Парень с трамвайной остановки

Вадим Ирупашев
     Стою я на остановке. Трамвай жду. Парень к остановке подходит. Какой-то странный парень: волосы всклокочены, покачивается из стороны в сторону, что-то бормочет себе под нос.
     И угораздило меня на пути его оказаться! Задевает он меня плечом своим, да так, что я в сторону отлетаю. А я, человек уж немолодой, на ногах с трудом держусь, с палочкой хожу. Обидно мне, но что поделаешь, время сейчас такое и молодёжь такая.
     Немного я успокоился и украдкой за парнем наблюдаю. А он на скамейку сел, лицо  своё в ладони уткнул и дёргается как-то…
     Ну, думаю, или горе у него какое, или с похмелья он сильного. И уж начинаю я ему и сочувствовать.
     А парень вдруг встаёт со скамейки, на меня смотрит и прямиком ко мне направляется.
     Испугался я, уж не добавить ли он пинка мне хочет. И чем уж я ему так насолил! Подходит парень ко мне, странно как-то смотрит на меня, слёзы в глазах, говорит: «Прости меня, батя, совсем меня задолбали, со всех сторон обложили». Сказал он это, обнял меня за плечи и отошёл.
     А вот и трамвай мой.
     И всю дорогу, пока в трамвае ехал, вспоминал я странного парня. И как-то радостно мне было о нём думать…
     И на протяжении всего дня вспоминал я парня. И вопрос себе задавал: «А смог бы я-то извиниться перед кем-либо, прощения попросить?» Но не мог ответить, сомневался. Непривычен я как-то к извинениям-то. Бывает, и понимаю, что извиниться перед человеком надо, а язык как-то не поворачивается. И виню я в этом самолюбие своё, гордость свою.
     И вспомнил я своего старого приятеля. Поругались мы с ним когда-то: он меня обидел, и я его обидел. И бывает, встретимся на улице, в магазине и не здороваемся, друг на друга не глядим. Вот, думаю, перед кем мне извиниться-то надо бы! Но понимаю: непросто мне будет это сделать – трудно обиду-то забыть.
     И всё я парня с трамвайной остановки вспоминаю. Ведь и ему, думаю, непросто было своё самолюбие-то побороть, но поборол – и извинился, и прощения попросил, и обнял меня!
     Стыдил я себя, самолюбом называл, но чувствовал: не по силам мне это, и если встречу приятеля, то вряд ли смогу перед ним извиниться.
     Но вот и случай проверить себя подоспел – встретил я приятеля своего. Идёт он мне навстречу, на меня не глядит, глаза в сторону отводит. Поравнялись мы. Я и говорю: «Здравствуй, Коля, остановись, поговорить с тобой хочу».
     Приятель остановился. И как-то удивлённо и с опаской смотрит на меня… И случилось, чего я от себя и не ожидал! Подошёл я к приятелю, обнял его за плечи, говорю: «Коля, друг, прости меня ради Бога, если я когда-то тебя обидел».
     Приятель мой растерялся, губы у него дрожат, сказать мне что-то хочет… Но не сказал ничего и быстро пошёл от меня…
     Я глядел вслед приятелю. А он останавливался и смотрел на меня удивлённо… И мне даже показалось, что хотел он вернуться. Но не вернулся – скрылся за поворотом.
     А мне было как-то радостно и легко на душе. Сумел-таки я своё самолюбие побороть, гордость в себе подавить!
     «И это только начало, – думал я. – Перед многими мне ещё извиниться надо. И перед женой Настей извиниться надо бы – обижал я её часто».
     Спасибо тебе, странный парень с трамвайной остановки, за урок.