Аргентина - т/х «Риека»
Январь 1980 года , я приехал в отдел кадров пароходства и ломаю голову -- нужно куда то идти на работу. Прогуливаясь по набережной , встретил капитана танкера «Риека» Девяткина Бориса Семёновича. Поговорили , он выслушал меня и говорит , а что паря , а давай ко мне донкерманом , у меня штатный сошел . Я согласился и пошел к инспектору за направлением. И вот ,с вещами на борту т/х «Риека». Танкер стоял у причала туапсинского нефтепирса . Я сходу стал помогать грузовому помощнику. Набирая схему на пульте управления , сразу понял , почему сбежал мой предшественник . Дистанционное управление клинкетами , то и дело не срабатывало , а повышать давление в гидросистеме не имело смысла , можно задавить другие клинкеты. Пришлось бегать по грузовой палубе с джеком и подрывать в ручную . Ну думаю , ладно , сделаю рейс на Кубу и сойду . Приятная встреча ,со вторым механиком , мой старый друг , Владимир Прохоренко . Можно хоть, после вахты с кем посидеть за чашкой кофе и на гитаре три аккорда перебрать. 25 января закончили грузовые операции , власти на борту. Хорошо что мой предшественник записал дефекты по танкам , опрессовал подогрев , указал разницу показаний «Виссоя» , на всех танках и состояние торцовых сальников грузовых насосов. Вышли в море ,Туапсе медленно исчезает в вечерней дымке . Только хотел подняться в каюту Прохоренко , как позвонил боцман Талпа и передал приглашение, зайти в каюту капитана . Постучал в дверь , зашел ,Борис Семёнович пригласил за стол , налил кофе . За столом сидит боцман Талпа , оказалось ,что они работают вместе уже давно и дружат семьями . Капитан поинтересовался состоянием грузового хозяйства , я посетовал на работу гидравлики , он хохотнул , знаю мол , но не сказал .чтобы не отпугнуть . Зато я уверен , что ты справишься , ты же механик . То , что капитан мне доверяет , это хорошо , но не очень -- он на правах хозяина , включил меня , вместе с Талпой , в свой круг общения . Это иногда обременяет . За то , что обращаясь к кому либо, он начинал : ну что паря , рассказывай … По этому ,за глаза , его все называли « ПАРЯ» . Но в целом , паря , был хорошим капитаном . В зимнее время , на палубу не выйдешь , ветер срывает пену с гребня волны и закидывает до ботдека . По грузовой палубе катятся ,шипя и взрываясь фонтанами , набегающие океанские валы . После работы и теплого душа , захожу в просторную каюту второго механика , Владимир заваривает свежее помолотое кофе . Можно и по ностальгировать под звуки наших гитар . Репертуар - В.С. Высоцкий , С. Есенин. Слушаем магнитофон ,музыка наших современников : Тёрнер , Джо Кокер , А. Челентано и так далее . Получив карты метеопрогнозов в Атлантике , капитан принял решение идти по южной дуге , ближе к экватору погода благоприятней .Рейс в сторону американского континента , перевод стрелок часов , дает поспать на часок больше , а вот когда пойдем домой ,через каждые сутки , на часок меньше . В тропической зоне , Атлантика много спокойнее ,но не гарантирует от штормов. Поздно вечером , вышел на ботдек к бассейну ,тишина ,лишь шелест бегущего океанского вала ,даже кожей чувствуешь мощь океана и свою ничтожность в необозримом пространстве .
Ночь в океане
Небо покрыто « ватой «. Месяц сквозь вату светит . Здесь в океане лунном -- тишь , как в тыще Хатынь . Жизнь не совсем земная -- только вода и воздух и тишина пустынь . Как человек невесом , мал в бескрайности далей , но удержись не сгинь . А в тишину не верь, это обман . Через одно мгновенье вздыбится океан . Танкер наш содрогаясь ,упёрся мощностью всей . В нём впряглись натужась , четырнадцать тыщь лошадей ! Выгребет он и баста ! Из океана уйдём , и в Карибском море , к острову подгребём . Остров прекрасный - Куба ! Часто бывал ,как все . Гавана , Сантьяго , Нуэвитас , и с нова курс в Туапсе . 28 февраля 1981 года , встали к причалу в порту Нуэвитас и приступили к грузовым операциям . 8 мата выгрузились и вышли на внешний рейд. Вместо обратного рейса в Туапсе , получили распоряжение мыть танки и идти в Аргентину , в порт Буэнос Айрес . Грузится растительным маслом . Переход , для меня и команды боцмана , был очень напряженным . После мойки танков , капитана волновало ,качество их готовности . День начинался так : в 10 часов , на переходном мостике появлялся капитан , по хозяйски оглядывая грузовую палубу ,подзывал к себе боцмана Талпу , вот что паря , вот здесь поставь матроса - пусть порожкает палубу , а вот здесь , нужно загрунтовать . Боцман неизменно вопрошал, Борис Семёнович , кто здесь боцман ? Если вы , то командуйте , а я пойду , вместо вас , на ходовой мостик . Капитан смотрел на боцмана так ,как будь то видел его в первый раз . Быстро разворачивался и уходил . Через какое то время , по громкоговорящей связи , раздавалась команда –боцману и донкерману , зайти в каюту капитана ! Делать нечего ,идём в капитанскую каюту . На столе, уже налиты чашки хорошего кофе . Садились за стол ,пили кофе ,затем ,смотря куда то в сторону ,обращался к нам , но непонятно к кому : вот что паря , прошла неделя , я заглянул в танки с балластом , по моему вода мутная . И я начинал , по схеме , перебалластировку . Последнюю ,четвертую перебалластировку сделали перед приходом в Буэнос Айрес . При этом, мы где то захватили косяк мелких рыбок и в танках .как в аквариумах . плавали рыбешки . В начале апреля , встали к причалу Буэнос Айреса . У парадного трапа и вдоль причала стоят часовые с автоматами . Поднялись власти , проверили документы , всех членов экипажа сфотографировали , сняли отпечатки пальцев и выдали «эмигрейшен « - удостоверения в которых делались . властями отметки , о времени посещения во всех портах в Аргентине . Если придется быть на экскурсии . то будет обязательно отмечено , что в Буэнос Айресе самая длинная авенида в мире и ещё что нибудь - самое , самое . Через двое суток , поднялся на борт лоцман . Нам , предстоит подняться , вверх по реке Парана , больше 600 километров в балласте . до порта Санта – Фе. Глубины фарватера ,позволяют идти и при большей осадке , проблема - в длине танкера .200 метров . Откосы фарватера суглинки и если танкер не впишется в радиус поворота , то бортовой кингстон зачерпнет суглинок и он забьёт теплообменник охлаждения главного двигателя . Экипаж в полной мере ощутил эти проблемы . Машинная и палубная команды объединились и разделились на две бригады . В работе был один теплообменник .Если кингстон черпал грунт ,то сразу забивал теплообменник ,бригада быстро переходила на резервный (чистый ). А на забитом открывали крышки , и чистили пучок , мощной струей воды . Хорошо что , тяжеленные крышки теплообменников открываются на петлях . Парана широкая река ,особенно при разливах. А когда вода спадает , появляется масса островов и отмелей . На бесконечных пойменных, заливных лугах и островах пасутся стада коров . Аргентинские пастухи - гаучо , появляются в своих стадах .только во время клеймения или когда ,партию коров, перегнать на мясокомбинат. Участки хозяйств .отделены друг от друга , колючей проволокой . По реке ,иногда плывут целые поля зелёной растительности , ну прямо как в саргассовом море .Поднимаясь вверх по реке ,замечаешь ,что в крутых высоких берегах живут аборигены , из пещер видны телевизионные антенны . Вечерами над рекой .тучи комаров . С утра , когда судовая надстройка ,лобовая часть в утренней росе ,комары прилипают в несколько слоев и их приходится смывать из пожарной пушки .10 апреля , с ходу поставили к причалу Санта – Фе . 12 апреля, погрузив первую партию двух сортов-- подсолнечного и льняного масла, пошли вниз по реке . Следующий порт погрузки Диаманте . / Diamante / . Городок понравился ,чистота и порядок , население приветливое,в основном - немцы , ближе к нашему менталитету . Мы с Володей сходили в город , Он зачем то купил большую бутылку вина Аргентина . Решили прогуляться и оказались на крутом берегу ,покрытом цветущими подсолнухами . В низу у причала ,стоял как игрушечный , наш танкер Риека . Володя раздобыл , у живущих рядом девчонок ,стаканчик . Он налил в стакан вино .продегустировал , и вернул к радости хозяек стакан ,в месте с бутылкой вина . Через двое суток пошли в порт Россарио , третий по величине Характерно для Аргентины , в каждом порту стоят Элеваторы ,зерновые терминалы . Здесь в Росарио ,родина Эрнесто Че Гевары -- Кубинского команданте . 17 апреля . вышли в порт Буэнос Айрес . Буэнос Айрес , в переводе «Добрых ветров « Но добрые ветры ,видно давно обходят стороной- но на базаре полно дешевых фруктов,прекрасного качества,с малейшим дефектом, лежат в соседней кучке,для бесплатной дегустации и я заметил. что идет молодежь, парень без всякого, берёт себе на пробу и угощает свою спутницу и продавцы не возражают.Очень доброжелательные.К выращенным фруктам здесь относятся серьёзно --как к дарам Всевышнего. И если фрукты или иные плоды не отвечают стандартам ,их не кто ни кому не будут навязывать,но и выбрасывать грех. Вот они и выставляют.для малоимущих бесплатно-- например студентам или любому прохожему. Последний порт догрузки Баия Бланко , ( Белая Бухта .) ,военноморская база и зерновые терминалы .Догрузившись 25 апреля 1980 года . вышли в океан и взяли курс , на порт выгрузки Туапсе. 15 июня .мы встали на торец широкого мола .в порту Туапсе . Приступили к разгрузке. 15 июля я сошел в отпуск . Впереди меня ждали горы , ловля форели на речках Геги и Аватхары .