Как жизнь, Абхазия? Глава 8

Андрей Борисович Сапожников
Как жизнь, Абхазия?

Глава 8.

9 августа 2013 г., пятница.

Возле входа в гостиницу стоит автомобиль. Вроде бы обычный с виду, да не совсем: на боковой стороне его аккуратно выписаны страны, по дорогам которых катили его колёса. Последняя Абхазия. Владелец крутой машины - немец, тот самый, который недавно тусовался с другими немцами. «Другие» недалеко, пьют пиво и совершенно не обращают внимания на отъезжающего соотечественника. Если бы я не знал о национальности этой компании, то сказал бы, что странно как-то люди прощаются, не по-русски…
Набережная с утра полупуста. Ближайшая скамейка свободна, можно посидеть, но что-то не хочется: окрестность в радиусе метра чёрна от семечек. Привычка часами лузгать семя распространена не только среди русских...
Рядышком прохаживаются люди. Они не отдыхают, ибо находятся на работе, осыпая тебя предложениями новых туров. Если просто откажешься, сразу не отстанут, приведут несколько «убедительных» доводов: туры бывают разные, у нас уникальные места и т.п. Но можно отвязаться сразу, если скажешь, что уже приобрёл путёвку. Врать мне незачем: путёвку я действительно приобрёл - на озеро Рица, жемчужину Абхазии, как гласят путеводители, и сегодня мне предстоит дать оценку этой драгоценности.
Место встречи недалеко, рядом с набережной. Экскурсионный транспорт - отнюдь не автобус, а УАЗ-469 (старшее поколение прекрасно помнит «советский джип»).
Водителя зовут Арменом - думаю, после представления данного имени называть национальность его обладателя не нужно.
Мы колесим по Сухуму: надо собрать остальных участников похода. Людей в салоне становится всё больше, пока маленькая коробка не набивается под завязку. Молодец Армен: с водителем в машине умещается аж восемь человек!
Наш УАЗик вливается в колонну из четырёх точно таких же УАЗиков - значит, ехать будем среди коллег. Смотримся мы на фоне современных авто архаично, зато по скорости почти никому не уступаем. Дорога широкая, ровная - видно, что построена недавно, и единственное препятствие для машин - вальяжно прохаживающиеся по трасе коровы.
Водитель - лихач ещё тот: во время движения нет-нет да и сблизится с соседом на расстояние в один метр, для слабонервных это испытание. А ещё обожает обгоны …справа. Впереди дорожный знак, предупреждающий об уклоне в восемь градусов. Но Армен невозмутим - шпарит со скоростью в 110 км в час.
Кортеж останавливается: какая-то большая милицейская проверка. Гаишники кучкуются по два-три человека, подходят к нашим водилам и …здороваются с ними за руку. Что-то подсказывает мне: ой, неспроста такие тёплые отношения между людьми.
Новая остановка возле скалы под названием Девичьи слёзы. Действительно, по камням катятся напоминающие слёзы мелкие ручейки. Дабы у женщин не создалось впечатления, что они все поголовно плаксы (во всяком случае, я так предполагаю), гид объявляет, что имеются и Мужские слёзы.
Первая же остановка, как вы, наверное, догадываетесь, связана с дегустацией местных абхазских вин. Ещё бы, после экскурсии вдоль богатого винного ряда посетитель становится добрее и уже не так сильно беспокоится о содержании своего кошелька.
Рядом, соединяя берега бурной реки, натянуты мосток и канатная дорога. Смельчаки могут постоять на качающейся от ветра переправе, сфотографироваться; а экстремалы, подвязанные верёвкой - быстро скатиться на противоположный берег при помощи подвесного приспособления и при этом пережить несколько секунд, которые убедительно докажут человеку, что жизнь - это нечто более ценное, нежели всё остальное вместе взятое.
Следующая остановка. Здесь можно узнать всё о мёде. Медовуха, сбитень, чача, медовый сбор... Разумеется, в Абхазии самый вкусный и полезный мёд.
Парк Рицинский. Тут расположены изумительное по красоте голубое озеро и искусственный водопад. Здешние умельцы, коробейники и те, кто умеет делать деньги из воздуха, хорошо подготовились к нашему приезду: продаётся большое количество поделок, сувениров, закусок, а также почётное право - за 100 рублей - сняться в белой кавказской бурке... Самое козырное место для фотографии - небольшой полуостров, вклинивающийся в озеро, однако узкий земляной перешеек перегораживает внушительного вида мужчина с прейскурантом в руках… Торговцы заговорщически улыбаются: ребята, давайте угостим вас вином. Они думают, мы ещё не успели попробовать абхазское вино...
Поездка продолжается. Армен поднимает тент, и сидящих в машине начинает жечь солнце. Ничего не поделаешь - море далеко и защитить нас от зноя не в силах. Зато ветерок обдувает да плюс открываются великолепные виды на природу.
В уши бьёт громкая музыка. Пожалуй, даже слишком громкая. Кто-то из «наших» просит водителя убавить звук. Армен охотно выполняет просьбу и …тут же буквально через секунду вновь прибавляет его до исходного уровня. Кажется, здесь не до конца осознают, что в турбизнесе просьба клиента - закон. Ну, так ведь опыт - дело наживное.
 Гекский водопад расположен недалеко от дороги, поэтому ковылять по острым камням не нужно. Издали смотрится красиво, но когда подходишь ближе, начинаешь ощущать ещё и мощь падающей воды. В воздухе мириады брызг, которые не добавляют качества фотоснимкам и сухости моей одежде. Тем не менее, можно пробраться за водяную стену и попытаться фоткать оттуда. Вода на вкус вполне чистая, без какого-либо привкуса. Расположиться не слишком далеко от основания водопада можно, если не боишься промокнуть до нитки, но я посоветовал бы такому смельчаку не брать с собой головной убор. Ведь человек, конечно, не откажет себе в удовольствии взглянуть вверх, и поскольку высота скалы внушительная, «удивлённая» шляпа может просто не удержаться на голове.
На берегу бурлящей речки делается привал. Организаторы собирают лесные ветки, разводят костерок, нанизывают мясо на шампуры. Вино, заключённое в пятилитровых пластиковых бутылях, временно «топится» в речке - чтоб не перегрелось. По местным обычаям первый тост поднимается за Бога, второй - за родителей, третий - за павших, четвёртый - за любовь, ну а дальше - кто как...
- Чтоб вы 200 лет жили и здравствовали! - произносит тост один абхазов. Это от души, это по-кавказски: здесь стариков уважают, хотя среди туристов людей пожилого возраста нет.
Эльдар, самый главный, не «сачкует», пьёт вместе со всеми. Он ещё молодой, полный сил и, по всей видимости, не осознаёт, что в его работе имеется некоторая «вредность», за которую потом работодатель платить не будет.
Народ начинание с вином поддерживает, выдаёт места своего проживания: Саратов, Оренбург, Москва, Киров, Минск… Оказывается, небольшой лесной пятачок в абхазском предгорье может собрать целую страну да ещё заграницу прихватить. Хотя какая уж там заграница…
Наши водители во время движения постоянно сигналят - для гостей стараются. Любимые места для проявления этой любви - тоннели: там звук гораздо сильнее... Слышал я, что во время какого-нибудь торжества на Кавказе не зазорно даже разрядить пистолет. В воздух, разумеется. Да, южный менталитет неистребим.
Озеро Рица - это огромная синяя чаша, чистая, искрящаяся на солнце. А по краям леса, холмы… Смотреть на это великолепие можно часами. Гид напоминает: а вон там дача Сталина - и показывает небольшой домик вдали. Если бы не показал, я бы и не заметил. Приезжал сюда генералиссимус или нет, гид умалчивает, но на дворец дом явно не тянет.
Дорога меняется - то хорошая, то плохая. Относительно сносные участки сменяются разломами; это водные потоки постарались. Если водитель в таком месте набрал приличную скорость, он может просто не попасть в колею. Поэтому я бы посоветовал слишком восприимчивому пассажиру во время горного путешествия не засматриваться по сторонам, так как дорога неширокая, а сердце не железное… Конечно, когда-нибудь сюда придут дорожники, восстановят разрушенный стихией участок; будут по нему ходить туристы. Пока очередной горный поток вновь не уничтожит дело рук человеческих.
Перевал Пыв - конечная точка маршрута. Трёхзубая гора; высота 2800 м. Собственно, до вершины наша команда не доезжает, хотя вот она, вершина - рукой подать. Прохладно, но я бы не сказал, что холодно. Продуктовый ларёк с небольшим навесом поможет туристу перекусить, попить чайку.
- Далеко ли отсюда до России? - интересуется кто-то.
- Часов пять пешим ходом, - отвечает местный.
Я ловлю себя на мысли, что хотел задать точно такой же вопрос. Тянет на Родину?
Внизу располагается село Псху. По названию абхазское, но большинство в нём русские. На вопрос, как им живётся, всезнающий гид отвечает: «Хорошо. Новую церковь собираются строить». Что ж, связка логична. Во всяком случае, люди осели надолго. А ведь раньше в это село ссылали...
Всматриваюсь в пространство. Недалеко, метрах в трёхстах, на альпийских лугах пасутся овечки; вдали неописуемо прекрасные вершины гор, покрытые снегом… Однако в Великую Отечественную здесь проходила линия фронта, о чём напоминает здешний памятник. Вот как далеко и высоко забрался фриц!
Темнеет - пора возвращаться. Команда рассаживается по машинам, однако нельзя не заметить лёгкое замешательство среди абхазов. Оказывается, потерялся какой-то мужчина. Приехал на перевал, как мы все, гулял и вдруг пропал! Событие подобного рода в горах не просто неприятное, а опасное для жизни: здесь лампочек вдоль дороги нет, зато полно ям и ущелий. Несколько человек прочёсывают окрестность, кричат, но тщетно. Мы не ждём, чем закончится история с исчезновением, УАЗик медленно съезжает вниз. Через полчаса фары внезапно выхватывают из темноты человеческий силуэт. Армен останавливается, идёт навстречу незнакомцу.
- Смотри никуда не уходи, стой здесь. Я сейчас позвоню ребятам, чтоб не искали, - слышится из темноты.
Водитель возвращается, заводит мотор, ворчит:
- Тот самый… Решил спуститься вниз в одиночку… Пьяный… Думал, что мимо проедем… Глупый: разве мы человеку в горах не поможем…
УАЗ съезжает на равнину, теперь шофёру можно немного расслабиться. Армен добавляет скорости. Мало того, он курит, настраивает магнитофон, звонит по мобильнику и управляет машиной одновременно!
Наше долгое путешествие подходит к концу, и, казалось бы, сегодня нашего брата-туриста удивить уже нечем. Но это не так. Джип ненадолго останавливается у скалы Девичьи слёзы, мимо которой уже я проезжал днём. Меня и остальных пассажиров облепляют странные насекомые, похожие на палочки. Вытерпеть их, конечно, можно, но некоторым из нашей команды жучки крайне не нравятся, особенно женщинам. Пусть загадочные жучки не кусаются, зато ползают и щекотятся…
Ну вот, теперь всё. Впереди отель. На часах ровно полночь…

Ссылка на изложенное с иллюстрациями https://vk.com/id200644765?w=wall200644765_410