Этюдный финал

Алексей Ратушный
В реальной игре на время – во время блиц-турнира*, например, - требовать безупречного качества игры от партнёров не приходится. Турнирные партии «блиц» изобилуют грубейшими ошибками и просчетами, стратегическим и тактическим браком. Мы – люди. А люди – существа ошибающиеся!
Ошибающиеся всегда и во всём.
Как гениально заметил в «Войне и мире» Лев Николаевич Толстой (и это одно его замечание стоит, пожалуй, всех его произведений вместе взятых!, а заодно и всех шахматных книг и учебников скопом!) «Шахматист ошибается каждым ходом, но замечает только те ошибки, за которые его наказывают!»
Я цитирую по памяти и наверняка не совсем точно, но смысл именно такой.
Одна любопытная подробность. Многие годы я не перечитывал Толстого, поскольку начитался его вдосталь еще в нежном возрасте. И мне всегда казалось, что это он написал в «Севастопольских рассказах». Ах, память, память! Пришлось перерыть все рассказы (я грешил на «Четвёртый бастион»), чтобы убедиться – там этого нет!!! И вот обратясь по другому поводу к «Войне и миру» я наконец напоролся на это место. Выписал, законспектировал и… вновь потерял выписку!!!
А ведь ничего гениальнее за всю свою философскую жизнь я не читал!
Умиляйтесь Кантом и Гегелем, целуйте томик Шеллинга, упивайтесь Аристотелем и Платоном. Ни Гессе, ни Хейзинга близко не подходили!
А ведь вся суть человеческая именно в том, что мы ошибаемся!
Непрерывно.
Тотально.
Повсеместно.
Потому и основная весёлая конструкция «совета постороннего» у нас везде одна и та же:
- Жениться ли мне или оставаться холостяком?
- Как бы не поступил, ты всё равно пожалеешь об этом!
Ошибаемся – потому и люди-человеки!
Но о классификациях ошибок в другой раз!
Во время партии с блестящим и неотразимым ветераном Ню мне пришлось пожертвовать ферзя – некорректно, но это давало призрачные шансы на спасение. Затем он бодро подставил мне целую ладью.Партия продолжалась в обстановке обоюдных ошибок и пришла к позиции, отраженной на верхней левой диаграмме.
Представьте себе: тикают часики.
У меня секунд пятнадцать, у него около двадцати.
И необходимо найти продолжение, позволяющее избежать серии страшных своей непредсказуемостью шахов осатаневшим от боли ферзём!
И вот я нахожу спасительную контр-угрозу: тихий ход ладьей!
О, эти «тихие» смертельно опасные ходы!
Вместо традиционных для блица жалких шахов одной ладьёй, от которых король легко убегает, аккуратное и безжалостное сдвоение ладей, навсегда отсекающее несчастного короля от спасительной гавани на b6!
А в ответ на будущие нападения с первой горизонтали (она на диаграммах вверху), заготовлено крайне неприятное Лg7-g1!!!
Мой опытнейший партнёр не стал искушать судьбу и сдался.
Этюдный финал!

*Бои местного значения  http://www.proza.ru/2016/03/13/282