Ситцевый бал

Владимир Федотов-Орловский
        Ситцевый бал

            Так уж случилось, что на преддипломную практику я попал в экспедицию почти зимой, но уже в преддверии весенней оттепели. Степной городок пробуждался от зимней спячки под первыми лучами ласкового солнца. Легкий утренний морозец уже не мог противостоять естественному ходу событий: снег таял прямо на глазах, проливая слезы тонкими ручейками. Все говорило о том, что весна уже не за горами и пора готовить ей достойную  встречу. В экспедиции это подготовка к полевому сезону, который начинался обычно после схода снега в полях и возможности пользоваться проезжими дорогами и по бездорожью.
         Начало полевого сезона по традиции отмечалось ситцевым балом, на котором сотрудники не только экспедиции, но и других ведомственных предприятий могли пообщаться и отдохнуть. Это был особенно для молодежи  большой праздник, который проходил во дворце культуры.

            Я тоже ждал его, ибо мне очень хотелось закрепить свое знакомство с одной из девушек экспедиции, которая пользовалась не только моим вниманием, но и многочисленных конкурентов. И потому могла себе позволить любые капризы, не мешавшие однако  оставаться ей в центре внимания. И вдруг все мои планы были поставлены под угрозу. Меня срочно вызвали к начальнику экспедиции. В кабинете уже сидел один из водителей, с которым я не был знаком лично, но судя по кислому выражению его лица я понял, что вопрос мой уже решен - предстоит какое-то срочное задание.
- Вам, молодой человек, поручается выполнить рекогносцировку земельного участка под застройку с привязкой его границ к сетке координат. Выезд завтра - водитель перел вами, проинструктирован. Командировку оформит начальник партии Евдокимов, ему же в недельный срок сдадите отчет. Вопросы есть?

            Прикинув, что до ситцевого бала остается хоть небольшой, но все же резерв времени, я не нашел других аргументов, чтобы не ехать в поле.  И вот командировочные получены, исходные данные для работы проверены - почти готовность номер один. Осталось поверить инструмент и экипировку. Взглянув на мой прикид, почти стиляги - шапка не ушанка - пирожок, однобортное полупальто даже без рыбьего меха, брючки-дудочки и модняцкие туфли на платформе, завскладом, вздохнув и покачав головой, бросил в кузов вездехода безразмерные валенки, рукавицы и кожушок. Не взирая на мой энергичный протест - на дворе весна! Я еду всего на недельку! Пояснив, что собираясь на день, готовь снаряжение на неделю! А неделя может продлиться месяцем... Водитель был занят своими заботами, готовя в рейс вездеход на высоком шасси, но односкатными задними колесами.Дальнейшие события показали, что я, по неопытности, не проверил готовность автомобиля к работе, надеясь на службу завгара.
             Выехали мы за черту города во второй половине дня, надеясь за пару-тройку часов добраться до пункта назначения. Погода этому благоприятствовала - был ясный весенний день. Ничего не предвещало природных катаклизмов.

            Первую половину пути мы миновали без приключений. Виктор, так звали водителя, уверенно вел машину, стараясь максимально сократить время в пути. Он был молчалив и полностью сосредоточен вниманием на дорогу, которая после железнодорожного переезда представляла собой тоннель среди снежных заносов. Увидев надвигающиеся тучи, Виктор нахмурился, стал нервничать, понимая, что уже не укладываемся в расчетное время. Внезапно повалил плотный, почти мокрый снег, который снизил видимость дороги почти до нуля. Виктор вынужден был периодически выходить из кабины, чтобы не врезаться в снежные глыбы тоннеля. Так мы пробились еще с десяток километров пока не уперлись в еле-еле двигающуюся колонну грузовых автомашин. В этой колонне и застала нас уже полночь.

                Метель внезапно сменилась резким понижением температуры воздуха. Мороз крепчал, автоколонна прекратила свое черепашье движение и водители спасались в кабинах грузовиков, поддерживая тепло в них паяльными лампами. У нас ни паяльной лампы не оказалось, ни куска хлеба -рассчитывать было не на что. Виктор пошел в разведку и выяснил, что бульдозер С-100 вышел из строя, снегомет и не пытается пробиться сквозь заносы.

            Порасспросив водителей соседних машин, мы определили свое местонахождение, от которого сравнительно недалеко находился небольшой населенный пункт. Был определен и ориентир - конкретная звезда на чистом морозном небосводе. Оставалось принять решение - ждать у бога погоды, или рискнуть пробиться по целине к поселку? И тут выяснилось, что у Виктора есть очень серьезное обоснование двинуться в путь. Если мой ситцевый бал мог и не заметить мое отсутствие, то жена Виктора, находясь в роддоме, ждала вот-вот рождения ребенка.

            Поэтому Виктор был нетерпелив и нервничал. Мои попытки успокоить его не имели успеха. Пользуясь тем, что наш вездеход был в хвосте колонны, мы предприняли титанические усилия, чтобы преодолеть барьер в наиболее удобном месте снежного тоннеля. К этому времени я уже облачился в кожушок и безразмерные валенки, которые практически спасли мне жизнь, ибо впереди были серьезные испытания. В начале пути к поселку мы уверенно шли по целине на первой передаче, кое-где застревая в снегу. Тогда мне приходилось выходить из машины и ногами утрамбовывать  фирновый снег, чтобы преодолеть с десяток метров провалившегося наста. Уже начал гаснуть небосвод и мы почти вслепую уперлись бампером машины в какое-то ограждение, не сразу осознав, что  достигли поселка.

            В поселке пришлось просидеть почти неделю в ожидании погоды и разрешения выезда из него. Виктор нервничал и все порывался рвануть без всяких разрешений. Но прошла информация о погибших на трассе водителях, которая охладила его пыл - действовал режим чрезвычайного положения. В поселке вскоре кончились продукты - мы ели солонину, сброшенную в контейнере вертолетом. 
            Вскоре было дано разрешение на выезд и колонна "сидельцев" вместе с местными автомашинами была готова отправиться  в путь. И тут Виктор опять проявил свой характер, а я уже не возражал против этой авантюры - двинуться вперед, опережая автоколонну, сопровождаемую бульдозером. Проехав всего пару километров машина ухнула  по самую кабину, уже без всякой надежды выбраться из этой ловушки. Мы принялись откапывать ее. К этому времени у нас уже  имелась  пара лопат. Но вскоре подошла автоколонна и бульдозер вызволил нас из снежного плена.

            На подходе к автотрассе перед нами открылась трагическая картина, похожая на эпизод сталинградской битвы. Сожженные и обгоревшие остовы автомашин чернели на фоне  кристально белого горизонта. Над ними кружился вертолет. Как потом мы узнали, он эвакуировал выживших и собирал останки погибших водителей. Погибших от угара в кабинах грузовиков и пожаров от опркинутых паяльных ламп. Сначала они пытались спасать друг друга, а потом уже не смогли...

            Командировка моя длилась ровно неделю. Я не выполнил задание руководства экспедиции, но существенно вырос в глазах моей зазнобы, ради которой  проявил железную волю и, преодолев все препятствия, успел с нею на ситцевый бал. Виктор тоже успел встретить букетом цветов свою благоверную с сыном на руках.
            И у меня появилась подобная перспектива, которую я, конечно же, не упустил.  Много позже я тоже встречал свою ненаглядную, дважды подарившую мне сыновей.