Как жизнь, Абхазия? Глава 9

Андрей Борисович Сапожников
Как жизнь, Абхазия?

Глава 9.

10 августа 2013 г., суббота.

Когда хозяин заведения присматривает за порядком, командует, так сказать, процессом, словом, большую часть времени сидит без дела на глазах окружающих, это не вызывает удивления. Но если в один прекрасный день он трудится наравне с рабочими, у народа будет шок. Но именно это сегодня я вижу! Толстый мужчина, который часами слушал музыку и глазел на обнажённых женщин, сегодня трудится в поте лица. Он убирает ветки и подметает территорию. Всему виной прошедший ночью шторм, нагнавший на пляж целый ворох веток, среди которых попадаются даже небольшие деревца. Хорошо, у «толстяка» есть молодые юркие помощники.
Загорающая рядом дама жалуется подруге:
- Сфотографировалась неделю назад. Плохая получилась фотография. Вчера повторила - ещё хуже. Может, поменять фотографа?
Маленький мальчик, пришедший на море, немного скучает - наверное, простужен. Мама пытается его развеселить:
- Ну чего сердитый такой? Сегодня я обещала тебе какой-нибудь подарок. Скажи, что ты хочешь?
- Дай море.
На пляже появляются мужчина и женщина лет 50-55. Боже, какими разными бывают мужья и жёны! Нет, я не о характере - я о телосложении. Дама - почти шарик, с трудом переваливается, зато её кавалер - сущий дистрофик. Такое впечатление, будто один из супругов поделился с другим собственным весом, но при этом немного переборщил…
На улице Лакобы кучкуется милиция - верная примета, что прибыло какое-то начальство. Милиционеры, в голубых рубашках, чёрных брюках с красными лампасами и чёрных полуботинках. Обычная - не парадная форма. Судя по моему субъективному наблюдению, мероприятию милиционеры рады, так как оживлённо беседуют, за обстановкой смотрят вполглаза. Некоторые, следуя кавказскому обычаю, вместо рукопожатия обнимаются. Уж не знаю, что за мероприятие наметило себе руководство; единственная зацепка - сегодня День физкультурника.
Поход на пляж знаменуется одним поучительным событием. Стою, наслаждаюсь солнечными процедурами, и на море вроде бы ничего особенного не происходит - ну подумаешь, молодой человек, желая блеснуть перед пляжниками или перед своей девушкой, выписывает замысловатые круги на гидроцикле. Но, войдя в раж, «водитель» не справляется с управлением и так же грациозно, как проделывал до того многочисленные морские па, высоко взлетает над вышедшим из подчинения железом и плюхается в воду. Мораль: хочешь покрасоваться - соблюдай технику безопасности.
Идти за едой на рынок, а не в магазин - уже традиция. Традицией является и то, что я уже не обхожу весь торговый комплекс в поисках стряпни или фруктов, а направляюсь в определённые места. Например, к бабе Любе. У неё хлеб всегда горячий, вкусный и дешёвый. И беря в руки аппетитный пакет чебуреков, меня совершенно не смущает выражение лица Любы, на котором природа явно отдохнула.
Знаете, живя в средней полосе, легко отличить кавказца от местного. Все кавказцы, по нашему мнению, любят сидеть на корточках. Однако к абхазам данное утверждение не относится: сидящих на корточках единицы, да и абхазы ли они.
На вечерней набережной играет трубач - раньше я его не видел. Исполнитель желает немного заработать на приезжих. Его право. Прохожие не останавливаются, вообще не очень-то и обращают внимание на мужчину. Много ли заработаешь уличной игрой на трубе?
Зато на кого обращают внимание на набережной большинство гуляк, так это на женщин-полицейских, стройных, словно сошедших с обложки глянцевого журнала. На них летняя форма, состоящая из белой рубашки и тёмной юбки. Разумеется, девушки-полицейские не патрулируют без мужчин: мало ли чего…
Потолкавшись среди абхазов, начинаешь лучше понимать мотивы их поступков. Здесь нравы построже, чем в России. В отличие от русских, абхазы не любят сбиваться в пёструю, разношёрстную компанию - они разделяются на группы. Первая - мужчины; вторая - женщины. Первая всегда на виду, в своём кругу общительна, порой до горячности, а иногда откровенно бездельничает. Вторая группа редка, поскольку её представители в основном сидят дома или торгуют на рынке под присмотром первой. Стоит ли в будущем менять подобные устоявшиеся традиции? Есть в Абхазии помимо двух перечисленных групп ещё одна, третья. Это молодёжь. Ей и решать.

Ссылка на изложенное с иллюстрациями https://vk.com/id200644765?w=wall200644765_412