Огород

Владимир Фомин 4
С каждым днём солнце всё дольше задерживается на небосклоне, сообщая капелью по подоконнику о пришедшей весне. Мне – мартовскому коту через год исполняется 60, но не цифра огорчает меня, а запас сил для участка в 15 соток. Нет уже того задора, когда я 30 лет назад осваивал целину и лёгким движением штыковой лопаты, превращал землю в цветущий сад.

В ту далёкую пору, когда мы были молодыми, а водка была по талонам, заборов между участками не было. Вместо них росли кусты малины, и мы ходили друг к другу в гости, не хлопая дверью. Однажды к нам на работу приехал трактор из совхоза «Тепличный» набрать опилок и привёз в знак благодарности два мешка переросших огурцов. На некоторые экземпляры было страшно смотреть, но в середине 80х дарёному коню в зубы не смотрели, и халява разошлась по рукам в считанные минуты.

На дворе был месяц май, и когда я после работы приехал с огурцами на дачу, в глаза мне бросилась тепличка на соседнем участке, накрытая деревянными рамами. Недолго думая, я взял три самых огромных огурца и положил их в теплицу, рядом с проклюнувшими всходами огурцов. Громогласная соседка обнаружила находку только на следующий день и встретила меня не обидной, нецензурной бранью, задолго до того, как я подошёл к калитке. Пошумели, посмеялись и пошли работать. Вечерами мы иногда собирались у нас на участке под навесом и отдыхали после трудового дня. Душевая кабина, сбитая из старых досок, и обшитая рубероидом, смывала всю усталость, накопленную за день, нагревшейся в баке водой, а рюмка спиртного, подталкивала на новые подвиги по строительству сооружений из того, что Бог послал.

В то советское время у многих людей дома не было телефона, а я своим друзьям говорил: «Если хотите меня найти, - звоните на огород». И я не обманывал. Рядом с моим забором находилась охрана небольшого предприятия, которая регулярно приходила ко мне за водой, а я использовал их телефон в корыстных целях и мне передавали кто звонил, и что хотели сказать, как пейджер. Это сейчас у каждого школьника есть телефон и сложно представить, как мы жили раньше без этой услуги. После появления сотовых телефонов, я один из первых, купил смартфон себе и жене и было приятно стоять в чистом поле, и разговаривать с абонентом, находящимся за тридевять земель.

Один раз мы приехали на огород после недельного отсутствия и не узнали свой участок, заросший жёлтыми одуванчиками. Ещё немного и весь этот цвет превратится в пух, и тогда век отдыха не видать. Я взял мотыгу, жена встала в бойцовскую стойку буквой «Г» и пошла борьба не на жизнь, а на смерть. К вечеру усталые и довольные мы сидели и любовались проделанной работой. На душе было радостно от проделанной работы, но чего-то не хватало. Нужен был финальный аккорд и пока жена отлучилась куда-то, я выбрал самый большой одуванчик из кучи, обернул червонец вокруг стебля и воткнул на самое видное место. Приманка сработала сразу после возвращения хозяйки. С криком: - Как же я его проглядела? - она бросилась на полусогнутых ногах к цветку. Надо было видеть изумлённое лицо супруги, когда он оказался у неё в руках – помните сказку «Аленький цветочек»? Первое, что ей пришло в голову: - Вот бы на все одуванчики такую обёртку, мы бы озолотились.

Без юмора на огороде работать никак нельзя, любая работа станет каторгой, особенно, когда учишься на своих ошибках. Все мы когда-то впервые копали погреб, выкладывали стены, заливали бетоном перекрытия и всегда получалось не совсем так, как хотелось, не очень прямо, но надёжно. Построенный погреб и великолепный сарай над ним многие годы скрывал нас от дождя и непогоды. Неказистый снаружи, но тёплый внутри, был в последствии переоборудован в баню, предбанник и летнюю кухню. Собранный урожай не надо было вести в город. Картошка, свекла и капуста сразу опускались в погреб и ждали своего часа, благо недалеко от остановки автобуса, рядом с жилым посёлком.

Однажды зимой, в сильный мороз, я приехал на участок в погреб за картошкой и по дороге встретил кума, замёрзшего и больного с похмелья, потерявшего надежду подлечить своё здоровье. «Идём со мной на огород», - говорю ему, - «подлечу тебя и будешь опять на человека похож». Он высказал предположение, что мы там можем замёрзнуть, а сам быстрее меня засеменил к заветной цели. На улице было -20, а в погребе +2. Бутылка водки, спрятанная на всякий пожарный, быстро согрела нас, а куму вернула былой облик. В погребе было светло и уютно, но всё хорошее быстро кончается, и мы счастливые, что день прошёл не зря, расстались до лучших дней.

В один прекрасный день, уезжая с огорода, к нам завалились два кутёнка – два маленьких пушистых комочка, неизвестной породы с дворовой родословной. Жена выложила им весь наш небогатый ужин, и мы с чувством выполненного долга поехали домой. К великому нашему удивлению, когда мы приехали на следующий день, они встретили нас дружным лаем, обнюхивая сумки, с вопросительным взглядом: "Где вас так долго носит? Совесть надо иметь". Так и прижились кобель и сучка на долгие годы. Под верстаком я установил двойную стеклянную раму, закрыл торцы, оставив небольшой вход, и они стали жить – поживать у нас на глазах, а мы у них.

Вечером, когда солнце садится за деревья, вылетают ночные разбойники – крылатые хищники с тонкими шпагами. Это всеми не любимые, жужжащие и пищащие комары. Не имея ни стыда, ни совести, они легко выбирают открытые места и впиваются, как в последний раз. Одно радует, что в отличие от городских комаров, они доверчивее, и не надо их резко бить, достаточно быстро провести рукой по больному месту, и можно собрать несколько штук за один раз. Но всех не перебьёшь. На смену вылетают всё новые и новые полчища, как китайцы со всех сторон, и руки уже машут, словно ветряные мельницы. Если бы они понимали, что мы им говорим, хотя бы нашу интонацию, то многие из них дожили бы до конца лета, но увы, мы говорим на разных языках. Как в фильме «Джентльмены удачи»: "Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я загубил?"

Зимой и летом огород выручал нас своими урожаями и закромами и когда уже все соседи стали называть свои огороды дачными участками, мы по-прежнему называли своё детище огородом. Здесь не столько старая привычка, сколько любовь к своей земле – кормилице. Я обратил внимание, что всегда, когда я приезжаю на огород в ненастную погоду, обязательно разорвутся облака и нежный лучик солнца пробежит по участку, и доложит: «Всё хорошо на твоём огороде, хозяин». А я улыбаюсь в таких случаях и благодарю Бога за особое ко мне внимание.

Второй день свадьбы моей дочери, мы решили праздновать с шашлыками у нас на участке, и пока гости в первый день свадьбы не дошли до кондиции, всем объясняли, как добраться и не заблудиться. Благо телефоны сейчас есть у всех. Вечером, в автобусе, развозившем гостей, произошло недоразумение. Племянница проговорилась, что завтра мы все собираемся на ОГОРОДЕ и гостей обуял ужас, что их бросят в чистом поле под палящими лучами солнца, а ей не хватило ума переубеждать их.

Утром следующего дня, первые ласточки стали прибывать с вопросительным знаком на лице. Всех интересовал сервис с удобствами на улице, наличие воды, музыки и уединительных площадок. Всего этого было в избытке на огороде, и он в очередной раз справился со своей задачей и доказал нам, что если с ним по-человечески, то и он ответит взаимностью. Мне остаётся только благодарить его, а я ещё и ещё раз убеждаюсь, что и у земли есть свой Ангел Хранитель, готовый с нами вместе жить одной жизнью в радости и горе.

9.03. 2016.