Власьев день - сказочная притча

Эдуард Скворцов
В стародавние времена богатырь Никита Олегович в честном поединке одолел дракона трехглавого, разорявшего края суздальского княжества.

Осознал дракон свою немощь перед князем русским и напросился в домашние животные на загородном посаде.

Долго ли, коротко ли дружба у них сладилась, да с той поры женился Никита на боярыне Анфисе Павловне и сын у них родился Власий значит  Никитович богатырского сложения, доброты и благородства непревзойденного.

Как-то в базарный день собрался отрок Власий поразмяться по дороге в город да обновок присмотреть. Так дракон с ним напросился. Чудно конечно, но нравы у людей и зверей на ту пору были схожие: все больше по любви, и редко силою. 

Не шибко далеко отошел Власий босиком от родительского дома, когда повстречался ему ратник знатный на коне понуром.
– Послушай, малый, а не желаешь ли ты поменять дракона на коня?
Странно это показалось Власию, но отказать не смог, тем более что уж очень приветливо конь на него посматривал. Можно сказать подбадривал.

Власий не успел и вскочить на коня, рядом все шел да холку его поглаживал, где у того шрам от сбруи виден был.
Вдруг на перекрестке дорог встречает его крестьянин на осле:
– Послушай, парень, давно я мечтал о таком коне. Сменяй мне моего осла на твоего коня.

Удивился Власий таким вниманием к своей особе, но отдал коня. Конь встрепенулся ноздрями и как-то лукаво посмотрел на парня, а осел тот тут же встал рядом со своим новым владельцем.
Ослик оказался таким тщедушным, что Власий, хоть и был босиком, не стал на него садиться, а лишь котомку ему на спину приладил.

Шагать парню стало совсем весело; идут они с ослом хорошей погоде радуются.
А до города еще далеко идти, к лесу подходят.
Смотрит Власий - из чащи охотник выходит с богатой добычей, и собака при нем уставшая, еле ноги переставляет.

Увидел охотник встречных и говорит Власию:
– Парень, я желал бы заполучить твоего ослика, а взамен готов тебе предложить собаку.
– Что за напасть сегодня такая? – подумал Власий и не стал возражать.

Снял свою котомку со спины осла, да на прощание ласково, проникновенно заглянул в его глаза: а там искорки бегают, и на губах нечто вроде усмешки нарисовалось.

Собака с хозяином выглядела уставшей, а тут вся преобразилась; резво перед Власием бежит, как будто знает, откуда и куда он путь держат.

Однако не долго они бодро шагали. Уже на подходе к городу какой-то пастух попросил Власия обменять ему кошку на собаку.

Хотел сын богатыря отказать, но совесть ему подсказала, что хороший человек не должен уставать добрые дела делать.
Кошка выглядела какой-то общипанной – видимо, хозяин о ней не заботился и плохо кормил.

По собаке трудно было понять, как она относится к очередной перемене своей судьбы. Но вместо того, чтобы скулить и огрызаться, она обошла вокруг Власия, обнюхала его босые ноги и смиренно побежала за пастухом.

На базаре Власий развязал свою котомку, вынул рублики с копейками, стал приценятся к украшениям Анфисе Павловне, красной рубахе Никите Олеговичу и к сапогам для себя.

Когда он выходил из дома, то мыслил еще приобрести для дракона поводок, чтобы тот со двора не сбежал, а теперь за ненадобностью поводка купил для кошки заячий белый хвостик, чтобы кошка играла с ним, развлекая его матушку.

Обратную дорогу Власий с котомкой на плечах да кошкой на побегушках быстро преодолел и засветло прибыл на родительское подворье.

Каково же было его удивление, когда он увидел, что его встречали отец, матушка, дракон, конь, осел и собака.
– Мы их гоним всех, кроме дракоши, а они уперлись и не уходят, - жалуются родителю.

– Да, ну и положение! – призадумался детина - сын богатыря. - Как же нам быть: считать моими трофеями или вернуть владельцам?
– Думаю, сынок, твоя взяла, - откликнулся отец парня. – То, на что мне сила богатырская требовалась, тебе любовью да сердечной отзывчивостью дается.

– Отец, твоя помощь богатырская пока еще нужна, - решительно произнес добродушный детина. - Если не возражаешь, в наших краях следует установить «власьев день», когда домашние животные могут менять своих хозяев по своему желанию. И прежний хозяин не должен этому противиться. 

– Мудро придумано сынок, - отозвалась Анфиса Павловна. – По крайней мере я согласна привечать твоих друзей и помощников среди домашних зверей, которые способны различать доброе к ним отношение.

Мораль притчи проста: не стоит брать силою, что можно получить любовью.