День 9. Шапсуга. В гостях у Натальи

Владимир Зезиков
         
          - Ну что? На последнюю экскурсию едем, - едва открыв глаза, произнёс Мокушка.
         
          - Наверное, - сквозь дрёму ответила Клавдия, - ещё одну по деньгам, наверное, не потянем.
               
          - Ну давай съездим сегодня к этой, как её, к Наталье в гости. Ха-ха- ха, в гости.
         
          - А что ты смеёшься. Я думаю, это будет замечательная экскурсия.
         
          - Конечно, замечательная. Мы выложим по 350 рублей туда-сюда доехать-приехать, да там по 550, и это выйдет тыща восемьсот рубликов, хорошо!
         
          В девять часов наши герои была уже на остановке. Подошёл автобус. Они садились последними, и поэтому сразу выехали на маршрут.
         
          Экскурсоводом оказалась миловидная женщина по имени Татьяна. Она представилась сама, представила водителя, достаточно быстро проинструктировала по правилам поведения в автобусах и начала свою экскурсию.
         
          - Итак, милые вы мои, мы выехали из города. На сегодняшний день Анапа является, пожалуй, самым привлекательным городом-курортом России. За последнее время в течение года нас посещают до четырёх с половиной миллионов человек. В летние месяцы здесь одновременно может находиться до 240 тысяч отдыхающих при 70 тысячах местного населения. Перевес, как вы видите, в сторону приезжих, и только лишь каждый третий-четвёртый человек в городе - анапчанин. Простые подсчеты показывают, что каждый год более трёх процентов жителей нашей страны свой отпуск проводят в Анапе.
         
          Это, конечно, создаёт определённые проблемы во многих сферах жизнедеятельности: дороги, цены, экология и прочее. Но вы нас уж простите, мы вам всегда рады и стараемся принять на высшем уровне.
         
          Про Шапсугу, куда мы едем, её аномальную зону и обо всём, что вы там увидите, вам расскажет удивительная женщина, которую зовут Наталья. А по пути я соберу с вас деньги по 550 рублей со взрослого человека и по 450 рублей с детей возраста до 7 лет. В эту сумму входит экологический сбор, поездка на внедорожниках и обед, которым вас накормят на Натальином подворье. Да, кстати, к обеду прилагается 50 граммов настойки и небольшой концерт. А я расскажу о местах, по которым мы будем проезжать, и о людях, живших здесь до нас.
         
          На протяжении тысяч лет здесь проживали предки адыгов, а потом уж и сами адыги.
         
          Они жили по адатам – законам, которые определяли нормы общественной жизни и взаимоотношения между отдельными членами рода, основанным на обычном праве. По адату разбирались дела по земле, о праве собственности на движимое имущество, о наследовании, об отношении детей и родителей, споры по выполнению словесных обязательств, дела о воровстве и поджогах.
         
          Адаты и выработанные на протяжении столетий обычаи, правила поведения, этикет были сведены в один неписаный закон – кодекс «адыге хабз», неукоснительно исполняемый всеми членами черкесского общества.
         
          Традиционная культура адыгов в настоящее время утрачена на 90 процентов. Только изредка можно увидеть или услышать об этом. В культуру адыгов входило множество понятий образа жизни и воспитания мальчиков и девочек. Но мне хотелось бы разъяснить вам несколько понятий, о которых вы, несомненно, слышали.
         
          Первым рассмотрим «аталычество» – ребёнка после рождения отдают на воспитание в другую семью, а по истечении опредёлённого срока забирают.
         
          Таким образом, Аталык - это воспитатель, уважаемый человек, обеспеченная семья, хорошие качества. Обряд существовал и на Западном Кавказе. Он касался как мальчиков, так и девочек. Детей на воспитание отдавали только людям ниже по статусу и равным. Совершеннолетие девочек наступало в 15 – 16 лет, а мальчиков в 16 – 17 лет
         
          От родителей ребёнка аталык получал дойную корову и постель. По окончании аталычества закатывался трёхдневный пир.…
         
          - Татьяна, скажите, а сейчас этот обычай есть?, - спросил Мокушка.
         
          - Да, есть,- ответила экскурсовод, - совсем недавно на первом канале была передача о детях, которые очень быстро старятся. Так вот там одна женщина сказала, что по обычаю она отдала своего ребёнка на воспитание свекрови. То есть отголоски аталычества в разных вариантах, существуют до настоящего времени.
Но чаще девочек воспитывали в семье и готовили её как товар на рынок: на месте за хороший калым в жены или отправляли в гаремы Турции, Персии, мусульманского Востока. Эталоном в те времена считались стройность и плоская грудь. Для этого девочку в десять лет зашивали в корсет из телячьей или козлиной шкуры, подложив при этом две тоненькие дощечки со стороны груди и спины. Корсет снимался навсегда в первую брачную ночь.
         
          - И что она так с ним и ходила, и спала, и мылась? Или они не мылись, как чукчи? – не выдержала одна очень дородная женщина.
         
          - Да нет, – ответила Татьяна, - корсет снимали и мылись очень часто, но только на короткое время. А спали, вытащив дощечки.
         
          Матери разрешалось кормить своего ребёнка – мальчика, но ни в коем случае воспитывать его. Обнаружить любовь к своим детям считалось стыдом. Султан Крым          
          – Гирей в «Путевых заметках» приводит рассказ о дворянине – натухайце, который  никогда не видел своих детей. Однажды, после боя, в котором горцы победили под руководством этого дворянина, он стал осматривать трупы своих погибших воинов. Один воин отличался редкой красотой, и дворянин спросил черкесов: «Чей это труп?» «Это труп вашего сына», - ответили ему. «Уберите его отсюда, - с возмутительным хладнокровием приказал дворянин, - я никогда не любил сообщества с моими детьми».
         
          - Вот это воспитание, - подал голос стройный седой мужчина, очевидно, бывший военный, - потому-то мы на Кавказе и воюем уже несколько сот лет, и ничего сделать не можем. А наши дети до двадцати лет под маминой юбкой ходят, а то и больше.
         
          - Теперь рассмотрим «усыновление» – это косвенное молочное родство. Мужчине разрешалось войти в другую семью. Для этого нужно было коснуться груди женщины и сказать: «Стань мне матерью». У женщины мог быть только один ответ: «Да будет так». При мщении старались убить усыновлённого, а за его убийство надо было убить 3-4 человека.
         
          Третьим обычаем будем считать «кровную месть» – это когда члены рода обязаны были убить за оскорбление или убийство родственника. Поводом могли служить убийства, оскорбления религиозных святынь (нельзя, например, плюнуть в очаг, сесть на порог), похищения. Цепочки ответных убийств были бесконечны. Правда, была альтернатива: усыновление, похищение ребёнка с целью аталычества.
         
          - Так что для аталычества можно было украсть ребёнка? – спросил Мокушка.
         
          - Да, можно и украсть, и крали. А чтобы не убили, необходимо било пробраться в дом врага и надеть на себя шапку хозяина или очажную цепь или заплатить выкуп.
         
          Мы с вами считаем, что раньше люди жили бедно, ну а, например, за случайное убийство нужно было отдать 200-400 голов скота, это много или мало, по-вашему?
         
          - Да у нас в автобусе таких богатеев, я думаю, и нет,- ответил за всех бывший военный.
         
          Далее «гостеприимство» – священный долг. Гостиниц и постоялых дворов в то время не было, поэтому часто для гостя строился домик с коновязью или отводилась лучшая комната, или место у очага.
         
          О гостях. Гость – божий дар, никто не спрашивал, кто он такой и куда едет, жил столько – сколько хотел и всё это время находился под защитой хозяина. Хозяин помогал гостю едой, лошадьми. Если гостя убили, то хозяин мстил. Если гость обидел хозяина, то хозяин не имел права обидеть его в доме. Но когда он уходил из деревни, все законы гостеприимства пропадали.
         
          Ну и последний обычай это «куначество». Куначество – союз между мужчинами на основе дружеских отношений. Кунаками могли стать только представители разных народов или родов Для того что бы стать кунаками, пили из одной чаши, где находились золотые монеты, обменивались оружием и клялись в дружбе.
         
          Но еще в 19 веке куначество стало перерождаться в патронат – куначество на основе выгоды.
         
          В настоящее время в нашем крае и Адыгее насчитывается приблизительно 120 тысяч адыгов.
         
          Вот мы и приехали в гости к Наталье в станицу Шапсугскую. Сейчас выходим из автобуса и готовимся к поездке на внедорожниках. Для этого вам, кто желает, необходимо раздеться до плавок и купальников. А вот и хозяйка Наталья. Прошу любить и жаловать.
         
          К группе туристов подошла красивая женщина средних лет.
-Здравствуйте, господа. Мне очень приятно, что вы решили приехать ко мне в гости. Сейчас у вас есть десять минут для того, чтобы переодеться и сходить в туалет, а затем, мы поедем на экскурсию.
         
          Перед посадкой на внедорожники, когда все туристы собрались, Наталья сказала:
         
          - Мы живём в интересное время. Последние достижения науки, технического прогресса говорят о том, что не существует пропасти между материальным и идеальным, скорее, наоборот, просматривается глубокое совпадение между научными и религиозными, философскими, поэтическими и народными представлениями о нашем мире. Те, кто ездил со мной, говорят, что рассказчик я неплохой. В своём рассказе я учитываю и мистические представления древности, и современные эзотерические версии. Ну, конечно же, история, археология и собственный жизненный опыт занимают не последнее место на моих экскурсиях. Ну что, поехали?
         
          - Поехали, поехали, - раздалось несколько голосов.
Туристы сели в два внедорожника и автомобили, оставив позади разбросанную по ущелью станицу Шапсугскую, попали в девственные места с неописуемо красивой природой. Внедорожники ехали по просёлочной дороге и иногда переезжали небольшие речушки. При этом брызги долетали до туристов, и они приветственно поддерживали водителя, обрызгавшего их, криком: «А-А-А-А-А-А». Через некоторое время машина остановилась на опушке леса. Дальше надо было немного пройти пешком.
         
          - Мы только что проехали ромашковые поляны. К сожалению, сейчас уже август, и они давно отцвели. А в июне здесь такая красота. Многие туристы едут специально, чтобы посмотреть на цветущие ромашки.
         
          - А у нас этих ромашковых полян немеренно, - тихо сказал Мокушка Клавдии, - и никто на них не приезжает любоваться.
         
          - Да не только ромашковых, но и земляничных, клубничных, ковыльных.
         
          - А клеверные поляны, чем хуже, ничем. Ну, пойдём за группой, а то отстанем.
         
          - Я ещё люблю поляны цветущих огоньков. Некоторые их называют жарки. Пойдём, Володя, а то еще заблудимся.
         
          В лесу туристы увидели несколько дольменов. Одни из них были разрушены, другие же сверкали своей первозданной красотой. Все они были обросшие зелёным мхом, чувствовалось, что им не одна тысяча лет.
Наталья собрала вокруг себя туристов и начала свой рассказ:
         
          - Сейчас мы с вами находимся в положительной аномальной зоне. Историк Мертеп писал о дольменах, «Среди бесконечного многообразия первобытной археологии трудно найти проблему более универсальную, многоплановую и исторически значимую, чем проблема дольменов – одной из наиболее сложных категорий мегалитических сооружений древности…».
         
          Наталья рассказывала о дольменах с таким возбуждением и азартом, что туристы слушали её, затаив дыхание, и не шевелясь. Мокушка с Клавдией, уже неоднократно бывавшие на дольменах, вместе со всеми слушали увлекательный рассказ Натальи.
         
          - … Дольмены Кавказа – ровесники египетских пирамид (а может быть и старше). Они тысячелетиями не привлекали к себе внимание человека, а сейчас вдруг вызвали огромный интерес не только у учёных, но и у простого обывателя…
Мокушка немного отошел от группы, что бы побыть одному среди этого безмолвного величия. До него доносился голос Натальи, как голос из будущего:
         
          - … Дольмены - это легенды …
         
          Немного постояв в одиночестве, Мокушка оглянулся и ему стало не по себе. Среди разрушенных дольменов росли закрученные деревья. Очевидно, это какие-то поля, выходящие из дольменов, влияли на них, и они росли, закручиваясь в пространстве. И на него стали действовать эти поля, и он как бы перенёсся в то далёкое прошлое и ощутил себя среди народа, который строил эти дольмены, ощутил запах того времени, запах дремучего леса и рабочего пота строителей.
         
          - … Дольмены - это тайна, - донесся до Мокушки голос Натальи и вернул его в сегодняшний день.
         
          Владимир Иванович встрепенулся и подошёл к группе. Какой-то молодой человек разговаривал с Натальей, показывая ей свой фотоаппарат.
         
          - Вы, пожалуйста, так не шутите со мной, почему у меня изображение всё время «кверху ногами?» - говорил он ей и крутил фотоаппаратом. Мокушка подошёл к нему:
         
          - Разрешите ваш фотоаппарат? – спросил он.
         
          - Да, пожалуйста, - ответил тот и подал фотоаппарат Владимиру.
Он взял фотоаппарат в руки. На дисплее аппарата было фото дольмена, но в перевернутом виде. Чтобы рассмотреть фото, перевернул аппарат, но изображение снова перевернулось, тогда он положи фотоаппарат на бок, изображение опять перевернулось. Тогда Владимир Иванович почесал затылок и быстро отошел от дольмена на десяток шагов. Изображение приняло вертикальное положение.
Встало нормально - посмотрев на дисплей, сказал хозяин фотоаппарата, - но этого же не может быть.
         
          - Я же вам говорила, что дольмены до конца не изучены. И здесь может произойти всё что угодно.
         
          Итак, садимся во внедорожники и едем дальше.
         
          Они сели в машины и поехали дальше. Следующей остановкой был «Серебряный» родник с мёртвой и живой водой. Наталья рассказала пару легенд об этом роднике, после чего туристы долго определяли на вкус, в каком источнике живая, а в каком мёртвая вода. Но, оказалось, что на вкус это определить невозможно.
         
          Умение видеть необычное в обычном у Наталии было развито идеально. И это свое видение она могла сформировать в рассказе и передать туристам, и они зачарованные, слушали, разинув рот.
         
          Проехали знаменитые Шапсугские «Бугры» и остановились на лесной дороге.          
          Остановка была продолжительнее других, потому что на этой остановке туристы могли насладиться не одним, а сразу двумя чудесами.
Первым чудом было «дерево любви». Своим гибким телом клён обвил могучий дуб. Они так и выросли вместе и никогда не расставались.
         
          - … Издавна люди обожествляли деревья, наделяли их человеческими качествами. Друиды, «люди дуба», находили большое сходство между человеком и деревом…
         
          Пока Наталья рассказывала невыдуманные истории, связанные с этим «деревом любви», туристы по очереди обнимали дерево и загадывали желания.
         
          - … Ваши мечты сбудутся, если в них верить: нужно стремиться к своей мечте всем сердцем. Вы хотите быть здоровым, счастливым, любимым, но мало одного желания, нужно ещё к этому приложить и усилия. Ваше желание должно быть очень сильным, тогда и боги вам помогут. Пойдёмте дальше. Кто не успел загадать желание, тот нас догонит, здесь недалеко.
         
          Мокушка тоже пробился к дереву, обнял его и загадал желание, но никому, даже Клавдии, его не сказал. Клавдия надула губы и попозже загадала своё желание, желание любить и быть любимой. Не растраченной любви у неё было очень много, она осталась ещё с молодости, но тяжёлый сельский труд, хозяйство, дети не позволили ей этого сделать. И вот отдых, встреча с Натальей, её историями возбудило в теле женщины неописуемую страсть, страсть этой нерастраченной любви. Впервые за много последних лет она почувствовала себя женщиной.
         
          А в это время Наталья уже вела группу дальше к единственной обнаруженной в этих краях мастерской дольменов. Да, дольменов найдено много, на разных экскурсионных маршрутах их показывают, а вот древнюю мастерскую дольменов можно посмотреть только здесь.
         
          - Итак, мы пришли в мастерскую дольменов. Друзья, я забыла вам сказать, когда вы будете рассматривать свои снимки, не удивляйтесь. У большинства из вас на фотографиях высветятся плазмоиды. Так что если вы на снимках увидите светлые круглые пятна, то это не испорченный снимок, а ваш фотоаппарат снял присутствующие в этих местах плазмоиды.
         
          Как вы видите, когда-то очень давно здесь проводились какие-то работы. А вот эта конусная полость в камне с оплавленной наружной гранью, является не естественной, сделанной природой, а искусственной, сделанной человеком. Очевидно, древний человек здесь брал пробу камня. Но так брать пробу люди научились совсем недавно. Опять загадка. …
         
          Мокушка внимательно осмотрел полость:
         
          - Да, действительно, оплавлено, – сказал он Клавдии. - Такая же тайна, как и наша «яма».
         
          Они обошли скалу со всех сторон и потихоньку тронулись в обратный путь.
         
          Автомобили ждали туристов на прежнем месте. На обратном пути их завезли искупаться в чудесной горной речке, а затем, на цветущее подворье Натальи, где их ждал накрытый стол и небольшой концерт, который давали её дети.
После обеда экскурсовод Татьяна собрала туристов в автобусе и перед отправлением похвалилась:
         
          - Пока вы ездили на экскурсию, я успела набрать бидончик ежевики. Посмотрите, какая она крупная и спелая.
         
          - А кизил здесь есть? Я слышала, что его ещё называют «шайтан ягодой». Почему? – спросила одна пожилая женщина
         
          - Да, кизил здесь тоже есть. Он у нас растёт повсеместно, но обильный урожай даёт не каждый год. Эта ягода очень полезна для здоровья и, очевидно, является единственной ягодой, косточка которой перерабатываются в желудке человека. Он хорошо созревает только в сентябре, а сейчас ещё несколько зеленоват. Но, в принципе, его можно собрать и сейчас, потому что сорванным, он быстрее доходит. А «шайтан ягодой» его называют потому, что, когда небесные жители распределяли между собой деревья, а это было в феврале месяце, завистливый и хитрый Дьявол, подсмотрев, что кизил уже цветёт, закричал:
         
          - А это моё дерево.
         
          Все согласились. Прошло время, весна закончилась. Почти все небесные жители уже давно покушали своих ягод, а Дьявол прибежит в лес, глянет на зелёный кизил и расстроенный возвращается назад.
         
          Прибежал он в лес в августе, смотрит: кизил покраснел. Обрадовался, нарвал пригоршню и сунул в рот. Сдавил зубами, а разжать не может – кислый сок кизила свёл челюсти. От злости плюнул на куст и закричал в сердцах:
         
          - Не надо мне такое дерево, берите его, кто хочет.
От его ядовитой слюны кизил аж почернел. Пришли в сентябре люди и стали собирать вкусные, сочные темные ягоды кизила и радоваться.
Вот с тех пор иногда и называют кизил «шайтан ягодой»
         
          Да, действительно, богата земля Шапсугская.
         
          На обратном пути Мокушки дремали. Владимир, анализируя эту поездку, удивлялся: «Как же так, одинокая женщина, с кучей детей, так смогла развернуться. А я, здоровый мужик, привязался к тёщиной пасеке и так почти всю жизнь на неё и ухлопал. Неужто я не смог бы что-то подобное сотворить. Правда, у Натальи два высших образования, а у меня одна «сельхозколяска», но это моя вина, а не чья-то». Под эти завистливые мысли он заснул, и приснились ему стихи. Один стих о зависти, а второй о любви. Конечно, здесь не обошлось без дольменных полей и «дерева любви».

Чужое счастье ненавистно?
Оно вдали от вас зависло?
С завистью нужно совладать.
Счастье ожидать, не обладать.

О
Боже!
Где ж ты был,
Когда я спал один.
Сейчас в постели мы вдвоём.
И вновь о Боге вспомнить я никак не мог.
Пусть сам попробует с тобою заснуть, раз я не смог.

         
          После приезда с Шапсуги Мокушки отдыхали у себя. На веранде у Фоминичны были накрыты столы, и там отмечали какой-то праздник. Вдруг в двери кто-то постучал и спросил разрешения войти. Оказалось, что это пришла Фоминична.
         
          - Сегодня у меня день рождения и ко мне приехали из Москвы гости. Я вас приглашаю к столу. Смотрю, что вы люди хорошие, не пьющие, всё время где-то в разъездах. Когда я сказала своим гостям, что у меня живут отдыхающие с Алтая, они захотели с вами познакомиться. Не стесняйтесь. Поедёмте.
         
          - А гости у вас остановились? – поинтересовалась Клавдия.
         
          - Да нет. У них в Анапе свои двухкомнатные квартиры есть. Они их как дачи используют. Летом приедут, месяц проживут и домой в Москву. Приходите. Не бойтесь. Они люди хорошие.
         
          - Нам очень неудобно, извините, сказала Клавдия, - да и подарка мы не приготовили.
         
          - Да что вы, что вы, - замахала руками Фоминична, - никакого подарка не надо, да и у меня не юбилей, а так «в жизни раз бывает восемнадцать лет». Пойдёмте.
         
          - Хорошо, сейчас придём, - ответил Мокушка.
Когда Фоминична ушла, они вспомнили, что брали с собой, на всякий случай, полутора-литровую бутылку алтайского мёда. Порылись и нашли её на дне сумки.
         
          - Володя, ты только не пей. Столько продержался, а вдруг сорвёшься, - попросила Клавдия.
         
          - Не сорвусь, - ответил Мокушка, - Но и ты тогда не пей.
         
          - Хорошо не буду. Давай скажем, что мы вообще не пьём.
         
          - Хорошо. Будем пить сок.
         
          Немного приведя себя в порядок, они, захватив мёд, поднялись по каменной лестнице на веранду. Гостей было немного, но, к их удивлению, там они увидели экскурсовода Владимира Ильича. Он оказался хорошим знакомым Фоминичны и пришел с женой поздравить её с днём рождения.
         
          - Здравствуйте, - спокойно и с достоинством поздоровались со всеми Мокушки. Фоминична встала и представила Владимира и Клавдию своим гостям:
         
          - Знакомьтесь, это - мои хорошие постояльцы, отдыхают у меня второй год, а это - мои дорогие гости, - знакомила она всех друг с другом, - а это - мои давнишние знакомые, Владимир Ильич и Татьяна Ивановна.
         
          - Фоминишна, я с твоими постояльцами уже второй год как на экскурсии езжу. Ты их что из дому на день выгоняешь, что они каждый день куда-нибудь едут?
         
          - Да нет, что ты. Но их действительно днём никогда дома не бывает, да и вечером очень поздно возвращаются.
         
          - Нет, что вы Владимир Ильич. Фоминишна нас из дома никогда не гнала, хорошая у нас хозяйка, - сказал Мокушка. - Валентина Фоминишна, поздравляем вас с днём рождения, желаем вам хорошего здоровья и любви ваших детей, внуков, и правнуков. Вот вам в подарок алтайский запашистый мёд. Пусть он залечит все болезни, которые у вас накопились за долгую жизнь..
         
          И Мокушка, встав в соответствующую позу, продекламировал только что спонтанно придуманный стишок:

Кушай ты алтайский мед
И живи сто долгих лет.
А если кушать мёда больше,
Сможешь ты прожить и дольше!

         
          - Ну что ты говоришь, Володя. Какие у Валентины Фоминишны могут быть болезни, - пошутила Клавдия. – Здоровья вам.
         
          - Спасибо, - ответила Фоминична и показала места, на которые можно было сесть. От водки и вина они сразу отказались, сказав, что вообще не употребляют спиртного. Все понимающе кивнули и перед ними поставили не рюмки, а стаканы с яблочным соком.
         
          - Фоминишна говорила, что вы работаете экскурсоводом, - обращаясь к Владимиру Ильичу, подал голос один из московских гостей. - Так это правда? Вы настоящий экскурсовод?
         
          - Да, я летом – экскурсовод, а зимой - учитель. Только вот настоящий я экскурсовод или нет? Не знаю, - ответил он.
Его ответ озадачил гостей, и, соответственно последовал вопрос:
         
          - Как это не знаете, разъясните?
         
          - Дело в том, что настоящего экскурсовода можно определить только после его смерти, а я ещё живой.
         
          - А почему только после смерти?
         
          - Да потому что только у настоящего экскурсовода после смерти язык ещё трое суток шевелиться, - ответил Владимир Ильич, чем вызвал всеобщий хохот.
         
          - А вы давно работаете экскурсоводом?
         
          - Да уже около десяти лет.
         
          - Значит, получается вы опытный экскурсовод? – продолжал приставать к нему москвич.
         
          - Нет, я молодой экскурсовод.
         
          - Почему молодой, если давно работаешь? Растолкуй для непонятливых.
         
          - Да у нас говорят так: «Молодой экскурсовод говорит всё, что знает, опытный экскурсовод говорит всё, что надо говорить, а старый экскурсовод говорит то, без чего нельзя обойтись». Так вот я пока говорю всё, что знаю.
И снова среди гостей ответ Владимира Ильича вызвал общее оживление.
Клавдии было комфортно за столом среди гостей, и она прошептала Мокушке на ухо:
         
          - Ну, вот видишь, никто и не пристаёт. А у нас бы налили водки полный стакан и заставили выпить за опаздание, а если бы не выпили, то вылили содержимое за пазуху или за шиворот. Вот что значит культурные люди. А ты обратил внимание на Татьяну Ивановну, жену Владимира Ильича. Она же наша, с Урожайного. Помнишь, работала сначала в конторе, а потом страховым агентом?
         
          - Так на одной экскурсии Владимир Ильич сказал что он тоже с Алтая, только нам договорить не дали. Но его я не помню. А её, - он внимательно посмотрел на жену Владимира Ильича и сказал, - как же помню.
         
          - Здравствуйте, Татьяна Ивановна, - громко сказал Мокушка, вы нас помните, мы же из одной деревни.
         
          Татьяна присмотрелась к Мокушкам и с улыбкой сказала:
         
          - Как же, конечно, помню, вы Мокушка Владимир Иванович, а вы его жена, Клавдия Ивановна. А жили вы на улице Набережной, что за школой, правильно?
         
          - Правильно, - сказал Мокушка, а вот что-то Владимира Ильича мы не знаем.
         
          - А он немного постарше нас был и сразу после школы уехал из села, поэтому и не знаете, - ответила Татьяна Ивановна.
         
          Гости были немного выпившие, кроме Владимира Ильича с женой, так как они тоже не пили. За столом было весело, пели песни и вели светские разговоры о политике, артистах и женщинах. Когда разговор зашёл о деньгах, за столом стало как-то неуютно.
         
          - Мы с женой получаем немного, - сказал один из москвичей. - Работаем в одной фирме и зарабатываем оба по сто пятьдесят тысяч рублей. А на эти деньги в Москве прожить очень тяжело.
         
          - Ну, по сто пятьдесят тысяч, это очень хорошо, - сказал второй москвич. - Я вот, живя в Москве, и работая преподавателем в институте, зарабатываю всего тридцать тысяч. Правда у меня жена зарабатывает триста, она работает в управлении газпрома.
         
          В разговор вмешался Владимир Ильич.
         
          - Сто пятьдесят тысяч, триста тысяч, а я вот зарабатываю восемь, а моя жена Татьяна в детской поликлинике – всего три тысячи семьсот тридцать рублей. А на такие деньги как жить?
         
          - Но, но, - сказал один из москвичей, - мы вам честно сказали сколько зарабатываем, а вы нас обманываете. Таких зарплат в наше время просто не бывает.
Мокушки сидели притаившись. Они стеснялись своей бедности, и говорить гостям о том, сколько они зарабатывают, не стали. Врать не умели, а правду говорить незачем.