День 7. Грязевой вулкан Тиздар

Владимир Зезиков
         
          Какими бы выносливыми не были Мокушки, после экскурсии на «Плесецкие водопады», они, как обычно, в семь часов, подняться не смогли. Проспали до девяти, и, когда проснулись, решили ехать на следующую экскурсию только после обеда. Утреннее время провели за телевизором и разговорами.
         
          В двенадцать часов наши путешественники вышли из дома и направились в город в надежде купить путёвку на какую-нибудь экскурсию. Обойдя несколько торговых точек, в фирме «Морские курорты», они нашли свободные места на экскурсию на грязевой вулкан «Тиздар».
         
          - Едем! - обрадовался Мокушка. - Еще раз побываем на Азовском море.
         
          - И не надоело оно тебе ещё? – пошутила Клавдия.
         
          В назначенное время подошёл автобус, и наши герои оказались снова в пути.
         
          Земли Анапы проехали обычным порядком. Экскурсовод, молодая девушка лет тридцати по имени Ксюша, собрала с туристов по триста рублей за проход к грязевому вулкану. Она рассказала об истории Анапы и о местах, которые они проезжали. После проезда старого русла реки Кубань её рассказ стал отличаться от других:
         
          - Как только не именуют грязевые вулканы: грязевые горы и сопки, сальзы, вулканоиды, псевдовулканы, осадочные вулканы, песчаные вулканы, глиняные бугоры, газовые вулканы, гнилые сопки, пекла, горелые могилы, пучины, сопухи, блеваки.
         
          Испокон веков люди живут рядом с ними. Сколько племён и народов бесчисленными ордами прокатились по этим землям. Одни исчезли, растворились друг в друге, другие стремительно уходили на запад или восток. Поселения людей рядом с вулканами переживали годы расцвета и годы сокрушительных трагедий.
За всё время наблюдений было зафиксировано около 350 случаев сильных извержений.
В 1883 году возле горы Гнилой казаки открыли грязелечебницу. Она состояла из 4 зданий, грязь для лечения носилась вёдрами. В 1902 году при сильном извержении грязевого вулкана грязелечебница была разрушена.
               
       Существует легенда о том, что во время войны немцы на этом же вулкане поставили зенитную батарею, а когда пришли утром, то ни пушек, ни расчётов там не нашли. Всё провалилось в тар-тарары.
         
          Писатель Жюль Верн, проезжая эти места, во время написания романа «Упрямец Керабан», писал: «Я никогда не видывал столько водяной дичи. На этих болотах можно было смело стрелять наудачу: ни одна дробинка не пропадёт даром».
         
          Но в этом же романе он описал и действия грязевых вулканов того времени: «Вдруг на одном из конусов, слева от дороги, вспыхнул яркий свет. Выделяющийся газ загорелся и дал чрезвычайно яркое пламя. Степь осветилась на версту вокруг… Пламя, появившееся из первого конуса, сообщилось соседним. Все они один за другим разражались жесточайшими взрывами, словно батарея фейерверка, огни которой скрещиваются… Вся равнина была залита ослепительно ярким светом. При этом освещении обозначились сотни этих изрыгающих пламя бугров, газы которых горели посреди выкидываемой жидкой грязи, одни мрачным нефтяным огнём, другие различными цветами, смотря по примеси серы, или пиритов, или углекислого железа… Во всей почве чувствовалось содрогание. Возникло сомнение, не вскроется ли земля, не превратится ли в громадный кратер … Вдруг особенно сильный взрыв послышался посреди самой дороги. Почва вздулась, лопнула, и из образовавшегося мгновенно бугра хлынул столб пламени»
Конечно, Жюль Верн, писатель – фантаст, лихо раскрутил сюжет с вулканами, сильно преувеличил их действие, но фантазировал он на основе более-менее реальных событий.
         
          Большинство вулканов на Тамани давным-давно прекратили свою деятельность, а нынешняя активность многих из них, отнесённых к действующим, стала гораздо слабее, чем это имело место в прошлом столетии.
Представление эллинов (так себя называли древние греки) о Тамани было мрачным. Именно здесь, под землёй, по их мнению находилась преисподняя Аида и его супруги Персефоны. Они командовали тенями умерших и, будучи богами, жили весело и безбедно. Местные жители полагали, что в котле кратера «кипят» грешники сброшенные в ад. Именно сюда Цирцея направила Одиссея для спуска в преисподнюю, чтобы он встречался и беседовал с тенями греческих героев.
         
          До сих пор в некоторых местах покойникам вкладывают в ладонь медные деньги, чтобы при переправе через реку Стикс, разделяющую жизнь и смерть, они заплатили Хорону. Тогда переправа пройдёт спокойнее. Вы сам понимаете, что царством Аида считалась Тамань, ну а река Кубань и являлась той самой переправой.
         
          И хотя об этих землях идёт такая слава, на них сменилось очень много народов.
         
          Во втором тысячелетии до нашей эры здесь проживали киммерийские племена, среди которых были меоты и синды.
         
          В первом тысячелетии до нашей эры произошла ассимиляция кимирийских племён с амазонками, скифами, и получись савроматы, потом аланы и осетины.
         
          Затем сарматы и аорсы вытеснили савроматов, перебили скифов и забрали их жен.
         
          Аорсы пошли войной на Сираков, перебили их – и появились аланы. Они подмяли под себя окружающие племена, получился аланский союз.
В 6 веке до н.э. пришли греки. Начался греко-римский рабовладельческий период продолжавшийся до 4 века уже нашей эры.
         
          В 1 веке пришли готы, в 4 – гунны, в 5 – тюрки, в 6 – черные болгары, в 7 – хазары, в 8 – византийцы, в 9 - печенеги, в 10 – славяне, в 11 - половцы, в 12 – торки (смешение меотов, сарматов, гуннов и т.д. образовало черкесскую народность).
         
          - Володя, у меня от обилия цифр, что-то голова разболелась, - тихо на ухо Мокушке сказала Клавдия.
         
          - Да, по-моему, перебарщивает наш экскурсовод с цифрами. Знает много, но и меру соблюдать надо. Ладно, успокойся, посмотрим, что она дальше расскажет, - прошептал в ответ Мокушка и они стали слушать дальше.
         
          А Ксюша продолжала:
         
          - В 13 веке сюда пришли татаро-монголы, а за ними генуэсцы, в 15 веке – турки.
         
          Как мы видим почти через каждые сто лет, на эти места приходил новый хозяин.
         
          В 18 веке пришли русские, украинцы, греки, армяне и начало формироваться современное население края.
         
          В 19 веке произошло великое переселение черкесов в Турцию.
         
          В 1859 году кавказская война подходила к концу в пользу России. В этом же году впервые обнаружилось движение к переселению адыгов в Турцию.          
          Первыми были выселены натухайци, шапсуги и абадзехи. Война приняла жестокий характер, аулы сжигались царскими войсками и эти места заселялись казаками.
         
          С одной стороны адыгов к себе заманивали турки (потому что первые переселенцы были богаты и везли с собой деньги), а с другой, их подгоняли русские войска.
         
          Переезд в Турцию был страшен. Почти каждый второй адыг погиб. Берега моря в Анапе, Новороссийске были завалены трупами. Их даже не хоронили, потому что было некому.
         
          Письменности у адыгов не было, а свою историю они вкладывали в поэмы. Вот что говорит одна из них о переселении:

То там, то здесь прощались люди с близкими друзьями,
И скорбный плач над мёртвыми, не умолкая, плыл,
Не трогали аллаха люди горькими слезами,
Весь путь к морскому берегу завален был телами,-
Оградою тянулись вдоль дорог холмы могил.

         
          В 1864 году Севоро – Западный Кавказ фактически лишился коренного населения. Приблизительно полтора миллиона черкесов было переселено в Турцию, а остальных выселили на указанные царским правительством земли.
         
          После ухода адыгов освободившееся просторы стали заселяются казаками, русскими. Но своих людей не хватало, и по всему миру была дана реклама, что у нас есть свободные необжитые земли. И поехали сюда и иностранные граждане: немцы, чехи, поляки, греки и прочие. Так образовалось многонациональное сообщество людей проживающих в Краснодарском крае.
         
          Сейчас мы проезжаем поселок «Стрелка». Зимой в 1777-1778 годах здесь побывал Александр Васильевич Суворов. Он не раз бывал на Кубани и даже несколько месяцев был командующим кубанским корпусом. На месте сегодняшнего посёлка «Стрелка» Суворов вбил кол и прибил к нему стрелку, с указанием в какую сторону необходимо строить фельд-шанцы (земляные укрепления для защиты от турок и черкесов). О приезде Суворова существует легенда: «Когда Суворов ездил по Тамани, он возил с собой сундук, а когда уезжал, сундука не было. Он где-то его оставил или зарыл. Об этом кладе узнали казаки после переселения сюда и, соответственно, стали его искать. Долго искали и нашли. Клад находился в огромном сундуке. Когда сундук открыли, то там оказались: плуг, зерно и сеть. То есть Суворов этим сказал – пашите землю, сейте зерно, ловите рыбу, и вы будете сыты».
         
          Скоро мы подъедем к месту нашего назначения, к вулкану Тиздар. Правильно он называется вулкан Азовская сопка в Синей балке. Кратер заполнен густой мелко - дисперсной глинистой массой сероватого цвета. Диаметр кратера 25 метров, глубина жерла вулкана бездонная (30 - 80 метров), купающиеся в кратере не тонут, потому что удельный вес грязи достаточно высок и удерживает их на уровне груди взрослого человека.
         
          Вулкан действует в устоявшемся, спокойном режиме и многие специалисты считают, что существующий режим сохранится ещё 50-100 лет. Последнее извержение вулкана, приведшее к развалу конуса, произошло в 1919 году в результате взрыва.
Купание в грязевых вулканах - зрелище поистине фантастическое. Привычная окраска кожи неожиданно приобретает серый цвет, а купальные костюмы такой же окраски настолько плотно облегают тело, что не отличимы от него. Это особенно эффективно, когда грязью покрыты голова и лицо.
         
          Рядом с жерлом вулкана находится Азовское море с песчанно - ракушечным пляжем. В волнах моря, принявшие грязевую ванну, обмываются. Грязь легко сходит с тела, но интимные места и волосы необходимо хорошо прополоскать. Можно помыться так же и в душе. К вашим услугам камера хранения, кафе, чайная дегустация, дегустация вина, винный СПА и небольшой зоопарк.
         
          Правда здесь есть два отягощающих момента.
         
          Момент первый. Вулкан этот действующий, и в любой момент может начаться извержение с прогнозируемыми последствиями. В сутки вулкан выдавливает из бездонных глубин 2,5 кубических метра глинистой массы.
         
          Момент второй. Регулярного санитарно-бактериологического контроля за состоянием грязи нет, пробы берутся эпизодически. А в жерле вулкана часто находятся до 500 человек одновременно.
         
          В это время автобус подошел к контрольно – пропускному пункту. Ксюша пошла платить деньги за въезд, а в автобус зашёл охранник и пересчитал туристов «по головам». Эта процедура долго времени не заняла, и вскоре автобус остановился на стоянке.
         
          - Сейчас пятнадцать часов сорок минут. Вам здесь для отдыха даётся два часа, поэтому мы отправляемся обратно в восемнадцать часов. Все поняли и сверили часы. Прошу не опаздывать. Кто опоздает, ждать не будем.
Ксюша провела туристов по территории вулкана Тиздар и показала, где что находится.
         
          - Вот здесь вы можете принять винный СПА, здесь камеры хранения, здесь душевые. Вон там, и она показала рукой направление, - «тарзанка». За отдельную плату вы можете скатиться по тросу в море. Кафе, чайная дегустация и дегустация вина находятся в здании. К грязевому вулкану вы можете пройти по той дорожке, а выходить из него надо по этой, чтобы не испач…
         
          - Ну что, Клава, пойдём в грязь или нет? – спросил Мокушка.
         
          - Да что у нас своей грязи мало что ли, - ответила Клавдия. - Раз деньги истрачены, пойдем посмотрим зоопарк, а потом - купаться.
         
          - Добро, - ответил Мокушка.
         
          - …Да, товарищи, будьте осторожны с морем. Там на пляже находится утопленная баржа, к ней не подходите. Она огорожена флажками, но во время штормов её ломает и отдельные листы ржавого метала волнами отбрасывает от корпуса. Отдыхайте.
         
          Мокушки быстрым шагом прошли до зоопарка. Зоопарк был небольшой и интереса у них не вызвал. После зоопарка обежали все постройки и пошли посмотреть на сам вулкан. Действительно, это было грандиозное зрелище. Огромная яма с серой однородной массой. И в этой яме множество людей. Мокушки стали считать , но всё время сбивались. Люди никак не хотели останавливаться на своих местах, что приводило к ошибкам. Тогда Мокушка сказал:
         
          - Клав, раздели мысленно яму на четыре части. Разделила?
         
          - Разделила.
         
          - Ты считай в нижней правой части, а я буду считать в верхней левой. Начали.
         
          Они достаточно быстро сосчитали людей в своих частях.
         
          - Сколько у тебя получилось:
         
          - Девяносто пять человек.
         
          - И у меня сто два. Девяносто пять да сто два - это сто девяносто семь, и если это умножить на два. Клава, да в этой яме сейчас около четырёхсот человек копошится.
         
          Люди в вулкане сидели, лежали и плавали, дети ныряли с откоса на попу и вниз головой. Некоторые берегли от грязи свои волосы, другие же наоборот мазались полностью и становились похожими нам чертенят. Вдоволь насмеявшись, Мокушки пошли дальше. Вдруг мимо них один чертёнок весь покрытый жидкой грязью пронёсся в сторону моря. От него во все стороны летели брызги и одноцветная одежда наших героев превратилась в крапинку.
         
          - Стой, куда ты? - крикнул Мокушка. - Дорожка для грязных другая, здесь дорожка для чистых людей.
         
          Но было поздно. Весёлый чертёнок уже умчался. После этого Мокушки подошли к винному СПА. Нашли они это самое СПА, конечно же, по запаху. А нос Мокушку никогда не подводил. Там стояло несколько больших бочек с вином. Желающие платили деньги, раздевались и залазили в бочку. Ответственный наливал бокал вина и человек сидел в бочке 20 минут, тихо его попивая.
Лица были блаженны и розовы, речь томная. Родственники их фотографировали и в бочках, и около бочек, и около надписи «Винный СПА».
         
          - Володя, я тоже хочу в бочку с вином, - сказала Клавдия.
         
          - И я тоже, наверное, слажу.
         
          - Нет, тебе нельзя. А вдруг не вытерпишь и прямо с бочки напьешься?
         
          - И то, правда, могу не вытерпеть.
         
          Клавдия разделась и, заплатив деньги и получив талончик, залезла в указанную ей бочку с красным вином. Молодая девушка налила ей фужер божественного напитка, и Клавдия потихоньку начала его цедить. Щёки её скоро покраснели, глаза затянула поволока, и речь стала медленная, тягучая.
         
          - Ты не представляешь, Володя, как здесь хорошо. Дома скажу, что купалась в бочке с вином, никто не поверит. Не забудь меня сфотографировать.
         
          - Конечно, конечно.
         
          Мокушка достал фотоаппарат и несколько раз щёлкнул Клавдию. Потом они на дисплее рассмотрели снимки. Снимки получились «на ура!».
После винного СПА Мокушки направились купаться на море. Оно было недалеко, в каких-то пятидесяти метрах. Сегодня оно было спокойным и чистым. Вдоволь накупавшись, они решили позагорать. Над их головами был натянут трос. Время от времени по этому тросу скользили туристы, громко крича от эмоций, и в тучах пенных брызг плюхались в воду.
         
          - Хорошо летит, - обычно говорил Мокушка.
         
          - Летит-то хорошо, а вот как приводняться будет? – язвила Клавдия.
         
          - Слушай, Клав, а кому всё это принадлежит?- неужто всё одному человеку.
         
          - Да нет, конечно. Если бы одному принадлежало, его бы давно убили.
         
          - И то верно, - промолвил Мокушка, закрыл глаза и задремал. И приснился ему сон, что он стал очень богатым. А как?
         
          В глиняный карьер, что за селом Семилетка, он загнал бульдозер и сделал его круглым. Потом пожарными машинами навозил туда воды. Сначала ничего не получилось. Но после того как он загнал туда табун лошадей и погонял их там, а в местной газете дал рекламу, что после последнего землетрясения около села Семилетка открылся грязевой вулкан, где можно принимать лечебные процедуры, народ попёр. И теперь уже не надо было туда лошадей загонять, люди ежедневно месили эту глину своими телами и скоро карьер стал бездонным. Но однажды пришли люди с обрезами и отобрали у него его детище. И снова пожалел он тогда, что не стал просить Юрия Николаевича, подготовить ему бригаду боксёров для охраны. А ведь он тогда готовил чемпионов России. Да и оформлять, как следует, он свой вулкан-то не стал. После чего в мозгах Мокушки сложился стих.

Человек счастливым стал,
От сытой жизни заскучал.
Но несчастье, верьте мне,
С кувалдой ждёт его во тьме.

         
          - Володя, что с тобой, почему ты стонешь? Не заболел ли? Вставай, а то на автобус опоздаем.
         
          - Так это был сон? Слава Богу, что все это мне приснилось.
         
          - А что тебе приснилось-то?
         
          - Да богатым я стал. От сытой жизни заскучал. Эх, Клава! Не нужны нам никакие богатства, так проживём.
         
          Они встали и пошли к месту посадки.
         
          Около автобуса было много народу, и все обсуждали случившееся с женщиной несчастье. Она пошла в море слишком близко от утопленной баржи и распорола ногу. Пока искали медпункт, которого почему-то не оказалось, пока нашли бинт у водителя автобуса, прошло время, и она потеряла много крови. Бледная женщина сидела в автобусе и переживала за свой испорченный отпуск. К экскурсоводу она претензий не имела, так как Ксюша всех предупреждала, а она к этому предупреждению отнеслась легкомысленно. На обратном пути от туристов поступила просьба остановиться в «Арбузном рае», но пораненная женщина чувствовала себя неважно, и поэтому автобус без остановок довёз всех до Анапы, а раненую женщину - до травмпункта.
         
          - Ну что, сегодня замечательно отдохнули, - сказал Мокушка, - можно взять экскурсию куда-нибудь и покруче.
         
          - Давай посмотрим, что есть. Всё одно по пути.
Они не спеша шли к Фоминичне и, проходя торговые точки, рассматривали рекламу и приспрашивались о поездке на завтра. Почти все они предлагали одни и те же экскурсии, кроме того Мокушки на них уже были.
         
          Наконец в кассе торгующей от фирмы «Морские курорты» им предложили экскурсию на водопады реки Куаго.
         
          - Самые крутые водопады, - расхваливала продавец.
         
          - А почему водопады, их там несколько что ли? – спросила Клавдия.
         
          - Да что вы, их там двадцать два, не считая небольших перекатов.
         
          - Тогда берём. Ну что, Клавдия? - обратился Мокушка к жене, - берём?
         
          - А не получиться, как было на Пшаде, а того хуже на Плесецких?
         
          - Ну, должно же когда-нибудь повезти с дальними водопадами. Да и фирма «Морские курорты» нас ещё не подводила. Берём.
         
          Они взяли две путёвки и не спеша поплелись домой собираться в новое путешествие.