочу, чтобы меня развеселили.
Мачеха.               Настёны нет и веселить не кому.
Агаша.                Слышать ничего не желаю. Хочу! А-а-а-а!
Собачка.              Я могу тебя развеселить, Агаша.
Мачеха.                А и вправду пусть собачонка тебя потешит.
Агаша.                Как это?
Собачка.              Давай играть с тобой в складушки.
Агаша.                Ну, давай.
Собачка.              Скажи, как звали твоего отца?
Агаша.                Мамань! Как звали моего отца?
Мачеха.               Кузьмой.
Собачка.              Ты говоришь – Кузьма, а тебе говорю – Я твоего Кузьму за бороду возьму.
Мачеха.                Это ты зачем же моего Кузьму за бороду таскать станешь?
Собачка.               А ты мне блин кинь. ( Мачеха кидает собачке блин)
                Это тётенька для рифмы, чтобы складно было. А вот скажи Агаша как твоего
                Деда звали?
Агаша.                Мамань!
Мачеха.                Ну, Иваном.
Собачка.               А твой дедушка Иван посадил кота в карман.
                Кот и плачет и рыдает, твоего деда ругает.
Мачеха.                Это зачем мой дед будет кошку в карман сажать. Ты зачем такие пустяки
                Говоришь?
Собачка.                Это, чтоб складно было. Дай блин, тётенька.
Мачеха.                А ну,  марш на улицу. Вон!
Собачка.               А вот ещё одна складушка:  Настёну из лесу в злате везут,
                Агашу-ленивицу сватать нейдут.
Мачеха.                Не так гавкаешь, собака! Вот, как надо:  Агашу завтра сватать придут, а Настёну   
                в  лесу не найдут.
                Мачеха с дочерью бегают по избе за собачкой. А собачка в двери, да на улицу. За нею следом Мачеха с дочерью и старик.
На улице слышны крики: « Сани едут сами»!  «Принцессу везут!» « Смотрите»! 
Во двор влетают сани без лошадей. В санях сидит Настёна в одеждах богатых. Рядом с ней ларец с подарками.


Настёна.                Здравствуй батюшка!  Родной мой, как я соскучилась.
                (Обнимает старика0
Мачеха. (В стороне)     Святые угодники! Не может быть! Глазам своим не верю.
                (подходит к Настёне) Доченька, как я рада! Рада, что вернулась. Жива?
Настёна.                Как видите, матушка.
Мачеха.                Ой. Шубка-то соболья. А сапожки-то, сапожки. Агашаенька , смотри кто
                вернулся.  А это что.
Настёна.                Подарки.
Мачеха.                Да где ж такие подарки даром дают?
 Настёна.                Кто вам сказал, что даром?
Старик.                Настенька, прости меня старика неразумного.
Настёна.                Будет вам, батюшка. Если бы не вы, этого всего бы и не было. Смотри, что я
                Вам привезла.
Старик.                Доченька я в лес каждый день ходил, тебя искал. Да где там. Думал всё.
                Пропала Настёна моя.
Мачеха.                Да откуда же такое богатство? Где взяла?
Настёна.                И лес  наш не  такой уж и страшный. Даже зимой.
 Мачеха.                Стало быть кого встретила?
Настёна.                Самого Мороза. Я совсем уж стала замерзать, Морозушко ко мне на помощь
                Пришёл. Сжалился над сиротою. Подарками одарил.
Агаша.                ( В сторону) Так я и поверила.
Мачеха.                А дальше? Дальше, что  было?
Настёна.                Домой отпустил.  Как я рада, что дома очутилась! Вы не представляете.
Мачеха.                А уж как мы-то рады, доченька. Устала с дороги?  Пойди отдохни с дороги.
                Агашенька, проводи сестрицу, а я здесь побуду.
                Старик с дочерью идут в дом. За ними плетётся Агаша.  Мачеха открывает
                ларец.
Мачеха.                Что же это такое делается?  Этой оборванке такое счастье привалило!
Агаша.                Украла она это. Такое богатство на дороге не валяется.
Мачеха.                Ничего. Я всё выведаю у неё. Что, да как.
Агаша.                Доченька! Настенька! А про меня забыла.
Мачеха.                Да я это так, нарочно. Смотри – душегрейка мехом подбитая.
Агаша.                Сапожки мягонькие, на каблучке. Ой. Смотри в шкатулке серёжки  с камушками.               
                Блестят как, аж глазам больно.
Мачеха.                Какое богатство досталось хлебоежке.  Вот бы нам такой сундучок.
Агаша.                Давай себе возьмём.
Мачеха.                Это-то понятно. Наше будет. Только вот, что я придумала.
Агаша.                Что?
Мачеха.                Если у тебя такое приданое окажется, ты не за мужика замуж пойдёж.
Агаща.                За купца.
Мачеха.                Бери выше. За принца. Вот. Только богатство удвоить можно.
Агаша.                Как?

Мачеха.               Ты всё видела?
Агаша.                Видела.
Мачеха.               Пойдёшь в лес. На то самое место, где Настена Мороза встретила.
Агаша.                Ни куда я не пойду. Ты с ума съехала, что ли? В такую стужу и собаку добрый
                Хозяин не выгонит, а ты дочь родную…
Мачеха.                Погоди квочкой наряжаться. Подумаешь, часок в лесу  погуляешь.
Агаша.                Тебе надо, ты и иди. А мне и этого хватит.
Мачеха.                Это богатство не твоё, а ты сиди дома. Правильно, доченька. Сиди, как
                курица.
Агаша.                Сама курица.
Мачеха.                Как ты с родной матерью разговариваешь?!    Не стыдно? Нет, ты пойдёшь в лес
                за  подарками.
                Мачеха   бьёт дочь по затылку. Агаша плачет.
Мачеха.              Доченька, ягодка моя! Не плачь. Ну, хочешь  Настьку  ударь?  Нет. Её не надо.
                Хочешь меня стукни? Тебе легче станет. Одарят тебя подарками, станешь ты краше
                красавиц всех вместе взятых. Вся, как есть в золоте и каменьях самоцветах.
                А женихов у тебя будет. Видимо, не видимо. Одни принцы.
Агаша.               Ой. Уговорила. Пойду в лес. Может и вправду кого встречу? Только ты мне
                шубу с валенками дай. И еды. Да, побольше.
Мачеха.           Умница моя. Всё сделаю. А этот сундук мы спрячем.
Сказочник.       Отправила злая баба свою дочь в дремучий лес.  Отвёз её старик на санях.  Под
                елью посадил и домой вернулся.  Долго она сидела. Замерзать уже стала.
Агаша.                Зачем я мать послушала? Чего доброго замёрзну. Холодно. До вечера далеко, а я
                уже и ног под собой не чую. Скорее бы старик приехал.  Кто-то сюда идёт?
    
Выбегают Лисёнок и Бельчонок. Бегут к Агаше.

Лисёнок.               Настенька вернулась.

Бельчонок.           Это не она. Это совсем другая девочка.
Агаша.                А ну, брысь,  отсюда.
Лисёнок.                Как ты сюда попала, девочка. Заблудилась?
Агаша.                Твоё дело сторона. Всё-равно я тебе ничего не дам. Самой мало.
Бельчонок.             Совсем не похожа на нашу Настёну.
Агаша.                Заладили – Настёна, Настенька. Да я лучше, чем она.
Лисёнок.                Чем лучше?
   Агаша.                Глаза разуй. На мне шуба тёплая. Валенки подшитые.  А платок?
                А у вашей Настёны, что?
Бельчонок.             Это видно сразу. Только у Настеньки под заплатками доброе сердце бьётся.
Агаша.                Подумаешь. Я тоже добрая. Белочка, подойди ко мне я тебе хлебца дам.
Бельчонок.             ( Прыгает к Агаше) Я люблю хлебушко.
Агаша.                (Гладит Бельчонка) Хороший. Какая шкурка мягкая. Хорошая шапка может
                получится.
Бельчонок.            (Отскакивает в сторону) Я тебя укушу.
Агаша.                Ага.  Вот вы какие! Идите себе по добру, по здорову, пока целы.

 Лисёнок и Бельчонок убегают.  Агаша встаёт и начинает ходить вокруг ели. Появляется Снежная Корова и Овечка.
Корова.                Му-у-у!
Агаша.                А, что б тебе пусто было. Напугала. Чего мычишь?
Корова.                Покорми меня девочка.
Агаша.                Нет, вы посмотрите на неё. Я к тебе не наминалась кормить тебя. Я и сама чуть
                жива. С голоду живот подвело.  Что за лес  такой? Всем что –то от меня нужно?
                Тебе чего надо?
Корова.                Ты, девочка снег разгреби. Под снегом травка зелёная.
Агаша.                Ещё чего. Стану я руки свои трудить. Иди, иди, куда шла.
Овечка.                Расчеши меня, девочка.
Агаша.                Больше ничего тебе не надо? Чем я тебя расчешу? У меня и гребня нет.
Овечка.               Бедная девочка. Трудно тебе на этом свете живётся.
Агаша.                Ага. Бывало, все в доме суетятся, а я сижу, одна целый день. Палец о палец
                не ударю. Скучно. Сил нет. А ты иди, иди. Некогда мне с вами в пустую
                разговаривать.
      
  Снежная Корова  и Овечка уходят.

Агаша.                Вот ведь хитрая корова. Дурочку нашла. Покорми. Потом – подои. И овца
                такая же.
                Я в доме своём  в хлев даже и не захожу.  Мороз до костей пробирает.
                Когда же я подарки увижу?  Бросили меня на погибель одну. (Плачет)
Мороз-Карачун.   Что за чудо  в лесу плачет?  Замёрзла, девица?
Агаша.                Ой, замёрзла.  Шуба и та не греет. А ты случаем не Мороз?
Мороз-Карачун.    Что? Не похож?
Агаша.                Похож, не похож. Я здесь сижу, его дожидаюсь. А он ходит где-то.
Мороз-Карачун.    Чего же ты ждёшь, дева?
Агаша.                Вот тебе раз!  Как чего? Подарки. Да, побогаче, чем ты Настёне подарил.
Мороз-Карачун.    АХ, вот оно что!  Подарки заслужить надо.
Агаша.                Говори, что делать?
Мороз-Карачун.    Поживи у меня. Работа найдётся.
Агаша.                Что ты! Я от домашней  работы с ног валюсь. Сил нет.  Не хорошо
                сироту  обижать.  А ну, старый, хватит разговаривать.  Давай мне подарки
                да шубу соболью, да кольца серебряные… самоцветы каменья.
Сказочник.              День прошёл.  Запрягает старик лошадку в сани и отправился  в лес за 
                падчерицей. Мачеха же  ждёт дочь свою с подарками богатыми.

 Мачеха.                Забочусь о тебе, как о родной дочери. Агаше я за весь месяц ни одного
                замечания не сделала, тогда как тебе на дню так сыплю укоризной.
                Скоро моя доченька вернётся с добром, в сундуках не уместится.
Мачеха.               И станет свататься к ней сын купеческий. Нет. Сын боярский. Тебе Мороз
                подарил ларец, а  моей доченьке подарит  три ларца. Нет.  Шесть!
                Чего ты  делаешь?
Настёна.              Вяжу.
Мачеха.               Опять грубишь? Вижу, что не дрова колешь. Что вяжешь?
Настёна.              Агаше чулки вяжу. Сами приказали.
Мачеха.              Приказала вязать, а не спицами стучать. Ступай в сени, там  вяжи.
                к возвращению Агашеньки праздничный обед сготовь.
Собачка.             (На улице) Гав, гав. Агашу везут.

Мачеха выбегает на улицу. Народ толпится у дома. Во двор въезжает сани, на которых стоит
    большой сундук.  Рядом Агаша.

Мачеха.              Вернулась. Доченька моя вернулась. Богатства-то полный сундук.
                Все смотрите, какое приданое у моей дочери. Скорее старик открывай сундук.

 Старик открыл крышку сундука, а от туда Снежная корова и Овечка облаком к небу поднялись
и растаяли. А сундук в щепки превратился. Агаша в слёзы. Мачеха ругает дочь почём зря. Люди смеются.

 Сказочник.
    Тем и закончилась эта история. Как прознали в округе об этом, долго ещё смеялись над незадачливыми -  мачехой и её дочерью.
 Дни, недели пролетели и Настёне счастье улыбнулось. Замуж вышла. Детки пошли.
 Жизнь своим чередом идёт, никого спрашивает.