Спорт - мускулы или духовность?

Борис Углицких
Спорт – мускулы или духовность?
(заметки о российском спорте)

О том, что в нашем российском большом спорте творится, мягко говоря, что-то неладное, сегодня не говорит только ленивый. Оглушительные провалы в тех видах спорта, в которых раньше мы всегда лидировали, тренерская «чехарда» в командных видах спорта, хулиганские выходки на стадионах, «допинговые» скандалы…
Нас не устают поражать астрономические цифры заработков футболистов, хоккеистов и прочих «асов» российского спорта, показывающих зачастую блеклую и непрофессионально слабую игру. Мы искренне не понимаем, почему в российских командах львиная доля игроков – иностранцы (пускай даже и с российскими паспортами), которые, кстати, покупаются (?!) за огромные деньги, так не хватающие нашему массовому спорту.
И при всем при этом, мы ясно понимаем, что физическое воспитание подрастающего поколения находится просто в катастрофическом состоянии. В большинстве своем российские подростки физически слаборазвиты и уже с малолетства приобретают целые букеты различных заболеваний. Где тот массовый спорт, который процветал в 60-80-е годы советского периода, когда чуть ли не в каждом дворе были натянуты волейбольные сетки, а на пустырях были врыты футбольные ворота и баскетбольные щиты? Где те времена, когда на стадионы люди шли целыми семьями, одеваясь в нарядные одежды?
…А все дело в том, что мы перестали понимать разницу между двумя совершенно противоположными понятиями «массовый спорт» и «спорт высоких достижений». Мы повелись на западные ориентиры отношения к спорту, как к развлечению и шоу, где его организация и закулисье – это элементарный бизнес со всеми сопутствующими ему «гримасами». Ведь, если внимательно поглядеть, то так называемые допинговые скандалы однозначно являются продолжением санкционной политики западного бизнеса по отношению к российскому. Они не что иное, как хамское и беспардонное беззаконие спортивного рынка, где на кону стоят баснословные деньги.

1. Чтобы тело и душа были молоды?

В  одном из своих интервью известный российский бегун Валерий Борзов как-то сказал:

«…Есть понятия «физкультура», «спорт» и «спорт высоких достижений». Они далеко не идентичны. Их следует четко разграничивать. Для занятий физкультурой не требуются какие-то особые условия, специальная база, определенные физические данные занимающихся… Спорт – это удел практически здоровых людей, которые хотят совершенствоваться в избранном виде, но не ставят перед собой цели достигнуть максимальных результатов. Они тренируются, даже выступают в соревнованиях, но все это – для себя, для удовольствия. Такой спортсмен не пойдет на то, чтобы во имя достижений на спортивной арене отодвинуть на второй план все прочие дела. А вот большой спорт, на мой взгляд, удел немногих. Людей, которые ставят, чуть ли не целью своей жизни достижение максимальных результатов в избранном виде.
…С пеленок нас, кажется, приучили к мысли о том, что «массовость в спорте рождает мастерство». На деле это не совсем так. Ошибочность в суждениях о большом спорте чаще всего, на мой взгляд, и происходит оттого, что многие (к сожалению, среди них немало и профессиональных спортивных работников!) не совсем четко представляют себе взаимосвязь между массовостью и мастерством, слишком упрощенно понимают эту связь. Дескать, чем больше у нас людей будет заниматься тем или иным видом спорта, тем больше будет в этом виде мастеров и рекордсменов. Не по этой ли причине рождаются еще невесть как раздутые планы подготовки спортсменов «массовых разрядов»? На самом же деле прямой корреляции между массовостью и мастерством не существует. Вот простой пример. Футболом в нашей стране занимаются около 4 миллионов человек, а все население Ирландии составляет чуть больше 3 миллионов. Но наша сборная почему-то уступила ирландцам — 0:3...».

Практически то же самое утверждает известный детский психиатр, доктор медицинских наук Галина Козловская:

«…К сожалению, уже к концу 70-80-х годов здравое и очень прогрессивное отношение к физической культуре стало в нашей стране утрачиваться. Мы помним, какое запустение начало царить на спортплощадках, как закрывались хоккейные площадки, как физкультура в школе превращалась в профанацию. От нее стремились получить освобождение, и врачи относились к этому очень лояльно. В учителя физкультуры нередко шли люди, потерпевшие неудачу в работе спортивными тренерами, зачастую даже до некоторой степени маргинальные.
 Спорт, в отличие от физкультуры, – это хобби, целью которого обязательно являются значительные успехи, рекорды. Так было и в советские времена, так остается сейчас.  …И в советские времена особо одаренных детей отбирали для обучения в спортивных школах, но сейчас все изменилось. Спорт является серьезной индустрией подготовки юношей и девушек, которые могут  быть выставлены как товар для участия в неких спортивных действах. По сути, это бизнес, и подготовка юниоров к вхождению в олимпийский резерв представляет собой тяжелейший марафон для детского организма. Дети постоянно испытывают тяжелые психические нагрузки. Их тренировки мало чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов… Как и у взрослых, тренировки носят системный характер, занимая в день по три-четыре, а то и по пять-шесть часов.
…Причем достижение ложной, по сути, победы дается путем тяжелого напряжения физических сил. Нынешние спортивные достижения лежат фактически за пределами возможностей организма, который не был запрограммирован на подобные необыкновенные результаты. Да они и не нужны! Это не нужно ни для выживания вида, ни для поисков смысла жизни. Убыстрение скорости проплывания под водой на десятую долю секунды – это что, творческий процесс или общественно-полезный труд? Нет, современный спорт вообще носит характер шоу, этаких трюков на потеху публике. Но за внешним блеском стоит монотонный каторжный труд, разрушающий физическое и психическое здоровье человека. Тренироваться дети сейчас начинают очень рано, в 5-6 лет, и к 12-15 годам плачевные результаты уже налицо. Профессиональные навыки юных спортсменов весьма высоки, но здоровых людей среди них немного. Напряжение сердечно-сосудистой системы ведет к специфическим заболеваниям. Вспомним хотя бы так называемое "бычье сердце" спортсмена. Наблюдается и задержка интеллектуального развития…».

2. Справедливость силы

Так нужен ли нам профессиональный спорт, если от него, как утверждают специалисты, нет ничего, кроме вреда?
Как это ни покажется странным, но спорт высоких достижений очень убедительно и последовательно защищает известный тяжелоатлет Юрий Власов в своей книге «Цена жизни», сам на собственной шкуре познавший все его «прелести». Вот что он пишет по этому поводу:

«…Без физических нагрузок (и довольно значительных) не воспитаешь человека крепким и выносливым, а ему, этому человеку, не сохранить в будущем здоровье. Современный город, объем школьного учения, вся дневная нагрузка требуют противопоставления физической закаленностью. В данных условиях существования (не столь редко это можно назвать и "выживанием") человек вынужден обращаться к тренировкам (как единственно действенному средству), дабы выдержать натиск среды, забот и труда.
Могут ли эти тренировки быть человеку в радость? Да. Но не сразу, не в одночасье. На первых порах (может быть, на это уйдет полгода или год) понуждать себя к занятиям непросто, какая уж тут отрада, когда приходится истязать себя бегом или поднятием тяжестей. Но, когда к человеку приходят выносливость, сила, ловкость, тогда сами занятия начинают приносить ему удовольствие. И чем выше тренированность, тем выраженное это чувство. Именно оно, а не только сознание необходимости и полезности физических нагрузок привязывает к тренировкам. Человек испытывает удовлетворение от владения своим телом, освобождается от слабостей, двигательных ограничений, присущих дряблости, крепнет его уверенность в себе, жизнь приоткрывается с новой, неизвестной стороны.
Время и воля нужны, чтобы прорваться к силе, выносливости, закаленности.
За этим преодолением уже не только избавление от болезней и немощи, но и наслаждение работой, которая делает тебя совершенней и неутомимей; много дел становятся доступными, возрастает ширина и глубина охвата жизни, меняется само качество жизни.
Накопление силы, удовлетворение от физического обновления для некоторых молодых людей превращается в самоцель. Необходима подстройка этого влечения. Это – и воспитательная работа тренера, и отношение родителей, и вся мораль общества: не могут слепая сила, животная мощь и выносливость являться первостепенным достоинством, тем более содержанием жизни. Не могут заменять главные ценности жизни ни мускулы-шары, ни безупречное владение приемами рукопашного боя, ни иные какие-то сверхкачества. Молодости с ее динамичностью нравится власть над людьми (над мнимой заурядностью), которую дают сила и умение ею распоряжаться. Не меньшую власть над молодым сознанием имеет хвастливое чувство превосходства мускулов, их внушительное и по-своему грозное развитие - это сразу ставит юношу над сверстниками, наделяет все той же мнимой исключительностью.
В общем, это свойственно людям. Не одна привязанность к технике, искусству управляет будущим инженером, поэтом или артистом. Если честолюбие не отрывается от реальностей, не смыкается с маниакально-тщеславным чувством единственности своего дарования, в нем нет ничего ущербного. Но возведение силы в абсолют, в верховного распорядителя отношений между людьми неизбежно калечит личность, дает простор сорным и опасным чертам характера, обрекает на умственную и душевную ограниченность. Ценность такого человека для общества - весьма скромная, ибо он способен лишь к самой примитивной работе; отсюда неизбежность столкновения высоких амбиций с невысокой стоимостью действительных способностей и возможностей.
За культом героев Олимпийских игр – тысячелетние традиции. Здесь нет передержек: человек в спортивной борьбе выявляет те черты характера, которые не могут не вызывать восхищения, – волю, презрение к риску и болям, преодоление трудностей; большинство из них не по плечу обычным людям. Какая же убедительная демонстрация превосходства над любым из смертных, что за сила, ловкость, неутомимость!».

3. Сила есть – ума не надо

Но тот же Ю. Власов очень точно подмечает двойственную природу спорта высоких достижений. Он в свойственной ему эмоциональной манере говорит об этом так:

«…Спорт соединяет в себе два начала, которые находятся в непрерывном борении: воспитательное, созидающее и разрушительное, низменное, тяготеющее к животному. Животное всегда имеет преимущество в этом противоборстве - оно от более древней основы человека, от инстинктов, от бережения прежде всего себя и подавления других.
Спорт - могучее средство здорового воспитания и не менее действенное средство разложения личности.
Без понимания этого вряд ли можно определить верное направление спортивного движения, характер отношения к нему всего того, что формирует нашу мораль.
Знание, культура, любовь к труду – вот то скальное основание, которое должно подпирать спорт. Должно... Но в определенных условиях животные качества – звериная энергия, правота кулака, всеядность как выражение философии побед во что бы то ни стало и любой ценой (победителя не судят, победитель всегда прав и привлекателен)- становятся частью морали общества.
В нынешнее время возвеличивания героизма большого спорта, общего преклонения перед его идолами, гипнотического влияния на массы, особенно на молодежь, воспитательная функция спорта дает трещину (да что там трещину – пропасть!), открывая поистине безбрежный простор прославлению мускулов и физического превосходства над обычными людьми. Доказательства такого рода еще более ядовиты из-за тотальной поддержки государством большого спорта. Хотят эти люди или не хотят, но животная мощь, физическое подавление одного человека другим, преобладание грубой силы над духом, чувствами самого высокого порядка уже занимают ведущее место в морали общества. Извечные ценности, добытые и добываемые упорной работой мысли, горьким опытом поколений и целых государств, и прежде всего искусство (обращение к душе как высочайшей святыне, смыслу всех деяний рода «гомо сапиенс»), а также разум, творящий мысль, уважение труда, созидание через добро тускнеют, смахивают на уродцев, достойных лишь снисхождения. Сужается круг культуры духовной – расширяется замах животных инстинктов, как определяющий живучесть общества. Это тоже, разумеется, культура, новая культура. Ее подпирают своя музыка, свой язык, свои духовные ценности и свои пророки.
Против кого эта сила и энергия инстинктов – какой мир, какие ценности они утверждают, что за ними? Выражением каких процессов в обществе они являются?..
Засилье, насилие – что за зловещие производные от слова «сила»...
Тень крысиного ложится на землю...
Из торжества красоты, мужества, дружбы, уважения соперничества спорт на ступенях высшего развития вырождается в разрушителя человеческих ценностей. Эта программно-погребальная функция как большого, так и подражающего ему обычного спорта искажает такие духовные начала, как душа, презрение к наживе, творчество, добро, справедливость, любовь, жертвенность. Нечто утробно-грубое, роботное надавливает необъятной пятой на человечество. Вонь и смрад невежества, нетерпимости, всеядности, собственничества и жестокости отравляют кровь и дыхание. Люди-крысы ничего не дают справедливой жизни. Они жиреют на равнодушии, злобе, боли и неправде. Всё себе на прокорм и про запас. И даже любовь к женщине у них крысиная: взять и ничего не отдать, ничем не поступиться.
А спорт? Ослепительное свечение и бряцание наград. Рев и буйство стадионов. Кумиры с надутыми мускулами и пустыми глазами. Огромный механизм машин государственного и общественного возвеличивания силы и мощи – наркотическая притягательность титулов, медалей, поклонений... твоей единственности...
Не случайны побоища на стадионах – люди схватывают из спорта именно его звериное, оставаясь совершенно невосприимчивыми ко всему прочему. Не случайны такие убого-позорные явления, как спортивные школы, где воспитывают из детей лишь штангистов, лишь прыгунов, лишь гимнастов (и во всех без исключения – не дерзость ума, пытливость, самостоятельность, а послушание). Не случайно почитание победителей вне их других достоинств. Да будь победитель трижды негодяй и ничтожество, но ведь он выпекает золотые медали –  и уже молитесь на него, подражайте. У каждого общества свои идеалы и свои герои".

4.    О, спорт – ты жизнь

Да, именно наше отношение к спорту является зеркальным отражением наших взглядов на жизнь. И Ю. Власов с сожалением говорит об утрате тех идеалов, какие всегда были присущи нашему российскому сообществу:

«…Нет юности и молодости без идеалов (к прискорбию, от них весьма свободны так называемые зрелые годы). И когда в эти мечты, образы незаметно укладывается представление о физической мощи как об идеале жизни, едва ли не о смысле бытия, –  это уже вырождение. Нет и не может быть отрицания спорта –  это нелепо, глупо. Однако недопустима и такая его роль, такое значение, когда неизбежен размен коренных человеческих ценностей на инстинкты, а с ними и размывание опорных понятий жизни. Спорт в любом его масштабе тогда служит обществу, когда выполняет подчиненную роль в системе общественных и моральных отношений.
Нынешняя эпоха в спорте воспитывает, зовет к совершенству, так или иначе благотворно сказывается на каждом. Но она же, непрерывно расширяя границы своих владений, урезает пространство других ценностей жизни. Без понимания двуликой природы спорта нельзя и дальше относиться безучастно, бездумно к такому феномену, как большой спорт.
Мир вокруг – вечная природа, любовь, продвижение к цели в научном поиске, искусство и достоинство честного труда. Разве это изжило себя, утратило смысл? Разве все чувства замыкаются лишь на деньгах, карьере, насыщении животного? Разве достойно исступленное почитание славы, погоня за ней во что бы то ни стало, пусть ценой любых потерь: за счет разрушения здоровья, благополучия близких?
Цена жизни... Естественно, каждый волен распоряжаться своей жизнью, и все же...
За что класть жизнь, ради каких идеалов? В спорте гибнут на склонах неприступных гор, в океанских просторах, на ринге, даже в рискованно-обыденных тренировках и, само собой, в различного рода трюках за определенную плату.
Жажда подвига – в крови человека. Но ведь складывают голову и в столкновениях с врагом, защищая Родину, справедливость, женщину, преодолевая насилие догм и мертвящую одинаковость, серость существования.
Какова же цена саморазрушения, риска и даже гибели в спорте? Цена подвига...
Ради чего риск, это безудержное разбазаривание энергии и здоровья? Какой предстает цена жизни? Кому нужно обесценивание и обесчеловечивание жизни? Что выражают и отражают дробление, измельчание смысла нашего бытия?..
Достижения искусства и науки по своей природе требуют от своего создателя всех сил и в конечном итоге жизни. И люди отдают ее. Их творения, открытия, труд становятся движением вперед всего человечества, облегчают, украшают жизнь едва ли не каждого из нас. Иное же отношение к истинным ценностям прежде всего свидетельствует о коренном неблагополучии в обществе, выражением чего и является невысокая стоимость жизни. А спорт –  золотые, серебряные медали, ордена, почет... Спорт часто красит несправедливо устроенную жизнь в розово-благостные тона.
Жизнь семимильными шагами стремится к фальшиво-бездушным, торгашеским идеалам. В крови таких свершений – ради славы, побед, различных форм превосходства над всеми – отрава. Весь большой спорт – уже продукт купли-продажи, уничтожение человека и человеческого именем наживы, истребления в себе доброго и достойного. Да и столкновение там, на высших витках силы и прочих совершенств, жестоко и бескомпромиссно. Жизнь усекается, гнется на опасный предел, а что взамен?..
Жизнь подставляет людям лживые и ложные идеалы. За лозунгами спортивной красоты, здоровья, силы происходит дробление ценностей, подменяется высокая устремленность к добру, чистоте, расширению границ разума бешенством и неразборчивостью побед, за которыми мишура лозунгов, голая нажива, низменные страсти.
Общество, которое не научится беречь свою культуру, не вырвет детей из цемента бездушия школ, не покончит с издевательским, пренебрежительным отношением к делам и вере пращуров; общество, которое не в состоянии заметить у людей душу и осознать, что нельзя топтать ее, – обречено на варварство. Никакая развитая экономика, послушная наука послушных академий, форумы различных организаций, тем более Олимпийские игры, не в состоянии обеспечить такому обществу здоровье и процветание».

5.     Вместо послесловия

Да, мы все понимаем, к чему ведет наше бездумное подражание организации большого спорта по западным «лекалам». Но почему наши чиновники делают вид, будто бы у них «все схвачено»? Почему основным мерилом успешности тренеров так и продолжает оставаться количество чемпионов и медалей? Почему массовый спорт так и не получил настоящей государственной поддержки? Почему занятия в секциях и спортзалах становятся все затратней для населения?
Почему, в конце концов, мы не видим внятно сформулированной концепции дальнейшего развития физкультуры и спорта в нашей стране?