Неделя сыропустная

Елеон Горчинский
          В последний день сыроедения. Заговенье.

          Перед самым началом Великого поста св. отцы учредили совершать память отпадения первозданного Адама от райской сладости (и богообщения), чтобы через это показать, насколько полезен и целителен человеку пост, и какая наступает пагуба от сластолюбия и непослушания. Оставляя ныне в стороне бесчисленные случаи, происходившие в мире от вышеназванных страстей, св. отцы предлагают вспомнить хотя бы один из них, самый первый. Сколько пришлось пострадать первозданному Адаму, который не захотел соблюсти малый пост, какие тяжкие страсти и немощи передал он через тот грех нашему естеству. Адам, нарушив Божию заповедь поста, данную первым людям для совершенства, покорясь желанию естества, а лучше сказать, лукавому диаволу, обольстившему Еву, не только богом не стал, но, напротив, стал смертным, и смертность перешла на все человеческие поколения, на всю человеческую природу. Из-за вкушения Адамом запрещённого плода и непослушания Богу, Господь постился в пустыне сорок дней, и был послушен Отцу до крестной смерти. По этой-то причине и задумана св. апостолами святая Четыредесятница. Адам, не соблюдши поста, пострадал, потеряв бессмертие, мы, напротив, через подвиг поста, постараемся возвратить оное.

          Кроме того, как говорилось ранее, св. отцы поставили перед собой задачу все дела, сотворённые Богом, от начала до самого конца, вкратце вспомнить и изъяснить. Поскольку в лице Адама, преступившего заповедь, все люди лишились рая и оказались чужды Богу, св. отцы предлагают ныне вспомнить об этом, чтобы и самим нам не уподобиться праотцу самоволием, но жить умеренно, в духе воздержания. Бог сотворил Адама в шестой день, вдунув в него Дух Святой, таким образом, создал его по образу Своему. Получив заповедь, Адам пожил в раю шесть часов*, но преступив её, был изгнан вон. (Полуязыческий мудрец, еврей по национальности) Филон Александрийский утверждает, что Адам в раю прожил сто лет, иные говорят, что семь дней или семь лет, ради почитания числа семь. Адам протянул руки к запрещённому плоду в шестой час, на это указал новый Адам – Христос, в шестой день (в пятницу) и в шестой час , протягивая Свои руки на кресте и исцеляя этим Адамову смертность (обнимая Своими руками, принимая обратно в рай, всё человечество). Изначально Адам был сотворён способным, как к смерти, так и к бессмертию. Иными словами, как проявит он свою волю (что выберет: добро или зло), то с ним и произойдет. Бог мог сотворить его и без возможности согрешить, но Адам не должен был быть безгрешным по определению (как животные), безвольно безгрешным. Он должен был стать безгрешным, упражняя свою волю, должен был научиться преодолевать искус. По этой причине и даёт Бог закон: от всех райских деревьев вкушать плоды, а от одного нет.

          Вероятно, это могло означать также то, что различные свойства Божества, через познание всего божьего творения, Адам имел возможность уразуметь, но познать природу Божию нет. Во всяком случае, Григорий Богослов видит в этой заповеди не только прямой смысл, но и иносказание. Деревья райского сада – это Божественные идеи, через которые познаётся Божия Премудрость, но весь сад в своей цельности открывается лишь в боговидении*. Это означает, говорит он, что повелел Бог Адаму заботиться о всех стихиях и прочих предметах, приходя в познание их. А видя в них отображение свойств Божиих, прославлять Творца (умом и сердцем) - вот достойная человека пища. Кроме того, Адам мог и в своей собственной природе разглядеть образ Божий, но познание природы Самого Бога, а также каким образом Тот сотворил всё из ничего, не домогаться. Адам же всё другое оставил, но более всего захотел непосредственно познать Бога, и с любопытством решил исследовать Божию природу. Но так как для исследования этого дела он был слишком неопытным, духовным младенцем, то быстро усвоил себе идею, которую внушил ему сатана через Еву: мечтание обожения.
   
          Иоанн Златоуст даёт прямое толкование истории грехопадения, но, вместе с тем говорит, что запрещённое древо имело двоякую силу. Рай находился на земле, он был одновременно и духовным и материальным, как и сам Адам, и они оба (рай и человек) находились между тлением и нетлением, между смертью и бессмертием. Иначе говоря, оба одинаково зависели от соблюдения заповеди, и после грехопадения отошёл Бог Дух Святой от Адама и ушёл из рая*.
 
          Некоторые говорят, что древом преслушания была смоковница, и когда тотчас после грехопадения познали люди свою наготу, то покрылись её листьями. Поскольку смоковница послужила совершению преступления, Христос проклял её позже, кроме того, в ней можно увидеть некое подобие греха. Она сначала приятна на вид и на вкус, однако листья её оказываются острыми, а вкус вяжущим. Некоторые неверно видят в запрещённом древе сладострастное отношение Адама к Еве*. Преступив заповедь, Адам потерял бессмертие и, попав под проклятие, был изгнан из рая. Херувим с пламенным оружием (огненная сила Божия) стал охранять его врата. Но можно сказать и так, что Адам сидел в том же раю, только уже безблагодатном и плакал о том, что лишился стольких благ из-за того, что не постился, когда это требовалось. Через него и на весь человеческий род перешла смертность и зависимость от окружающих нас стихий. И было это до тех пор, пока Создатель наш, милуя немощь человеческого естества, ставшего тленным от осквернения сатаны, не изволил родиться от святой Девы. Прожив, как человек, Он показал нам образец жития, указал путь ко спасению и, искусно победив прельстившего нас диавола, вновь ввёл в первоначальное состояние блаженства и единства с Богом. И это было осуществлено через пост и смирение, то есть, дела противоположные невоздержанию.

           Желая Постной Триодью обозреть все библейские события, св. отцы, предлагают нам, прежде всего, ветхозаветные истории: сотворение мира и человека, изгнание Адама из рая (что мы сегодня и вспоминаем), чтения из Моисея и других пророков, более всего, из псалмов Давида, а также древних пророчеств о пришествии Мессии и даре благодати. Следом по порядку предлагается изложение основных вех Нового Завета, начиная с Благовещения, которое по Божиему Промыслу, почти всегда выпадает на период Великого поста. В седмицу Лазаря, Ваий и в великую Страстную седмицу прочитываем целиком Евангелие.  Затем, умилительно воспеваем, читая фрагменты четырёх Евангелий, описывающих святые Страсти Христовы. Вспоминаем также Воскресение Христово и прочие дела, вплоть до сошествия Святого Духа, о котором читаем в Деяниях святых апостолов. Каким образом проповедовалось в мире имя Христово и все святые были собраны во единую Церковь. Множество произошедших в то время чудес, описанных в апостольских Деяниях, свидетельствуют человечеству о Воскресении Христовом.

          Поскольку Адам, не пожелав поститься, так за это пострадал, предлагается нам сие напоминание при самом введении в Великий пост. Чтобы мы начинали пост с радостью и усердием, помня, сколько зла повлекло невоздержание и сознавая, какое благотворное значение имеет аскеза. Обожение, которое хотел обрести Адам, преступая неразумно заповедь, мы получим, рыдая, постясь и смиряясь. Пока, наконец, не посетит нас Бог Своею благодатью. Невозможно воспринять обожение без вышеназванных добродетелей. Кроме того, сорок дней поста есть десятая часть (десятина) от целого года. Поскольку мы ленимся поститься постоянно и не желаем удаляться от грехов, св. отцы и апостолы заповедали этот пост Церкви, как некую душевную жатву. Чтобы всё то зло, которое мы в течение года совершили, ныне, оплакивая и смиряясь, посредством поста могли очистить. Поэтому и необходимо нам пост этот так тщательно соблюдать.

          Впрочем, точно так же, как и другие три поста: апостольский, успенский и рождественский, которые были приурочены к четырём временам года. Установив же Великий пост, святые апостолы почтили его более других, в силу того, что в нём совершается память святых Страстей Христовых. А также, потому что Христос сорок дней постился в пустыне и, победив диавола, прославился. Сорок дней постился на горе Синае Моисей перед принятием скрижалей (с десятью заповедями), Илья - пророк и великий пророк Даниил, а также многие другие, оказавшиеся достойными славы Божией. То, что пост является добрым делом, показывает также история грехопадения Адама, только в обратной перспективе. По этой причине и установлено ныне святыми отцами воспоминание об изгнании Адама из рая.

          По великой Твоей милости, Христе Боже, верни нам потерянный рай и помилуй нас, ибо Ты любишь Своё создание. Аминь.

          Примечания.

         *Скорее всего – это какой-то символ. Назвать какие-то конкретные сроки пребывания Адама в раю, наверное, нельзя, по той причине, что Адам до грехопадения пребывал в нетлении, то есть, в вечности, где нет времени, ведь время – есть ожидание, протяжённость, и является категорией уже нашего падшего мира.

         *По учению Православной Церкви, природа Божия состоит из сущности и энергий, посредством которых Бог проявляет Себя в этом тварном мире. Сущность непознаваема, а энергии человек познать всё-таки может. Однако для этого ему следует не противиться воле Творца, как это сделал Адам, а быть единым с ней, иначе говоря, стремиться к совершенству, к раскрытию себя с помощью Божественной благодати.

         *Таким образом, земля осталась, деревья остались, люди остались, а благодать ушла.

         *Таких отношений в раю не могло ещё существовать в принципе, половые отношения и роды стали следствием грехопадения, а не причиной его.