На войне нет героев

Том Ирбис
     - Пригнись, мать твою! - чья-то рука быстро пригнула С. к земле. Через секунду рядом просвистела пуля.
     - Ты же не во дворе у себя прогуливаешься, сынок, а в окопе сидишь, - ворчливо проговорил И. – Я недавно только одежду постирал, и я расстроюсь, если твои мозги окажутся на мне.
     - Зачем так грубо-то? Я всего лишь отвлекся на мгновение. Ты не в настроении?
     И. посмотрел на своего собеседника так, что тот невольно отвёл взгляд.
     - Посмотри где мы находимся: сидим в грязи, на холоде, ожидая в любой момент шальную пулю. Настроение? Какое нахрен настроение?
     Наступило молчание. Ледяной ветер продувал одежду насквозь.
     - Ты как тут оказался? Молодой совсем, - спросил И.
     - Я доброволец, - с едва скрываемой гордостью сказал С., - Защищаю нашу Родину от нацистов.
     Долгим, пристальным взглядом И. посмотрел на парня.
     - Здорово тебе конечно мозги промыли, сынок.
     - Что не так? Я - патриот.
     - Что такое патриотизм? Любовь к своей родине, преданность. Преданность к определенной территории, на которой ты родился – это глупо. Ты ограничиваешь свою свободу. Может ты еще и всю жизнь жить тут будешь? Вот это уж действительно неумно, приятель.
     Или ты считаешь, что защищаешь свою территорию, убивая захватчиков? Открою тебе истину – огромное большинство из них совсем не горят желанием находиться тут. А собрались мы все для того чтоб убивать друг друга за интересы наших властей.
      И. замолчал, закуривая сигарету. С. уставился взглядом в землю, обдумывая услышанное:
      - Даже не знаю, что можно ответить на такие слова. Власть решает конфликты с другими странами как может.
      - Власть должна подчиняться народу, а не наоборот. Что-то я не помню чтоб я голосовал за войну. Из-за этих уродов я могу остаться инвалидом, или погибнуть.
      - Это эгоистично. – холодно произнес С.
      - Так говоришь, будто это плохо. Эгоизм – замечательная черта человека. Множество изобретений появились именно потому что люди пытаются сделать свою жизнь проще. А моя ненависть к войне и власти – не эгоизм, а инстинкт самосохранения.
      - Я уже убивал врагов, ничего после этого не чувствую.
      - Врагов или незнакомых людей? – с горькой ухмылкой спросил И.
      Снова повисла тишина.
      - Вот через много лет твои внуки будут говорить «Мой дедушка – ветеран, я им горжусь!», - задумчиво сказал И., глядя на серое небо. – Но, по сути – кем они гордятся? Человеком, которому рассказали про какой-то «долг перед отечеством», показали на другое пушечное мясо и дали автомат. И таких как ты – тысячи. К чёрту такую власть.
      - Мне повезет, я выживу. Меня девушка ждет.
      - Твое выживание не зависит от тебя, друг. От нас ничего не зависит.
      С противоположной стороны засвистели летящие минометные снаряды. Началось наступление.