О главном законе духовной жизни

Ангелина Кныш
Все знают, что человек имеет не только тело, но и душу, однако максимальную заботу и попечение проявляют лишь о теле, отодвигая душу на второй план.
 
А ведь именно душа – это единственное, что останется у человека при переходе в мир иной, поэтому нам нужно изучать, прежде всего, законы духовной жизни, без знания которых душу можно не только повредить, но и загубить. Важно также учить на память молитвы Ангелу Хранителю, Михаилу Архангелу и другим силам небесным, чтобы призывать их в страшный час воздушных мытарств.

Ясно, что все законы, по которым существует человек, устанавливает его Творец – Бог. Если физические законы, необходимые для безопасной жизни (сила тяжести, свойства воды, огня и т.д.) человек осваивает довольно быстро и в целом правильно их применяет, то с законами духовной жизни дело обстоит намного сложнее.

Казалось бы, чего уж проще: Господь донес через пророка Моисея до людей принятые Ним правила поведения (заповеди), ну и выполняй, чтобы жить долго и счастливо. Ан нет. Вся история человечества изобилует непрестанными и массовыми нарушениями Божьей воли, следствием чего бед и страданий в жизни людей всегда было намного больше, чем радостей.

Как ни старались библейские пророки, последователи Моисея, вразумить непокорный избранный народ – ничего не помогало. Некоторые из них даже жизнью платились за свои пророчества – например, Исайя, который предсказал приход Христа, по приказанию иудейского царя Манассии был распилен деревянной пилой.

Ответ, почему так происходило, находим в Псалтыри: «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2). А отец лжи, как известно, дьявол (Ин. 8:44). Невидимые бесы-губители повсюду среди нас, и люди слишком часто отдают предпочтение им, а не Богу.

Как и в притче о злых виноградарях, оставалась еще последняя надежда – послать к упорствующим САМО СЛОВО БОЖИЕ, которое есть Истина (Ин. 17:17). В Православном катехизисе епископа Семенова Тян-Шанского есть такие проникновенные слова: «Слово Божие, воплотившись, стало нашим Спасителем».

Вот почему нужно действительно ловить каждое слово, наследовать каждый жест и поступок Христа, читать и постоянно перечитывать Евангелие –  чтобы очиститься от непрестанно опутывающей нас бесовской паутины, насколько возможно, уподобиться Господу и прилепиться к Нему, ЧТОБЫ НЕ ПОГИБНУТЬ.

Если кто-то думает, что прочитав однажды Евангелие, можно все понять, и что все в нем перекликается с положениями нравственных требований к человеку со стороны общества, то он глубоко заблуждается.

Как, например, оценить притчу о работниках в винограднике, когда тем, кто отработал один час, нанявший их господин заплатил столько же, сколько и тем, кто был занят целый трудовой день? То есть, закон справедливости в его земном понимании в духовной сфере не действует.
 
Или наставления Христа к людям выполнять требования книжников и фарисеев (которых Он постоянно прилюдно клеймил!), но по делам их не поступать (Мф. 23:1-4). То есть, ПОДЧИНЯТЬСЯ, несмотря на все тяготы и несправедливость действующей власти, но при этом ОТДАТЬ ВСЕ НА СУД ГОСПОДА, не пытаясь насилием что-то изменить к лучшему.

Если бы люди следовали этому наставлению Христа, а не шли на поводу у бесов-подстрекателей, скольких конфликтов, трагедий, войн и революций удалось бы избежать!

Или эпизод с Иоанном Крестителем, когда после его казни Христос, ни слова не говоря, просто уходит от людей в уединенное место. Как же так? Почему же Он, наделенный сверхъестественной силой, тут же не покарал Ирода-убийцу?

Все дело в том, что Господь пришел в мир, чтобы донести до людей высший закон духовной жизни – ЗАКОН ЛЮБВИ, а они в основной своей массе все еще не в силах ВМЕСТИТЬ его.
 
При этом любовь здесь имеется в виду отнюдь не та, которую человек испытывает к противоположному полу, а доброжелательное, бескорыстное, жертвенное чувство к ближним, которое и составляет суть второй заповеди Христа («возлюби ближнего своего, как самого себя»).
 
Подробную характеристику такой любви дает апостол Павел: «Любовь долготерпит,  милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает» (1Кор. 13:4-8).

Осознание сути этого верховного закона духовной жизни ставит на свои места многие нетипичные для агрессивного человеческого общества евангельские приоритеты –  необходимость терпеть, смиряться, безропотно подчиняться существующей иерархии, чем-то жертвовать, помогать и т.д.

Стяжание человеком любви в вышеуказанном понимании означает приобретение высшего благодатного дара Святого Духа из всех, посылаемых людям Господом (дары мудрости, исцеления, пророчества и т.д.).
 
Подавая нам пример, Господь по Своей безграничной любви щедро посылает земные блага ВСЕМ ЛЮДЯМ, не разграничивая грешных и праведных. «Не раз убеждалась, –  рассказывала известная российская травница Е.Ф. Зайцева, –  что по воле Господа буквально под окнами домов людей растет именно та трава, которая помогает от болезней, мучающих их хозяев. Разве это не чудо?»

Тех же, кто не признает Бога и Его духовные законы, неизбежно ждет жизнь по законам волчьим.

За примерами далеко ходить не надо. Рассказ молодой девушки: «Решили с моим парнем жить вместе. Сняли квартиру, оплачивали пополам. Только через полгода я случайно узнала, что хозяином квартиры был он сам».
 
Это типичный пример жизни во грехе и того, чем заканчивается возведение на пьедестал своей души кого и чего угодно, только не Бога.