В Вене

Виктория 10
Я еду по Моравии


Я еду по Моравии лесами и долинами,
по колыбели Габсбургов и зноймских славных вин,*
деревнями старинными и господом хранимыми, -
средневековых улочек и замков тихий сплин...

Я еду сквозь историю в прекрасном сне! За окнами –
моравских виноградников и хмеля лёгкий бег.
На каждом километре я могу сойти - и вот она! –
волшебная Моравия, средне- (какой-то) век.

То речка Дыйи видится, то замок Витов кажется,
то пивоварен местных завивается дымок.
Полей зелёных парочку - и Австрия покажется,
а там и до Дунай-реки ещё через часок.

Я еду по Моравии, настроена решительно:
(а планов, что построены, уже не изменить!)
вернуться и дышать моравским воздухом пленительным
и пиво пить моравское, и парками бродить!

*Моравия - историческая область в Чехии. Древнее население — кельты, с середины 1-го тысячелетия нашей эры — славяне. В 1526—1918 под властью Габсбургов. Один из важных винных регионов Чешской республики: особые известняки и ярко-белые известковые холмы, и – особый микроклимат. Моравские вина уважаемы в Европе. Особенно хороши некоторые из белых вин Моравии, и – ледовые, соломенные вина, вина позднего сбора. Моравия еще и край пивоваров. А ещё: Моравия – край великолепных деревенских сливовиц, как и яблковиц, грушковиц, меруньковиц, вишневиц, черешневиц, оржеховиц... Известковые холмы и горы перемежаются долинами с водохранилищами, рыбниками или реками, по склонам – виноградники. Громадные пещеры, промытые подземными реками. Моравские города помнят еще прадавних чешских королей (Зноймо), или – живописно "заморозились"...


Мусороперерабатывающий завод Хундертвассера


Прямо на подступах к сказке и венского
вальса кружения в белых дворцах,
бала изящных строений вселенского,
плёса дунайского, на берегах –

чудо-чудесное "от Хундертвассера" –
мусор сжигающий дивный завод!*
Чудо-строение яркими красками
на берегу дивной речки цветёт...

Окна изогнуты, двери искручены,
шахматный колер "танцующих" стен, -
верно, завод повторяет излучины
речки Дуная... От скольких проблем

город избавлен! От мусора вычищен –
город сжигает его для тепла.
Банами новыми заново вымощен –
сверх-технология это дала!

А на балконах - его архитектором
выращен сад, зеленеет трава...
Празднует город! (На окнах , протектором -
сеть-паутинка). Застряли слова...

Видеть и охать, и даже украдкою
слёз промокать непредвиденный бег...
Так доказал техногенную, хваткую,
сверх-гениальность свою человек!


*Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Стовассер) относился к тому типу людей, о которых принято говорить, что "они сделали себя сами".
Он родился в бедной еврейской семье в Вене, в 1928 году. Годом раньше была написана книга Адольфа Гитлера "Mein Kampf", а десятью годами позже случилась печально известная "Хрустальная ночь". Тогда, 9-10 ноября 1938 г., в Вене было уничтожено больше 40 синагог, разрушено и разграблено бесчисленное количество еврейских домов, и началась массовая депортация евреев страны, вошедшей к тому времени в состав Германского Рейха.
Как он стал приверженцем ярких красок, ассимметричных линий и "человечности" в архитектуре? Вопреки нелегкому детству, или благодаря ему? Он много путешествовал по миру, изучал традиции живописи (народного искусства в Японии, на островах Океании и в африканских странах.
В 1988 он получает заказ на преобразование венского завода по переработке отходов в Шпиттелау (Spittelau). Не совсем понятно, каким образом тогдашнему венскому бургомистру Гельмуту Цильку пришла в голову мысль поручить реконструкцию именно Хундертвассеру, приверженцу "органического" зодчества и борцу за экологию. Архитектор, заявлявший "я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде", был категорически против идеи сжигания мусора, вместо его утилизации. Он, разумеется, отказывался принимать участие в проекте. Но бургомистр оказался настойчив. Во-первых, он пообещал, что производство будет абсолютно экологически чистым. Во-вторых, заверил, что польза, приносимая заводом, не ограничится только переработкой мусора. Благодаря использованию новейших технологий, тепло от сжигания отходов можно пустить на обогрев десятков тысяч венских квартир и близлежащего госпиталя. В конечном счете архитектор согласился. Но настоял на установке дополнительных фильтров, удаляющих из продуктов переработки тяжелые металлы, диоксид серы и кислоты. В результате стоимость строительства увеличилась едва ли не вдвое, но зато трубы завода украшают зеркальные золотые шары, которые выполняют не только декоративную, но и очистительную функцию. Остальные инженерные вопросы Хундертвассер предоставил решать специалистам, а сам сконцентрировался на дизайне здания. 
Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Башни с золотыми луковками, изогнутые колонны с разноцветной плиткой, отсутствие прямых углов, яркость орнамента, и, наконец, высокая труба, с золотыми шарами - все это характерно для "почерка" великого архитектора, сумевшего заключить утилитарную функцию завода в фантастическую форму.
Он умер в 2000 году в Тихом океане на борту пассажирского лайнера "Queen Elisabeth II" и был похоронен в Новой Зеландии под тюльпановым деревом в "Саду счастливых умерших". А уникальный экологически безопасный завод продолжает оставаться интереснейшей достопримечательностью Вены, одновременно позволяя ей сохранять статус одной из самых чистых европейских столиц. (из материалов интернета)


На Рингштрассе въезжаю


На Рингштрассе* въезжаю. Дунай голубую зеркальность
мне бросает вдогонку (храню её в памяти я)...
Пусть меня обвинят в слабосердии! Сентиментальность
пусть припишут, не зная, что значит восторг бытия! –
 
я заплакала в Вене... Я встретилась с ликом историй,
что хранила на сердце до той долгожданной поры,
когда, охая, въеду на гулкость твоих территорий,
где сойдутся в коллаже цвета королевской игры:

рада Габсбургам, рада Марии-Терезии,
вижу башни Урании, вижу Стефана костёл,
Вижу Оперу, Моцарта (помню, как в юности грезили
слушать "Реквием" в Вене, войдя в отпевальный собор).

Это - площадь Героев, а это - Чумная колонна, –
горю Австрии самый печальный в миру монумент,
это - Хофбург и Хофбурга императрица-мадонна-
чаровница Сисcи и кокетливый аппартамент.

У  Музеев истории, искусствоведенья еду,
за спиною оставлены шпили святого Петра.
И богиня Афина ярчайшую Нику-победу
протянула Парламенту в знак чистоты и добра!

Я ещё не сказала о крыльях Университета,
что раскинуты в Вене с далёких и средних веков,
о готической Ратуше, с пиками жёлтого цвета,
и - изысканный Грабен с созвездьями частных домов!

Муж платок протянул, удивленье своё не скрывая, -
разве нужно рыдать, увидавши такую красу?
Пусть меня упрекнут в слабосердии... Вена, родная!
Я тебе впечатлённую душу в ладонях несу!


*Рингштрассе ("Кольцевая улица") - улица в Вене, опоясывающая центральный район - Внутренний Город. Рингштрассе проложена на месте старых городских стен Вены, которые были возведены в XIII веке.  Укрепления потеряли военный смысл уже в конце XVIII века. В 1857 году император Франц Иосиф I издал знаменитый декрет "Это моя воля",  приказав разобрать городские стены и засыпать ров. Кроме того, декрет предписывал размер новой Рингштрассе, а также размещение и функцию зданий на ней. Бульвар и здания задумывались как показатель величия Габсбургов и Австрийской империи. В последующие годы вдоль новой Рингштрассе было возведено множество величественных частных и общественных зданий.


Дворцовый комплекс Хофбург


Дворцовый комплекс Хофбург* в море света!
Здесь Габсбургов плеяда поселилась,
Евгения Савойского комета
над Австрией блестящей проносилась!

В Имперскую сокровищницу Вена
имперские клейноды** принимала,
и, кружев поднимая кипень пенный,
в Манеже венским вальсом танцевала!

Обозреваю царские ворота
и лики императоров всесильных, -
здесь каждый напланировал чего-то
и каждый дом возвёл под небом синим!

Здесь Франц Иосиф Тройственным Союзом
начало положил Европе новой,
отсюда - унизительным аншлюсом
познала Австрия гестаповы оковы...

Гуляя по Испанскому манежу
архитектуры лож венецианских,
я подсмотрела легкоступный, нежный
ход лошади пород липицианских...

А Угольного рынка силуэты
и Грабена прекрасного строенья
за Хофбургом манили. Но об этом -
в каком-нибудь другом стихотворении.


*Хофбург  - зимняя резиденция австрийских Габсбургов и основное местопребывание императорского двора в Вене. Всего в ней 2600 залов и комнат. Некоторые из помещений используются как официальная резиденция президента Австрии.
**Клейноды - драгоценные атрибуты (знаки) власти в Священной Римской империи (имперские клейноды).


ОБСЕ. Диптих


Дворец баронов Пальфи*. Хофбург. Вена.
Владельцами дворца построен зал
и лестниц мраморных пролёты. Поступь венгра,
его построившего, этот зал слыхал.

Ещё один дворец построен графом
в блестящей Вене, что на Йозеф-плац
(Здесь Моцарт оперу свою с большим размахом
представил зрителям). Так вот, на Вальнерштрасс(е) –

дворец баронов Пальфи. Особняк
классический французский. Дань ампиру –
в деталях интерьера. Добрый знак,
что отдан был страной посланцам мира!


***


ОБСЕ. Собранье дипломатов.
Колышет ветер флаги на ветру.
Надежды государств, что грозный атом
не разрешит последнюю игру...

Надежды, что взаимопониманье
ещё живёт... ещё свеча горит...
Ещё колышет ветер мирозданья
полотнищ флагов мировой гамбит!

Я постою в раздумьях перед входом.
Партнёром по взаимности тепла.
Я здесь - посланцев своего народа
на саммит справедливости пришла!


*На площади Йозефплац в Вене находится дворец Пальфи. Назван он по имени своих владельцев. Опера Моцарта "Женитьба Фигаро" впервые также была представлена зрителям в Пальфи, в "Зале Фигаро".
У семьи Пальфи есть еще один дворец - на Вальнерштрассе. В этом  дворце с ноября 2007 года располагается  Секретариат ОБСЕ - Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.


Три раза в Вене... или Копьё Судьбы


Три раза в Вене я, сдержать не в силах
волнение, - рыдала в три ручья!
Раз первый. По Рингштрассе проносилась.
Там, Вену встретив, разрыдалась я.

Потом, на встречу с Моцартом в Бурггартен,
примчавшись спринтером (вновь вытащен платок...).
Стоял так молод, весел, элегантен
и органичен - только Он так мог!

А третий раз - взбесившейся кометой
ворвавшись к Габсбургам в Сокровищницу! Меч
Судьбы,* что правит судьбами планеты,
что стоил тьмы голов, упавшим с плеч, -

О, Holly Lance! (Испуганный служитель
не знает, как эмоцию унять...)
Послушай, милый! Ты ведь - небожитель:
к владенью миром близко так стоять!

Хотя, постой, ты прав, - ещё три части,
три артефакта - в временных руках...
И не один правитель грезил счастьем –
соединить, прославиться в веках!

Я покидаю меч. Намного горше
дышать и жить, пригубив божество...
Теперь владею снимками. И больше –
сознанием, что видела его!


*В Хофбурге, бывшей резиденции австрийских монархов, расположена королевская сокровищница, в которой находится уникальное собрание реликвий христианского мира. Жемчужиной этой коллекции считается предмет, имеющий славу одного из самых таинственных и загадочных артефактов – Копье, пронзившее сердце Христа. Столетиями оно символизировало мощь и силу и имело различные названия: Копьё Власти, Копьё Судьбы, Святое Копьё... Многие императоры и короли желали обладать заветным Копьем, ведь по легенде тот, кто является его обладателем будет повелевать всем миром. Поэтому не раз неприметное древко вершило судьбы целых народов и государств. Говорят, что источник чудесной силы Копья в том, что оно невероятным образом смогло совместить в себе Добро и Зло. Однако далеко не каждый человек сможет справиться со столь мощной энергетикой, поэтому обладатель Копья должен обладать нравственными и моральными качествами, позволяющими использовать силу артефакта во благо.


О соборе Св. Стефана


Приближаться к собору.* Готовиться мысленно
запрокидывать голову в дали небесные!
Это - кафедра венского архиепископа,
это - гордость австрийского зодчества местного.

Это - нефы и колокол, и усыпальницы
для известных могил из семьи благодетелей*.
Лоскутом от обеденной скатерти славится, -
той последней и Тайной Вечери свидетелем...

Здесь хранятся святыни в капеллах реликвенных,
короли и князья - достоянье истории.
Здесь так много могил, и такие великие,
что уже не на всех достаёт территории!

Приближаться к собору. И средневекового
дуновения времени чуять касание...
Не бывает в миру авангардного, нового,
чтоб в себе не таило веков осознание.

Мне покажут гербы и фигуру изгнанника,**
пояснят реставрацию крыш бесконечную.
Я ж поглажу рукой тёмный камень песчанника,
чтоб запомнить соборное кружево вечное!


*Собор Святого Стефана  - католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Кафедра венского архиепископа — примаса Австрии. В соборе похоронены: Рудольф IV (князь — строитель собора, умер в 1365, Фридрих III (умер в 1493), Евгений Савойский (умер в 1736), 72 члена династии Габсбургов. Большинство этих "могил" - символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела - в Капуцинской церкви, a сердца в церкви Св. Августина.
** На западной стороне Северной башни собора - оригинал фигуры Христа, прозванной в народе "Господь, страдающий от зубной боли". Название связано с легендой: возвращаясь ночью из пивной, пьяные увидели статую Христа и подняли на смех скорбное выражение его лица, называя "Христос с больными зубами". Наутро у них разболелись зубы. Боль мучила их, пока они не вернулись к собору и не покаялись.


В покоях императора Франца Иосифа


Заслуги пред страной, чтобы столетия
народной памяти тянулись за тобой?
А может, страстная любовь к Елизавете
(Сисси), - девчонке с непростой судьбой?*

И силуэт её за Хофбургскими окнами,
и жизнь её - киношных кадров блиц...
И спорит Австрия в веках: каким из локонов
на шее тоненькой был очарован принц?

Он перед ней - фигурою в истории,
она пред ним - наездницей лихой...
Как полюбили, и чего им стоила
любовь - расскажет замковый покой.

Он любовался ею, и осиной талией
был взгляд прикован. Оба влюблены.
Фиалками в шампанском быстро таяли
наивных грёз по молодости сны...

Но, как и в юности, австрийский император
крепил корону к пышным волосам
своей Сисси... Романтикой и златом
обязан Хофбург венским королям.


*Императорскую чету, Франца-Иосифа I и Елизавету Баварскую (Сисси), подданные любили больше других правителей. История жизни этой супружеской пары до сих пор вызывает восхищение. По договору между августейшими фамилиями Франц-Иосиф I, в действительности, должен был жениться на Елене, старшей сестре Елизаветы. Но, увидев младшую сестру, пятнадцатилетнюю Елизавету, он влюбился с первого взгляда и навсегда.
Одно из самых продолжительных в истории человечества, царствование Франца-Иосифа I сопровождалось медленным, но неуклонным упадком династии Габсбургов. Франц-Иосиф I взошел на трон в 1848 году, несколькими месяцами после мартовской революции, чуть было не подорвавшей монархию Габсбургов. И все-таки, императору удалось вернуть страну к абсолютной монархии: он создал централизованное государство и окружил себя доверенными людьми. 
Сисси никогда не подходила жизнь и церемонии венского двора. В жизни её случались периоды, когда она отсутствовала даже в самые ответственные моменты общественной жизни. Конфликт между любовью к мужу и детям (их было четверо) и желанием независимости приводил ее к одиночеству, углубляющемуся полным поглощением мужа государственными и политическими проблемами. Главными ее увлечениями были поэзия (она сама писала стихи) и путешествия по Европе. Императрица погибла на Женевском озере в сентябре 1898 года от руки итальянского анархиста.


Императрица Сисси


Какою тайной окружён её недвижимый
и тонкий стан в окошке в Хофбургском поместье?
Тяжёлым локоном и тонкою лодыжкою
вошла в легенды своевольная принцесса!*

Любила? Может быть. Была любима? В юности.
В седле уверенно держалась с храброй грацией.
С венгерским гонором по молодости глупости
носила с гордостью и после коронации...

Такою юною и быстроногой серною,
такой малышкою на фоне принца рослого
была Сисси! Но превратилась в верную
подругу жизни для супруга венценосного.

Искала нежности во взгляде коронованном,
сражалась храбро со свекровью барственной,
и дух бунтарский унимала, заколдованный,
и нрав свободный усмиряла в доме царственном.

Ушла в фасоны и диеты, неуёмная,
плела причёски и смотрелась в отражение...
За частоколом стен - манила ширь огромная
и будоражила её воображение!

Была убита на мосту ножом-отвёрткою, -
вошла в сердечко серны ржавая железина...
Вошла в историю двора не дурой вёрткою,
а стихорворицей с большой душой болезною...


*Герцогиня Амалия Евгения Елизавета Баварская (24 декабря 1837 года - 10 сентября1898 года) - баварская принцесса, супруга императора Франца Иосифа I. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 года (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 июня 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии). Известна под уменьшительно-ласкательным именем Сисси.


Памятники Вены. Триптих


Принц Евгений Савойский

               
Ещё один известный, ростом маленький,
пришедший в Австрии историю окатышем, -
кардинала Мазарини внук по маменьке
и Карла Первого - праправнуком по батюшке.

Какие тёмные из прошлого истории
его семейство привели под подозрение?
Какой характер и судьбы какие стороны
к его признанию вели и восхвалению?

Сама история - биограф многоликого,
в сраженьях умного и мрачного Евгения.
Наполеон до Александра-свет-Великого
превозносил его военный славный гений!

Он присягнул на верность Габсбургам единожды
и оставался верным клятве до последнего!
Он не сражался в колуарах, - часто вынужден
тепреть обиды от временщика наследного...

Он, как поставлен был пред Хофбургом на площади –
так и стоит на страже венского спокойствия...
И двор хранит на благо Австрии и вотчины
тот медный памятник Евгению Савойскому!


*Евгений Савойский (1663— 1736) - полководец Священной Римской империи, французского происхождения, генералиссимус.  Евгений родился в Париже. Он был младшим сыном графа де Суассона и его жены Олимпии Манчини, племянницы кардинала Мазарини. Со стороны отца Евгений принадлежал к древнему роду герцогов Савойских. Отличительные черты принца Евгения как полководца - смелость и решительность, основанная на глубоком понимании противников и данной обстановки, неистощимость в поиске средств для осуществления намеченных планов, хладнокровие в самые критические минуты и уменье привязать к себе сердца солдат. Ему установлен памятник в Вене. Про храброго принца сложили песню.


Памятник Гёте в Бурггартене


Он не был в Вене. Не бродил по скверам.
И замкам Хофбурга не поклонялся гений.
И медной зеленью, как страж короны верный,
пред ним не становился принц Евгений...*

И Оперою венскою пресыщен,
балам австрийским не привержен был,
и - разодет, надушен и напыщен, -
он в ритме вальса, ветренный, не плыл...

Но как подходит Вене эта поза –
его, сидящего, пред творческим рывком!
Маэстро! Превратите Ваши грёзы
в творения бессмертья! Метроном

уже стучит. И в пульсе европейском
тревоги будущей всё нарастает ритм, -
от заговоров в замках - до злодейской
коварной пули... принц падёт, убит!

Зелёной медью, более столетья,
обогатился памятник его.**
В Бурггартене вплетаю мысли эти
в его поэм святое волшебство!


*Имеется в виду памятник Евгению Савойскому перед входом в дворцовый комплекс Хофбург.
**Памятник известному немецкому поэту Иоганну Вольфгангу Гёте находится в Вене рядом с Opernring и одним из входов в Бурггартен. Напротив него установлен памятник его соотечественнику Иоганну Кристофу Фридриху фон Шиллеру, таким образом, взоры двух великих немецких поэтов разделяет лишь дорога. Не смотря на то, что Гёте очень любил путешествовать, однако в столице Австрии он не был ни разу. Однако этот факт никак не повлиял на решение установить 15 декабря 1900 года памятник Гёте спустя 70 лет после смерти поэта.


Памятник Моцарту в Вене

               
Моцарт в Императорском саду.
Стройный, грациозный, неуёмный!
К саду, с преклонением огромным,
к Вам с букетом красных роз иду!*

В юности с влюблённой ноты к Вам
начинался день, событий полный.
"Реквиема" траурного волны
правду жизни открывали нам.

Помню, увлечения свои
я под "Рондо" Моцарта играла,
про рефрены часто забывала
и лила в подушку слёз ручьи.

"Дон Жуан" был сыгран, и не раз,
сцена - жизнь, а зрители - далече...
Помню ту, особенную. встречу
и огонь восточных чёрных глаз!

Я тогда по-Моцарту жила, -
без раздумий, весело и бойко!
А потом, как тот солдатик стойкий,
незаметно к зрелости пришла.

Вам, Маэстро, не пришлось взрослеть:
Вы, как прежде, - ангел-Керубино...
Соберу печали воедино
и пообещаю не стареть!

Близимся к финалу, на беду.
Хоть ещё играем "Интермеццо"...
Вами очарованное сердце
к постаменту розою кладу.


*В бывшем Императорском саду (Бурггартене) в 1896 году был установлен памятник Моцарту в Вене. Жизнь гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта вряд ли назовешь простой, такой оказалась и судьба его памятника. Слишком долго длился процесс выбора места, утверждения проекта и необходимых средств – целых 77 лет. Но в результате мы видим сложный памятник в стиле барокко из белого мрамора. Сам Моцарт изображён небрежно опирающимся на партитуру, а вокруг него витой виноград и миловидные ангелочки. На пьедестале изображены сцены из опер и семья композитора.


Климт


Климта эротичностью* и вселенской нежностью
насмерть очарована, ввергнута (навзрыд!)
луга бесконечностью, золота безбрежностью
и лучом Данаи - в секс, что в воздухе разлит!

Климтом приручённая, так давно - до спазмами
горла перехваченного, в первый свой визит,
задолго до видения под углами разными
"поцелуя" в золоте... В нём - мужик сквозит!

Флёром романтичности в венском чистом воздухе
над его картинами дышит естество -
до границ приличия... Все границы созданы
вне полотен радостных творчества его!

Веной переполнены, женским телом влюбчивым
все его работы, все превратности, все сны...
Расцветают женщины на полотнах звучными
розами на золоте, чувствами полны!


*Густав Климт (1862, Баумгартен, Австро-Венгрия - 1918, Вена, Австро-Венгрия) — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.


Венский шницель, венский кофе, венский штрудель...


Императорской эпохе и блужданиям венец -
Венский шницель, венский кофе, венский штрудель, наконец!

После замков, постаментов и музеев без конца
приближаемся к моменту просветления лица:

на бегу официанты венским фирменным меню
наделяют номинантов, убивая на корню

тяготение к диетам, безглюкозовый дессерт, -
я в горячий шницель этот водружаю свой респект!

Исторически оправдан торт и кофе на столе.
Возвращаемся мы в Прагу завтра утром на заре.

И под штрудель непременный из глубин семи веков
нас обязывает Вена к благодарности за кров!