Скрипка и бокс

Борис Гольдин
Pаскрывает душу скрипка перед слушателем тонким –
То журчит волною зыбкой, то что колокольчик звонкий!
То косой, как в травах росных, просвистит по струнам крайним,
То мольбой и просьбой слёзной сердце жалостное ранит.

А бывает, скрипка манит разом отмести заботы —
Хмелем напоит буянным, вдруг в аллегро бросив ноты!
И понять бывает мукой – враз порвать струну рискуя,
То смычок рисует звуки? или ли сам под них танцует!
Алла Приц 

                ЗВЕЗОПАД, НАСТОЯЩИЙ ЗВЕЗДОПАД
 
      Это было много лет тому назад в Москве. Я был студентом и много раз пытался пробиться на концерт замечательных " Виртуозов Москвы". Но другие виртуозы столицы шустро упреждали меня у театральной касcы. Как назло,прямо перед носом вывешивалась табличка.

   " Билеты проданы".

     Прошли годы. Настали девяностые годы Я со своей семьей уехал в Америку. Владимир Спиваков со своими  камерными виртуозами улетел в Испанию. Я - навсегда, а он- на работу.

     С большим трудом нашел себе работу в театре.Нет-нет, я не артист. Однажды  прихожу на смену,встречает меня мой коллега- офицер службы безопасности и говорит:

      -Звездопад, настоящий звездопад русских и испанских скрипачей,да все с мировыми именами.Смотри,сначала были русские мастера скрипки Миша Майский и Дмитрий Ситковетский,а сейчас к нам прилетает мировая звезда- испанец Спиваков.

       Я, конечно, улыбнулся и ответил:

     - Он такой же испанец, как ты- японец. Владимир- один из лучших скрипачей Москвы.Его мать, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию. Отец, Теодор Владимирович Спиваков, по специальности инженер-технолог, ушел добровольцем на фронт и был тяжело ранен. После окончания войны семья переехала в Ленинград. В тринадцать он получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Затем талант скрипача был удостоен наград престижных международных конкурсов:имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П. И. Чайковского в Москве.

    - Почему же  он и его оркестр живут в Испании?

      Пришлось сказать горькую правду:

    - Его камерный оркестр в Москве не имел своего зала для репетиций и выступлений. «Виртуозы Москвы» получили широкую мировую известность,но  им приходилось репетировать по ночам — в кочегарках, ЖЭКах, в клубе Военной академии им. Фрунзе.Все музыканты работали в разных коллективах. Oднажды в Томске оркестр дал три концерта в один день — в пять, семь и девять часов. Люди принесли музыкантам еду: картошку, пирожки, пельмени.Испания же предоставила им  все условия для плодотворной работы .

       По приезде  в Калифорнию Владимира Спивакова ждал приятный сурприз. Тут он встретил своего друга по Московской консерватории Леонида Грина, руководителя  симфонического оркестра.Так они вдвоем, держась за руки, и вышли на сцену .

        Известный музыкант неоднократно бывал на гастролях в Америке. Но,думаю,что первый свой визит за океан он не забудет никогда.

        Вот что об этом говорит Сергей Довлатов в своей книге “Соло на ундервуде”:
 
       “Спивакова долго ущемляли в качестве еврея. Красивая фамилия не спасала его от антисемитизма. Ему не давали звания. С трудом выпускали на гастроли. Доставляли ему всяческие неприятности.

      Наконец Спиваков добился гастрольной поездки в Америку. Прилетел в Нью-Йорк. Приехал в Карнеги-Холл.

      У входа стояли ребята из Лиги защиты евреев. Над их головами висел транспарант:

     „Агент КГБ — убирайся вон!“

      Начался концерт. В музыканта полетели банки с краской. Его сорочка была в алых пятнах.Спиваков мужественно доиграл до конца."

      Я попросил у Владимира  Спивакова автограф и задал несколько вопросов.

    - Слышал, что во время Вашего выступления в Екатеринбурге к Вам обратилась за помощью мать ребенка...

     - Ее сын нуждался в срочной операции. Я позвонил в Москву. Там не отказали, помог авторитет оркестра. Жизнь маленького Иогана вне опасности.

    - О Вашей дирижерской палочке ходят легенды ...

    - Из всех сувениров, оставшихся от моих встреч с выдающимися личностями нашего времени — записок, фотографий с посвящениями, книг, я храню только дирижерскую палочку Бернстайна. Та часть тепла, которая мне была когда-то подарена, материализовалась в этом предмете.

       Мызыканты рассказали,что Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему учителем - профессором Юрием Янкелевичем,а ныне маэстро играет на инструменте работы Антонио Страдивари, переданным ему в пожизненное пользование меценатами — поклонниками его таланта.

     - Русская пресса писала, что Вы отказались от выгодного контракта в Барселоне. Почему?

    - Причина была проста. Нам предложили сменить название "Виртуозы Москвы" на "Виртуозы Барселоны". Конечно,наш оркестр не мог принять это предложение.

     - Говорят,что Вы большой любитель художественной литературы.

     - Если есть время читать,то выбираю Пруста,Борхеса,Гоголя,Лескова,Кундеру, Гессе или Владимира Набокова. Люблю философские произведения Мераба Мамардашвили, а также пьесы.Я люблю читать пьесы, потому что в этот момент у меня в голове возникает свой театр — декорации, мизансцены. Люблю Шекспира,Жана Ануйя,Теннеси Уильямса.

      - Было время,когда мои сыновья увлекались музыкой.Учились играть на пианино. Параллельно они занимались боксом.Мой хороший знакомый, профессор-травматолог Адыл Шарипович Шакиров, узнав об этом,вычитал меня и сказал,что игра на музыкальных инструментах и спортивное единоборство просто несовместимы.Знаю,что и Вы занимались боксом. Что Вы на это скажите?

   -  Мое мнение,что мальчишкам бокс нужен.В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя:когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке,нас,еврейских мальчишек,постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело - так я попал в секцию бокса.Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогало.

     Вообще-то слабосильного, часто болеющего мальчика давно нет. Занявшись в молодости боксом, он превратился в крепкого, мускулистого, дающего сдачи мужчину.

    В Париже был случай, когда отыграв концерт и отметив удачное исполнение в гостях у Ростроповича, возвращался в три часа ночи вместе с Сати в отель, и вдруг, вынырнув из темноты, на нас напали  араб и двое негров. Сбили с ног. Сати упала, крепко прижав к себе скрипку, у меня руки были свободны. Я моментально вскочил на ноги. Ловкими и сильными боксерскими движениями он разметал бандитов по сторонам.

       Владимир Спиваков неоднократно выступает в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка, оркестр «Концертгебау», симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда под управлением выдающихся дирижеров современности.

       Критики  причисляют к особенностям исполнительской манеры Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность.

       Сам Владимир Спиваков считает, что если слушатели находят в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе  профессора Юрия Янкелевича, и творческому влиянию его второго учителя и кумира, профессора Давида Ойстраха.
         
       Aвтограф известного скрипача уже много лет бережно храню так же, как он свою дирижерскую палочку, полученную в подарок от его учителя.