Деревня зимой

Александр Меркер
На фотографии С.Петрова: околица села Северного Урала.               

ДЕРЕВНЯ ЗИМОЙ

На Северном Урале прошла золотая пора бабьего лета. Природа готовится к долгой и морозной зиме. Крепкий утренний иней на траве сменяется первым ледком на поверхности луж. А вот уже и первый снег выпал,  который, словно белой периной, покрыл всю землю и пушистой шапкой накрыл  стожки сена, стоящие за стайками в огородах.
Первый снег – это большой радостный праздник для деревенской ребятни. Стайки ребят по всему поселку катают из влажного снега большие шары и сооружают из них снеговика с метлой на боку, ведерком на голове, картофельными глазами и пуговицами из сухих сосновых шишек. Главным украшением снеговика является красный нос из морковки. Ребячьим радостям и веселью нет предела.

Постепенно   наступают холода. Летние и осенние заботы и развлечения в этом году закончились... 
Многие горожане считают, что зима в деревне – это обычно такое время, когда русский человек на печи лежит, как Илья Муромец, и ничего не делает. Это совсем не так!  В сельской местности работа всегда есть. Всю зиму сельчане как мурашки тащат, как белки скачут, как волы прут...

Зимой, точнее, в начале ее, когда устанавливается устойчивая минусовая температура,  в деревне идет забой домашней живности. На помощь всегда зовут кого-нибудь из охотников, имеющего опыт по обработки туши. Правильно разделать тушу – это большое искусство. Многие забойщики только удаляли внутренности и разделывали тушу. Некоторые внутренности не использовались, а выбрасывались.  Мастера же забойного дела эти внутренности чистили, тщательно промывали, а потом делали домашнюю колбасу, которая получалась у них  отличнейшего качества. 

Глубокой осенью и всю зиму было много еще  других забот.  Надо  было набить в погребе крючья, на которые вешалась  капуста, чтоб не портилась. А так же зимой нужно внутри избы мелкий ремонт затеять
По субботам – банный день. Для этого надо  дрова заготовить, печь затопить,  воду с запасом привезти.  Стирка белья  проводилась в бане на второй день. 
Через день нужно воду для домашних нужд привозить из колодца. Эту работу  обычно делают по вечерам.  На санки ставится большая фляга и отправляются к колодцу. 

По реке идет пока еще только шуга. Скоро крепкий лед совсем скует все речное пространство. Когда установится устойчивый снежный покров,  стайки  снегирей  и свиристелей скапливаются на ветках деревьев и кустов, юрко снуют вверх-вниз по ним и лакомятся оранжевыми морожеными  ягодами рябины.
Наступление устойчивого снежного покрова – это самое удобное время, чтобы с покосов привезти на санях домой  сено,  и поставить  копна на огороде за стайкой.  В самой  стайке почти ежедневно чистить приходится – навоз выкидывать через оконце в стене в сторону огорода и  складывать его на хранение до весны.

Не знаю, кому как, а мне больше по нраву зимняя деревня. Снежок под ногами  скрипит, солнце красиво подсвечивает чистейший, искрящийся снег, который лежит повсюду: на полях, на ветках деревьев, на деревенских крышах. На снегу и на поле, и в лесу постоянно встречаются следы зверей. 
Идешь ранним-ранним утром от избы к избе по деревне, где снег лежит почти до крыш, к воротам изб ходы от снега прочищены и  нарадоваться чистому воздуху не можешь.  А кругом глубокий пушистый снег покрывает всю землю.  Белоснежный ковер скрыл летнюю неприглядность.  Крыши изб, стаек, скосы ворот и даже столбики и деревянные рейки заборов-палисадников покрыты снежными шапками, принимающие иногда причудливые формы.  Как красивы сверкающие на солнце заснеженные деревья! Простор ещё шире – ведь нет листвы. Величественные ели и стройные сосны, белоснежные березы – все покрыты снежной кружевной  пеленой! Поистине, берендеево царство!
Госпожа Зимняя стужа, как великолепный художник, искусно разрисовывает все оконные стекла замысловатыми узорами.

А когда зимой вокруг солнца появятся круги – жди, скоро нагрянет  метель,  занепогодится в деревне, заметет всё вокруг.  Метель не успокаивается, перерастает во вьюгу... В нескольких шагах уже ничего не видно. Ух, до чего же ты прекрасна, метель, метелица-зима! 

Вьюга в деревне - это  настоящее волшебство.  Шальной  ветер  гудит в проводах и завывает  в печных трубах, нагоняет ужас не только на малышей, даже взрослые содрогаются и ёжатся от страха. На память сразу же приходят строки Пушкина из далекого детства:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

За окном вьюга неистовствует в своей снежной пляске, залепляя снегом лицо замешкавшегося сельчанина, торопящегося быстрей забраться в сени избы. Только здесь он может с облегчением вздохнуть, стряхнуть с себя налепившийся снег и затем  войти в избу.  В такие вьюжные вечера даже все деревенские собаки замолкают, не слышно их перекличного лая, спрятались в своих утепленных конурах, а кого-то сердобольные хозяева даже в избу запускают. 

Метель переметает и так немногочисленные пути-дороги, местами наметая такие сугробы, что делает их непроходимыми для машин. Горе таким путникам, машину которых вьюга застала в пути. Хорошо, если машина застряла недалеко от деревни, люди оставляют машину и пешком, преодолевая сугробы, добираются до жилья. Там уж просят тракториста вызволить машину из снежного плена.  А если машина застряла в снегу за десяток-другой километров от деревни? Это уж чревато трагедией.   

Наутро, после ночной вьюжной свистопляски, деревню не узнать: всё вокруг погружено в утреннюю тишину, дорог и тропинок не видать, избы и стайки по самую крышу занесены снегом. Хозяева домов начинают откапывать и расчищать дорожки-тропинки, чтобы дети могли в школу пробраться, а взрослые – на работу, в магазин, к колодцам. 
 
Чтобы понять волшебную красоту зимней деревни, ее надо увидеть, побывать в ней в вечерних сумерках.
…Мороз под 30-40 градусов. От ближнего леса, словно вздох уставшей земли, повеял ночной ветерок. То здесь, то там в деревенских избах появляются яркие точечки огня. Полной грудью вдыхаешь морозный воздух, а деревенская тишина успокаивает. В ночной тиши время от времени раздаются резкие оглушительные „выстрелы“. Это лопаются от уральской стужи стволы деревьев.  Морозобойные трещины оставляют на них метровые раны.  Воздух прозрачен, все небо усеяно мерцающими звездами.  Светлая с голубым отливом луна с четкими очертаниями своего ландшафта сквозь ветви берез смотрит сверху на притихшую деревню.  Она медленно плывет по небосводу, освещая поверх крыш десятки труб, из которых столбом поднимается дым. 

О, этот дым может много о чем рассказать.  В этой избе, например, печь топят березовыми дровами, так как дым светлый и с характерным запахом бересты.  А дым из соседней избы темный, с запахом смолы – там топят сосновыми дровами.

В январе каждый день удлиняется на минуточку. Продрогшие, серебрящиеся изморозью избы деревни подставляют свои крыши солнцу, чтобы хоть на какое-то мгновение почувствовать приближение весны.

А как вкусны запахи из изб, усиленные снежной чистотой: запахи хлеба, квашеной капусты, запахи сгоревших дров, душицы чайной, зверобоя.  Каждая изба пахнет по-своему.

А когда деревенские ребятишки, вдоволь накатавшись на снежной горке, распахивая дверь,  вбегают  в избу, то причудливые клубы белого пара, растекаясь по полу,  наполняют ее чистым морозным воздухом.
 
Действительно,  что может быть лучше,  чем зимняя деревня, трескучий мороз, скрипящий в тиши снег, теплая русская печь? Романтика! Люблю деревню!
Деревня – это мир, в котором нет суеты, спешки и привычного скопления людей.
Природа уснула до весенних дней, до дней ее буйного пробуждения.

                ***************************