Ещё раньше оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (1836), на сюжет подвига Ивана Сусанина была написана драма Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла». Её премьера состоялась в 1834 г. в петербургском Александринском театре. Николаю I пьеса понравилась.
Николай Алексеевич Полевой в своём журнале «Московский телеграф» опубликовал негативную рецензию на эту постановку. После этого он был вызван к А. Х. Бенкендорфу и С. С. Уварову для разговора. Журнал был закрыт.
Н. А. Полевой в начале 1820-х гг. сконструировал термин «журналистика».
* * *
Искусство смягчает нравы. (Хотя в ином искусстве много вредного и разрушительного.) Мы этого уже не замечаем — потому что оно стало обычным, привычным, мы с младых лет с ним сталкиваемся (например, в школе).
* * *
В чём различие книги и картины? С помощью двух цветов — чёрного и белого — можно создать вполне внятную картину. Однако с помощью двух букв — А и Б — невозможно написать внятный текст. Количество букв и знаков в языке ограничено, а количество цветов — не ограничено. Картина неподвижна. Если же человек читает текст, то это требует времени; то, что находится в поле зрения читателя, постоянно меняется. Смотря на картину, человек тоже может смотреть то на одну, то на другую сторону; но в случае с книгой он уже не сам решает, как это делать, а вынужденно следует за писателем.
.