т х Риека. Аргентина

Владимир Венецкий
                Аргентина   - т/х  «Риека»
   Январь  1980 года , я  приехал  в  отдел  кадров  пароходства  и  ломаю  голову  -- нужно  куда то  идти  на  работу.  Прогуливаясь  по  набережной , встретил  капитана  танкера  «Риека»  Девяткина  Бориса  Семёновича.  Поговорили , он  выслушал  меня  и  говорит  , а  что  паря  , а  давай  ко  мне  донкерманом  , у  меня   штатный  сошел  . Я  согласился  и  пошел  к  инспектору  за  направлением.  И  вот  ,с вещами  на  борту  т/х «Риека».  Танкер  стоял  у  причала  туапсинского  нефтепирса  . Я  сходу  стал  помогать  грузовому  помощнику.  Набирая  схему  на пульте  управления , сразу  понял  ,  почему  сбежал  мой  предшественник .  Дистанционное  управление  клинкетами , то  и  дело   не  срабатывало , а  повышать  давление  в  гидросистеме  не  имело  смысла , можно  задавить  другие  клинкеты.  Пришлось  бегать  по  грузовой  палубе  с  джеком  и  подрывать  в  ручную . Ну  думаю , ладно , сделаю  рейс  на  Кубу  и  сойду .  Приятная  встреча  ,со вторым  механиком  , мой  старый  друг  , Владимир  Прохоренко .  Можно  хоть, после  вахты  с  кем  посидеть  за  чашкой  кофе  и  на  гитаре  три  аккорда  перебрать.  25  января  закончили  грузовые  операции , власти  на  борту.  Хорошо  что  мой  предшественник  записал  дефекты  по  танкам , опрессовал  подогрев  , указал  разницу  показаний  «Виссоя»  , на  всех  танках  и  состояние  торцовых  сальников  грузовых  насосов.  Вышли  в  море ,Туапсе  медленно  исчезает  в  вечерней  дымке .  Только  хотел  подняться  в  каюту  Прохоренко , как  позвонил  боцман  Талпа  и  передал  приглашение, зайти  в  каюту  капитана  . Постучал  в  дверь , зашел  ,Борис  Семёнович  пригласил  за  стол  , налил  кофе . За  столом  сидит  боцман  Талпа  , оказалось  ,что  они  работают  вместе  уже  давно и дружат  семьями  . Капитан  поинтересовался  состоянием  грузового  хозяйства , я  посетовал  на  работу  гидравлики  , он  хохотнул  , знаю  мол , но  не  сказал  .чтобы  не  отпугнуть  . Зато  я  уверен  , что  ты  справишься  , ты  же  механик . То , что  капитан  мне  доверяет  , это  хорошо  , но  не  очень  -- он  на  правах  хозяина  , включил  меня  , вместе  с  Талпой  , в  свой  круг  общения .  Это  иногда  обременяет . За  то , что  обращаясь  к  кому  либо, он  начинал : ну  что  паря  , рассказывай …  По  этому  ,за  глаза  ,  его  все  называли  « ПАРЯ» .  Но  в  целом  , паря , был  хорошим  капитаном  .  В  зимнее  время , на  палубу  не  выйдешь  , ветер  срывает  пену  с  гребня  волны  и  закидывает  до  ботдека .  По  грузовой  палубе  катятся  ,шипя  и  взрываясь  фонтанами  , набегающие  океанские  валы .  После  работы  и  теплого  душа  ,  захожу  в  просторную  каюту  второго  механика ,  Владимир  заваривает  свежее  помолотое  кофе . Можно  и  по  ностальгировать  под  звуки  наших  гитар . Репертуар -  В.С. Высоцкий  , С. Есенин.  Слушаем  магнитофон ,музыка  наших  современников : Тёрнер  , Джо  Кокер ,  А. Челентано  и  так  далее .  Получив  карты  метеопрогнозов  в  Атлантике , капитан  принял  решение   идти  по  южной  дуге  ,  ближе  к  экватору  погода  благоприятней  .Рейс  в  сторону  американского  континента ,  перевод  стрелок   часов , дает  поспать  на  часок  больше  , а  вот  когда  пойдем  домой  ,через  каждые  сутки , на  часок  меньше .  В  тропической  зоне , Атлантика  много  спокойнее  ,но  не  гарантирует  от  штормов.  Поздно  вечером , вышел  на  ботдек   к  бассейну  ,тишина ,лишь  шелест  бегущего  океанского  вала ,даже  кожей  чувствуешь  мощь  океана   и  свою  ничтожность  в  необозримом  пространстве .
                Ночь   в  океане
Небо  покрыто « ватой  «. Месяц  сквозь  вату  светит  . Здесь  в  океане  лунном  -- тишь  ,  как  в  тыще   Хатынь . Жизнь  не  совсем  земная  -- только  вода  и  воздух  и  тишина  пустынь  .  Как  человек   невесом  ,  мал  в  бескрайности   далей   , но  удержись  не  сгинь .   А  в  тишину  не  верь,   это  обман . Через  одно  мгновенье  вздыбится  океан  . Танкер  наш  содрогаясь  ,упёрся  мощностью  всей . В нём  впряглись  натужась  , четырнадцать  тыщь  лошадей !  Выгребет  он  и  баста !  Из  океана  уйдём  , и в  Карибском  море , к острову  подгребём .  Остров  прекрасный  - Куба !  Часто  бывал  ,как  все .  Гавана  ,  Сантьяго  , Нуэвитас  ,  и  с  нова  курс  в Туапсе .            28 февраля  1981  года , встали  к  причалу  в  порту  Нуэвитас  и  приступили  к  грузовым  операциям . 8  мата  выгрузились  и  вышли  на  внешний  рейд.  Вместо  обратного  рейса  в  Туапсе , получили  распоряжение  мыть  танки  и  идти  в  Аргентину , в порт  Буэнос  Айрес . Грузится  растительным  маслом  . Переход  , для  меня  и  команды  боцмана , был  очень  напряженным . После  мойки  танков  , капитана  волновало  ,качество  их  готовности  .  День  начинался  так :  в  10  часов , на  переходном  мостике  появлялся  капитан , по  хозяйски  оглядывая  грузовую  палубу  ,подзывал  к  себе  боцмана  Талпу , вот  что  паря  ,  вот  здесь  поставь  матроса  - пусть  порожкает  палубу  , а  вот  здесь , нужно  загрунтовать  .  Боцман   неизменно  вопрошал,  Борис  Семёнович , кто  здесь  боцман ?  Если  вы  , то  командуйте , а  я  пойду , вместо  вас ,  на  ходовой  мостик  .  Капитан  смотрел  на  боцмана  так  ,как  будь то  видел  его  в  первый  раз . Быстро  разворачивался  и  уходил .  Через  какое  то  время  ,  по  громкоговорящей  связи , раздавалась  команда –боцману  и  донкерману , зайти  в  каюту  капитана  !  Делать  нечего  ,идём  в  капитанскую  каюту .  На  столе,  уже  налиты  чашки  хорошего  кофе .  Садились  за  стол  ,пили  кофе ,затем ,смотря  куда то  в  сторону  ,обращался  к  нам , но  непонятно  к  кому  :  вот  что  паря  ,  прошла  неделя  ,  я  заглянул  в  танки  с  балластом , по  моему  вода  мутная  . И  я  начинал , по  схеме  , перебалластировку .  Последнюю  ,четвертую  перебалластировку   сделали  перед  приходом  в  Буэнос   Айрес  . При  этом,  мы  где то   захватили  косяк  мелких  рыбок  и  в  танках .как  в  аквариумах  . плавали  рыбешки  . В  начале  апреля , встали  к  причалу   Буэнос  Айреса . У  парадного  трапа   и  вдоль  причала   стоят  часовые  с  автоматами . Поднялись  власти  , проверили  документы , всех  членов  экипажа  сфотографировали  ,  сняли  отпечатки  пальцев  и  выдали  «эмигрейшен «  - удостоверения  в  которых  делались . властями отметки , о  времени  посещения  во  всех  портах  в  Аргентине  . Если  придется  быть  на  экскурсии .  то  будет  обязательно  отмечено  ,  что  в  Буэнос  Айресе   самая  длинная  авенида  в  мире  и  ещё  что  нибудь  - самое ,  самое . Через  двое  суток , поднялся  на  борт  лоцман  . Нам , предстоит  подняться , вверх   по  реке  Парана  , больше  600  километров  в  балласте . до  порта  Санта – Фе. Глубины  фарватера  ,позволяют  идти  и  при  большей  осадке  ,  проблема  - в  длине  танкера  .200  метров . Откосы  фарватера  суглинки   и  если  танкер  не  впишется  в  радиус  поворота ,  то бортовой   кингстон  зачерпнет  суглинок  и  он  забьёт  теплообменник  охлаждения  главного  двигателя . Экипаж  в  полной  мере  ощутил  эти  проблемы . Машинная  и  палубная  команды  объединились  и  разделились  на  две  бригады  . В  работе  был  один  теплообменник  .Если  кингстон  черпал  грунт  ,то  сразу  забивал  теплообменник  ,бригада  быстро  переходила  на  резервный  (чистый ).  А  на  забитом  открывали  крышки , и чистили  пучок , мощной  струей  воды . Хорошо  что , тяжеленные  крышки  теплообменников  открываются  на  петлях  . Парана  широкая  река ,особенно  при  разливах.  А  когда  вода  спадает  , появляется  масса  островов  и  отмелей . На  бесконечных  пойменных,  заливных  лугах   и  островах  пасутся  стада  коров . Аргентинские  пастухи  - гаучо  , появляются  в  своих  стадах .только  во  время  клеймения  или  когда ,партию  коров, перегнать  на  мясокомбинат.  Участки  хозяйств  .отделены  друг  от  друга , колючей  проволокой .  По  реке  ,иногда  плывут целые  поля  зелёной  растительности ,  ну  прямо  как  в  саргассовом  море  .Поднимаясь  вверх  по  реке  ,замечаешь  ,что    в  крутых  высоких  берегах  живут  аборигены  , из  пещер   видны  телевизионные  антенны  . Вечерами  над  рекой  .тучи  комаров  . С утра , когда  судовая  надстройка  ,лобовая  часть  в утренней  росе ,комары  прилипают  в  несколько  слоев   и  их  приходится  смывать  из  пожарной  пушки  .10  апреля  , с ходу  поставили  к  причалу  Санта – Фе .  12  апреля,  погрузив  первую  партию двух сортов-- подсолнечного и льняного  масла, пошли  вниз   по  реке . Следующий  порт  погрузки  Диаманте . / Diamante / . Городок  понравился  ,чистота  и  порядок  , население  приветливое,в основном -    немцы  , ближе  к  нашему  менталитету  . Мы  с  Володей  сходили  в  город , Он  зачем то  купил  большую  бутылку  вина  Аргентина . Решили  прогуляться    и  оказались  на  крутом  берегу  ,покрытом  цветущими  подсолнухами  . В  низу  у  причала   ,стоял  как  игрушечный  , наш  танкер  Риека  .  Володя  раздобыл  , у  живущих  рядом  девчонок  ,стаканчик  . Он  налил  в  стакан  вино  .продегустировал , и  вернул к радости хозяек  стакан   ,в  месте  с  бутылкой  вина  .   Через  двое  суток  пошли  в  порт  Россарио  ,  третий  по  величине    Характерно  для  Аргентины  , в  каждом  порту  стоят  Элеваторы  ,зерновые  терминалы  .  Здесь  в  Росарио  ,родина  Эрнесто  Че  Гевары   -- Кубинского  команданте .   17  апреля  . вышли  в  порт  Буэнос  Айрес  .  Буэнос  Айрес  , в переводе  «Добрых  ветров «   Но  добрые  ветры  ,видно  давно  обходят  стороной- но на базаре полно дешевых фруктов,прекрасного качества,с малейшим дефектом, лежат в соседней кучке,для бесплатной дегустации и я заметил. что идет молодежь, парень без всякого, берёт себе на пробу и угощает свою спутницу и продавцы не возражают.Очень доброжелательные.К выращенным фруктам здесь относятся серьёзно --как к дарам Всевышнего. И если фрукты или иные плоды не отвечают стандартам ,их не кто ни кому не будут навязывать,но и выбрасывать грех. Вот они и выставляют.для малоимущих бесплатно-- например студентам или любому прохожему.   Последний  порт  догрузки  Баия  Бланко  , ( Белая  Бухта .) ,военноморская  база   и  зерновые  терминалы  .Догрузившись  25  апреля  1980  года  . вышли  в  океан  и  взяли  курс , на  порт  выгрузки  Туапсе.  15  июня  .мы  встали  на  торец  широкого  мола  .в  порту  Туапсе  .  Приступили  к  разгрузке.   15  июля я  сошел  в  отпуск  . Впереди  меня  ждали  горы  , ловля  форели  на  речках  Геги  и  Аватхары  .