Карточный домик власти

Юрий Язовских
Популярный американский сериал "Карточный домик" (выходит в эфир с 2013 г.) рассказывает об американских политических нравах, которые царят в кулуарах Конгресса и Белого дома. Главный герой - конгрессмен, а затем вице-президент и президент Фрэнк Андервуд в блестящем исполнении Кевина Спейси – человек, готовый на все ради власти. Все в жизни Фрэнка подчинено его главной жизненной цели: идеалов у него нет, мораль и совесть отсутствуют, семья – это деловой союз, окружающие люди – лишь пешки на шахматной доске. Если кто-то становится у Фрэнка на пути к цели, то ему не позавидуешь – Фрэнк не гнушается даже лично устранять возникшие "проблемы".

Собственно в таком герое нет ничего нового: значительная часть политиков во всех странах и во все времена именно таковы. Власть для них – абсолютный приоритет. Я говорю именно о политиках, а не правителях: первые не щадя живота своего борются за власть в рамках существующих политических систем, а вторые могут стать главой государства даже помимо своей воли – например, в результате наследования.

Сериал качественный, с великолепными актерскими работами (особенно хороши Кевин Спейси и играющая его жену Робин Райт), местами даже захватывающий, но в целом, на мой вкус, несколько скучноватый. А все потому, что сама по себе драматургия сериала слабовата. Есть сильные моменты – особенно в первом сезоне, и частично во втором, но не более того. Политические дрязги, вокруг которых идут пляски в сериале, слишком мелки для простого зрителя. После просмотра запоминаешь, кто против кого воевал, но вот по какому поводу…

Возьмем, к примеру, один из самых популярных киножанров - детектив. Расследование каких преступлений нам нравится смотреть? – Только тяжких преступлений! Убийств! В основе детективной истории должно лежать что-то серьезное, что нас действительно задевает и заставляет следить за действиями сыщика. Ну, кто будет смотреть про напряженное расследование кражи в продуктовом магазине ящика водки?… Такая завязка годится только для комедии, но никак не детектива. В "Карточном домике" та же самая проблема. Копья чаще всего ломаются из-за какой-то ерунды, которая непонятна и неинтересна простому зрителю. К примеру, во втором сезоне главные действующие лица (президент и вице-президент) оказались замешаны в абсолютно пустяковые преступления, поэтому вся шумиха вокруг них кажется просто высосанной из пальца. Импичмент президента возникает и вовсе на пустом месте. 

Плохо продуманы некоторые второстепенные линии повествования и мотивация ряда героев. Например, журналист Зои Барнс по ходу первого сезона претерпевает такую странную метаморфозу, что просто диву даешься: что это с ней случилось? Ну не бывает такого, чтобы слуги Дьявола вдруг переходили от своего хозяина на сторону Добра! Если уж продал душу, то это навсегда - Дима Киселев и Вова Соловьев вам подтвердят. Потому и поведение Зои после ее "прозрения" выглядит неубедительно – в жизни так не бывает!

Но все огрехи и недостатки сериала можно забыть, поскольку данное киноблюдо в целом не просто пригодно к употреблению, но и чрезвычайно полезно для российских телезрителей. Ведь "Карточный домик" только на первый взгляд является сатирой, направленной против лживых и циничных политиков, которые управляют Соединенными Штатами. Так можно воспринимать его только в том случае, если ты живешь в реально демократической стране. Большинство же российских телезрителей, которые не смогли перебраться на Запад, живут совсем в иных условиях – при неограниченной телевизионной монархии. И если смотреть на все происходящее в сериале с нашей колокольни, то "домик" - это настоящая ода американской демократии. Все преимущества данной политической системы по сравнению с любыми другими видны в этом сериале невооруженным глазом – хотели этого создатели или нет.

Фрэнк Андервуд – стопроцентный упырь. Что происходило на наших просторах, когда подобные гуманоиды становились правителями? – Управляемая ими территория превращалась в Ад на Земле. А что происходит в США уже более двух столетий? Какой бы субъект не оказывался в кресле президента – это для Соединенных Штатов не фатально. Демократическая система, хоть и не без проблем, но успешно "переварит" любого управляющего.

Система сдержек и противовесов в стране реально работает, что наглядно демонстрирует "Карточный домик". Никто из высших должностных лиц США не может контролировать ни прессу, ни Конгресс, ни судей, ни "независимого прокурора" (для совсем непонятливых зрителей президент Андервуд говорит своей жене: "Я не могу контролировать Конгресс!"). Да, главный герой сериала в состоянии разобраться с отдельным слишком настойчивым писакой, но построить вертикаль власти в СМИ он не в состоянии.

Оппозиция в США не только не поддерживает "вождя и учителя", чего бы он не учудил,  а, наоборот, использует малейшую промашку правящей партии и должностных лиц. Да и внутри самой правящей партии идет откровенная грызня за власть. Стоит только Акеле промахнуться - хоть чуть-чуть, и его тут же пытаются добить: и свои, и чужие. В финале второго сезона именно это нам и демонстрируют на примере с уходом президента в отставку. Карточный домик власти в США легко рушится, и умереть от старости на рабочем месте никому не дадут (реальный случай с директором ФБР Э.Гувером – пожалуй, единственный пример такого рода).

Также сразу бросается в глаза, вокруг чего разгораются политические баталии между главными действующими лицами. Странно, но никто из них не борется за контроль над финансовыми потоками! Люди ведут сражения вокруг важных для общества законопроектов, хотя понятно, что Фрэнку и его окружению глубоко плевать на все эти законы в частности, и на американский народ в целом. А когда вице-президент Андервуд с президентом вляпались в историю с лоббированием интересов одного американского олигарха, который ведет бизнес в Китае, то это приводит к большим неприятностям для обоих. Скользкий Фрэнк смог увернуться из цепких лап американской юстиции, а президент – нет.

Все происходящее в сериале так явно контрастирует с делишками нашей высшей политической элиты, что никаких сомнений, какая система лучше для общества (демократическая или "суверенной демократии") просто не остается. Так что, для кого-то это политическая сатира, а для нас – это реклама американской демократии (по крайней мере, три первых сезона точно). Как это пропустили для показа на "Первом канале" – ума не приложу.