Вдовий дом города ярославля

Анжелика Вевель
 История этого необычного дома началась в 1898 году, когда в Ярославскую городскую Думу было подано прошение Беляевой А.А. отвести участок земли по улице Лесной для строительства Приюта для вдов и сирот.  Дума решила предоставить землю для устройства дома с бесплатными квартирами, но по Мышкинской улице, за чертой города.

В это время Ярославль, давно вышедший за пределы Земляных валов (Казанского бульвара), переживал строительный бум. К концу ХIХ века древний Ярославль становится крупным промышленным центром, поэтому он быстро менял свой облик в соответствии с новым бытом и жизненным укладом. Улицы Ярославля обновлялись: возводились новые дома, реконструировались старые, размеры и этажность домов увеличивались. Появились и совсем новые типы зданий — торговые дворы, банки, доходные дома, конторы, приюты, а на окраинах строились фабрики и заводы. Основным заказчиком архитекторов и строителей становится буржуазия  — купечество и владельцы промышленных предприятий, которые выходят на первый план во всех областях городской жизни и определяют важнейшие вопросы жизни города — его благоустройство, просвещение и здравоохранение.

Анна Александровна Беляева не была исключением, она принадлежала к купеческому роду Локаловых, владевших крупной льноткацкой фабрикой в Ярославском уезде, и оказывающих материальную поддержку жителям села Великого и Гаврилов-ям. Новое здание Беляева планировала  устроить под бесплатные квартиры для бедных вдов и сирот, потерявших кормильцев на Локаловской фабрике. Это было первое предложение в Ярославской губернии по устройству вдовьего дома.

В сентябре того же года госпожа Беляева обратилась в Городской Комитет по призрению неимущих с просьбой принять участие в устройстве дома и избрании членов строительной комиссии. Комитет отказал, и Анна Александровна устройство здания и обеспечение его дальнейшего существования взяла всецело на себя. Составив строительную комиссию из губернских инженеров А.К. Енина и тюремного инспектора А.П. Ансакова, Беляева приступила к постройке. И к весне 1899 г возводиться двухэтажный дом, и сопутствующие постройки.

Каменное здание фасадом выходило на Мышкинскую улицу. На каждом этаже по фасаду было 22 окна, с боков по 4 окна и 1 большому в середине. Над фронтом здания была построена небольшая главка с золотым крестом, а под ней с лицевой стороны здания, в кирпичной раме – иконы. Большая – Пресвятая Троица, и малая – Св. Благоверных Князей Федора и чад его Давида и Константина, пред ними располагался большой уличный позолоченный фонарь, в котором теплилась лампада. Над иконами располагалась полукруглая надпись «Во имя Святой Троицы Убежище вдов и сирот А.А. Беляевой». С противоположной стороны дома была выстроена небольшая колокольня, украшенная голубой главой с золотыми звездами и золотым крестом. Рядом с главным домом направо от входа во двор был пристроен небольшой одноэтажный деревянный дом, в котором находилась квартира учителя – дьякона. Позади дома - надворные постройки: колодец, погреба, сараи. Далее на заднем дворе, предназначенном для сада и огорода, к 1900 году появляется усилиями хозяйки небольшой каменный двухэтажный дом – школа и квартира священника, неподалеку от него – деревянная баня и сад. По фасаду все место было обнесено железной решеткой, а с боков и позади – деревянным забором. Двор  был вымощен. Таков был общий вид «Убежища вдов и сирот».

Архивные документы дают яркое впечатление не только об его устройстве, но и проживании  в приюте. Обычно день в приюте начинался в 6 часов утра. Взрослые отправлялись на работу, а дети приготавливались к учебному дню. Дошкольники отправлялись в ясли-сад (первые в Ярославле), располагающиеся здесь же в Приюте. В 8 утра начиналось обучение детей азам грамоты. Девочки приюта посещали в течение дня также рукодельный класс,  где они под руководством учительницы М. А. Экстровой, а нередко и самой А.А.Беляевой, занимались исполнением работ по кройке, шитью и чинки платья, вязанию чулок и вышиванию по канве и гладью. Девочки достигали достаточно больших высот в рукоделии. И по выходе из приюта становились искусными мастерицами по пошиву легкого женского платья.

Вечером занятия  детей продолжались в зале, освещенном 2 лампами, стены которого  были украшены портретами царственных особ. Посреди зала располагался большой раскладной стол для рукодельных работ. Во время занятий девочки охотно пели церковные песнопения и патриотические стихи. А Анна Александровна аккомпанировала на фортепьяно.

В осенние и зимние вечера праздничных и воскресных дней, при Приюте устраивались не школьные чтения с теневыми картинками при помощи электрического фонаря. Чтения велись учащимися школы и некоторыми из старших девочек.
Не оставляла своих забот о детях добрая устроительница и во время летних каникул. Весной и осенью дети по желанию могли заниматься в саду: копать грядки, сажать деревья и цветы, овощи, ухаживать за ними.
Летом же дети уезжали в деревню Кузьминскую, на летнюю дачу Беляевой, расположенную в 20 верстах от города, близ села Введенского, Ярославского уезда.  Ныне парк-отель «Ярославль».

При Приюте была организована домовая церковь во имя Святой Троицы. А.А.Беляева  позаботилась о красоте храма и завела порядок, что в праздники и в дни памяти чтимых святых в нем совершалось богослужение.
Попечительство Беляевой о детях и вдовах закончилось со смертью Анны Александровны в 1907 году, как и история «Убежища вдов и сирот».  Однако жизнь во  «вдовьем» доме продолжалась.

На одном из заседаний Ярославской государственной думы председатель доложил собранию, что после смерти А.А.Беляевой Приют вдов и сирот в городе остался без руководства и помощи. Он поручил городской управе связаться с наследниками А. Беляевой, чтобы продолжить дальнейшее существование приюта. Осенью того же года городская управа связалась с родственниками А. Беляевой. Сестра Анны Александровны Елена Александровна Лопатина доложила присутствующим, что она хотела бы взамен частного дома - приюта  на Мышкинской улице открыть там же Ярославский городской сиротский дом в ведении Ярославского городского общественного управления. Дом предназначался для призрения, воспитания и приучения к труду, обеспечивающему дальнейшее существование девочек в возрасте от 5 до 17 лет.

Елена Александровна пожелала назвать приют «Сиротский дом имени Анны Александровны Беляевой». И 17 января 1910 года на Мышкинской улице состоялось торжественное открытие нового Городского сиротского дома им. А. А. Беляевой.
Лопатина Е.А. оставила без изменений состав учебно–воспитательного персонала и служащих. За исключением того, что за внутренним распорядком в доме следила не сама хозяйка дома, как во времена Беляевой, а начальница дома - М. А. Решеткова. Главными помощниками ее были: Е. С. Моругина (она же и учительница церковно-приходской школы при Приюте) и М. А. Экстрова (учительница рукодельного класса при школе), преданные памяти Беляевой А.А. Преподавание Закона Божия продолжал  вести местный священник А. П. Соколов. 

С 1910 учебного года была  вновь организована отдельная подготовительная группа из детей приюта дошкольного возраста. Занятия состояли в рассказах, чтении стихотворений и играх, сохраняя лучшие традиции Приюта вдов и сирот.
При школе так же,  как и при жизни А. А. Беляевой, имелся рукодельный класс, где дети обучались кройке, шитью и чинки платья, и башмачному делу.

Городская дума, оценив, благое дело и щедрые пожертвования Елены Александровны, в 1910 году ходатайствовала о присвоении ей звания «Почетного гражданина города Ярославля». Государь император на докладе о пожертвованиях ярославской горожанки собственноручно начертал: «благодарю Лопатину».

Городской приют просуществовал точно до 1918 года, как и многие другие детские благотворительные учреждения. Как складывалась дальнейшая судьба дома пока не известно. Сегодня «Вдовий дом» существует, под № 22 по улице Богдановича. Правда, в конце 60-х годов 20 века его надстроили до 4 этажей и побелили. Раньше он был краснокирпичным. В 2008 году он вновь подновлен и предстал во всей своей красе. Сопутствующие постройки дома не сохранились. Имена владелец дома также на долгое время были забыты.