Существует ли индивидуальность человека?

Евгений Терещенко
Более конкретно поставленный вопрос можно сформулировать так: есть ли в нас, уже здесь, в земной жизни, постоянное, неизменное начало, способное пережить смерть тела? Или наша личность – всего лишь «поток сознания», не содержащий в себе ничего постоянного? Рассмотрим ближе, что же представляет собой наше «я», каким образом мы о нем знаем.

1.Мы знаем себя через наше отношение к знакомым людям и через их отношение к нам.

2.Мы знаем себя через наши образование, профессию, навыки, специальные знания.

3.Мы знаем себя через наши увлечения, страсти, любимые занятия.

4.Мы знаем себя через наши привычки, образ жизни, распорядок дня.

5.Мы знаем себя через наши личные вещи, к которым мы привыкли, которыми дорожим. Когда в прошлом моя мать переехала жить к нам в город, она захватила с собой некоторые личные вещи, необходимые ей в быту. Как же она ими дорожила! С какой нежностью брала в руки! И это можно понять. Через свои личные вещи она была связана со своим прошлым, со своей родиной, домом, родителями. Мы не задумываемся об этом, а некоторые наши вещи составляют часть нашего существа.

6. Мы знаем себя через наши воспоминания, наше прошлое. Это важнейший элемент самоидентификации личности, без которого невозможны и вышеперечисленные элементы.

Спросим теперь, что случится с человеком, если его изъять из привычной для него среды, оторвать от всех знакомых, дома, работы, любимых занятий, личных вещей, навязать иной образ жизни, как это бывает при попадании в армию, тюрьму? Ремарк, А.Солженицын свидетельствуют в своих романах о том, что люди с войны, из лагеря возвращались совсем иными, чем были до попадания туда. Они иначе воспринимали мир, прежних знакомых, обстоятельства жизни. Фактически, это были уже другие люди и, к примеру, большинство бывших заключенных лагерей уже не сходились со своими прежними женами или мужьями.

Возникает вопрос: а что же в нас есть собственно нашего, что остается неизменным при любых обстоятельствах? Мне кажется, достаточно уверенно можно говорить о двух качествах, о духовности (осознанности, нравственности) и природном характере. Первое качество, свойственное разным людям в разной степени, не есть личностное качество, это проявление в человеке Абсолютного Начала, Бога. Если в нас постоянно только это Абсолютное Начало, наша личность есть нечто временное, преходящее.

Но природный характер человека, такое впечатление, тоже неизменен! Он может по-разному проявлять себя в разных обстоятельствах, «прогибаться» под давлением внешних обстоятельств, но при малейшем иж послаблении он распрямляется и восстанавливает себя. Интроверт никогда не станет экстравертом, ленивый никогда не возлюбит работу, мыслитель никогда не станет деятелем, мягкий человек никогда не станет грубияном и т.д. И вот эта неизменность природного характера дает надежду на то, что в нашей личности есть нечто постоянное, независимое от времени и, вероятно, вечное.