Канской водицей можно упиться

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *   


               


                ВНАЧАЛЕ БЫЛО ЧУДО

История эта внешне незатейлива и укладывается в полстраницы, поэтому приведем ее здесь полностью.

    «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И
       как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не
       пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных
       водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им:
       наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И
       понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только
       служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва
       хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в
       Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. После сего пришел Он в Капернаум, Сам
       и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней». (Ин 2:1-12)
 
Принято считать, что Иисус Христос не стремился поражать людей невиданными чудесами и совершал их под давлением обстоятельств*. Вот и на Канской свадебной церемонии он нехотя претворяет воду в вино, якобы уступая настоянию матери**. Однако, многочисленные, с виду незначительные сюжетные неувязки подсказывают, что «вино-водочная» история не так проста, как выглядит на первый взгляд.
Более того, опираясь на логику и здравый смысл, можно предложить нетрадиционное истолкование знаменитого чуда в Кане, снимающее многие противоречия. Согласно предлагаемой гипотезе, НИКАКОГО НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ, а следовательно, событие в Кане чудом не является.

--------------------------------------------------------
       *«Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». (Ин 4:48) 
        «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив
        их, отошел». (Мф 16:4)
   **«Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой».(Ин 2:4)
--------------------------------------------------------


Самое интригующее в этом скупом на эмоции повествовании – не столько факты явленные, сколько    с о к р ы т ы е,   не сами слова, но    у м о л ч а н и я.

Начнем со странного поведения Марии.
Ев. Иоанн не объяснил, как мать Иисуса оказалась на свадьбе в Кане. Поскольку Иисуса туда позвали («был также зван Иисус и ученики Его»), резонно предположить, что и она пришла по приглашению. Однако же,    г о с т ь я    заботится об угощении, распоряжается слугами, т.е. держится в доме как с в о я*. Ее привилегированное положение может означать, что Мария приходится роднёй хозяевам или виновникам торжества (к примеру, выдает замуж свою дочь). В таком случае ее первенец тоже связан кровными узами с брачующимися или их родителями. И всё же он, в отличие от матери, остался равнодушен к осложнению у своих родственников (им не хватило вина для угощения гостей)**

Странно уже то, что мать именно его зовет на выручку. Она почему-то считает, что именно он может/должен добыть вино. Мария убеждена, что сыну это по плечу, хотя Иисус только-только начинает свое триумфальное шествие чудотворца.

Но предположим, что её уверенность опирается на знамения детства Иисуса и все признаки его исключительности, которые она “слагала в сердце Своем”. Если когда-то они действительно имели место, то нынче мать вправе ожидать от своего необыкновенного сына и помощи, и сочувствия. Увы, вместо сочувствия она наталкивается на безразличие. Из рассказа следует, что Совершенный Человек не только игнорирует стеснение родственников, но и отталкивает руку матери, протянутую за помощью.

--------------------------------------------------------
       *«И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них». (Ин 2:3)
         То есть ГОСТИ ЕЩЁ НЕ ЗАМЕТИЛИ, А БОГОМАТЕРЬ УЖЕ ЗНАЕТ!
        «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».(Ин 2:5)
    **«Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой».(Ин 2:4)
--------------------------------------------------------


Понятно, что мать и сын по-разному относятся к возникшей проблеме: мать силится ее устранить, а сын не спешит вмешиваться.
И все же, несмотря на его непочтительный отказ, Мария почему-то уверена, что Иисус исполнит ее просьбу/требование, и без лишних слов отправляет слуг в его распоряжение.

Отправляет слуг?
Заметьте: Дева Мария не просто уверена, что сын изыщет свадебное вино. Она ЗНАЕТ, что для этого ЕМУ ПОТРЕБУЮТСЯ ПОМОЩНИКИ!*
Да разве не чуда ожидает мать богочеловека? И разве нужна чудотворцу прислуга? Или Пречистой ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНО, КАК БУДЕТ ИИСУС ТВОРИТЬ ЭТО ДИВО?

Как ни странно, материнское чутье ее не обманывает. Иисус Христос нехотя отрывается от веселого застолья и с помощью слуг начинает чудотворить.

Первым делом он заставляет их наполнить до краев 6 объемистых сосудов с водой (водоносов)**.
Общая емкость таких сосудов составляет 12-18 мер (420-600 литров или примерно 40-50 ведер). Поэтому слугам пришлось изрядно потрудиться, таская из колодца ведро за ведром. Наконец, все водоносы доверху заполнились водой и превратились в вино, которое Иисус Христос отослал на дегустацию к распорядителю пира.

           Из текста неясно, в какой, собственно, момент произошло чудо (  превращение воды в вино). То ли
           в момент дегустации, то ли когда кувшины с "заряженной" водой несли в зал, то ли ещё раньше - когда
           слуги заполняли водоносы или черпали из них для гостей.
           Нельзя ли осторожно предположить самое простое: КОГДА СЛУГИ ЧЕРПАЛИ ИЗ ВОДОНОСОВ, В НИХ УЖЕ
           БЫЛО ВИНО!

--------------------------------------------------------
    * Чтобы перенести вино с одного места на другое?
   ** «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха». (Ин 2:7)
--------------------------------------------------------


Чудо свершилось! Но торжественный финал омрачает легкое недоумение. Скажите, если вся вода в сосудах и впрямь обратилась в вино, то зачем пирующим под занавес торжества такой несусветный подарок – 400-600 литров вина? Если же вино оказалось в каком-то    о д н о м     водоносе, то зачем полностью заполняли    в с е     емкости?
Создается впечатление, что Иисусу зачем-то было необходимо наполнить доверху ВСЕ 6 СОСУДОВ.

Любопытно и другое: для своего винотворчества Иисус выбирает не обычную тару для вина, а водоносы. Другой бы на его месте просто заполнил вином пустые кувшины в погребе или, на худой конец, налил в них воду и затем превратил ее в вино. Но Иисус идет кружным путем – он выбирает посуду не для питья, а для МЫТЬЯ(омовения), пренебрегая столь почитаемой евреями гигиеной. Такой замысловатый подход к делу лишний раз подчеркивает, что водоносы были выбраны неслучайно.

На этом странности не заканчиваются. Ев. Иоанн сообщает, что после чуда в Кане ученики уверовали в Иисуса (?)*. Это сообщение не может не озадачить, так как ранее ученики уже называли Иисуса и Мессией, и Сыном Божиим**. Во что же еще они уверовали в Кане? Может быть, на свадьбе ученики воочию убедились в каких-то иных способностях Учителя?

Заметим и другое. Из Каны Иисус направляется в Капернаум, где проводит несколько дней. В самом этом визите нет ничего удивительного: в городе у него много знакомств, сюда он будет неоднократно возвращаться из своих странствий.
Странно другое: в Капернаум вслед за ним отправляются мать и братья Христа и тоже проводят там несколько дней, хотя тексты Писания недвусмысленно показывают, что отношения Иисуса со своими родственниками не были безоблачными***. Не верится, что при таких-то взаимоотношениях они пошли в Капернаум вместе.
Так зачем же отправились туда родственники Иисуса? Может быть, они пошли забрать Иисуса, то есть Мария впервые попыталась с помощью сыновей насильно вернуть Иисуса домой?   

Все эти вопросы неразрывно связаны с основной коллизией - в разгар пира у хозяев неожиданно иссякают запасы вина, а затем, так же внезапно, вино появляется. Словно подтверждая закон Ломоносова-Лавуазье о сохранении вещества, свадебное вино не исчезает бесследно, а восполняется невесть откуда взявшимся алкоголем. То, что ранее пропало, появляется вновь.

Не является ли этот «обмен веществ» - творением рук человеческих?

--------------------------------------------------------
      *«Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
       (Ин 2 11)
    **"Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию,что значит: Христос…Филипп находит
          Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына
         Иосифова, из Назарета…. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». (Ин 1:41,45,49)
   ***«Ибо и братья Его не веровали в Него». (Ин 7 5) 
          «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». (Мк 3 21) 
         «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал
          в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал:
          вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра,
          и матерь».(Мф 12:46-50)
--------------------------------------------------------




                ВИНО  МОЛОДОЕ  НАДОБНО  ВЛИВАТЬ  В  МЕХИ НОВЫЕ

Это простое и почти беспроигрышное чудо пришло ему в голову, едва Иисус углядел во дворе под навесом те самые 6 водоносов. Не спеша обошел их кругом, осмотрелся, прикинул. Вот этот пустой, меры на две, будет в самый раз…

План представлялся следующим. Сначала из хозяйского подвала изымается 2 меры хорошего вина, незаметно переливается в пустой водонос и закрывается крышкой. Затем следует дождаться, когда закончится вино у распорядителя и начнется ропот среди приглашенных. Тогда отвести гостей под навес и при всех наполнить водоносы водой (обязательно доверху, чтобы они ничем не отличались друг от друга!), лично указывая слугам, куда лить воду. Заставить слуг бегать с кувшинами, суетиться, мельтешить, мешая наблюдать за их действиями. В полные водоносы (в том числе –  в «винный») воду лить они, естественно, не будут. После этого продемонстрировать зрителям 6 полных водоносов (все видели, как их заливали водой!), выбрать якобы первый попавшийся сосуд (тот, в котором вино) и совершить обычный ритуал (возложить руки, возвести очи, вознести слова благодарности). Затем налить гостям из бочки вино…. Если “винонос” обнаружат раньше срока, - все отрицать…

Сложнее всего было незаметно унести и перелить в водонос 2 меры вина (6-7 ведер), но к этому часу народ уже прилично подгулял и утратил бдительность. К тому же Иисус на правах близкого родственника мог ходить, где хотел.

К сожалению, не обошлось и без ложки дегтя.
Расслабившись, Иисус как-то упустил из виду мать, забыл, как хорошо она его знает.
Сначала она насторожилась, когда сын вышел из-за стола и надолго пропал из виду. Затем расстроенные хозяева по секрету сообщили, что куда-то запропастились 2 меры хорошего вина, припасенного на середину застолья. Когда же растерянный жених, весь пунцовый от стыда, отвел ее в сторону и признался, что вина не хватит до конца пира, Марии все стало ясно. Как всегда, следы вели в одном и том же направлении. Назревал скандал и действовать следовало без промедления.

Воспользовавшись очередным взрывом веселья, она подошла к своему первенцу и шепнула: “Вино у них кончилось”, - показав взглядом, что ей все известно. “А нам-то какое дело?” – дерзко ответил сын и добавил, что его выходная партия еще впереди.

“Или ты вернешь вино, или я расскажу всем, что вино спрятал ты”, – пригрозила мать и не оглядываясь пошла на двор. Там, не вдаваясь в подробности, она наказала слугам следовать за Иисусом и выполнять его распоряжения. Она нисколько не сомневалась, что он одумается и вернет вино в погреб. Плохо же она знала своего изобретательного сына!

Прижатый к стене, Иисус ловко обернул ситуацию в свою пользу. Жаль, конечно, что приходится действовать, когда гости еще ничего не знают - аудитория сокращается до нескольких слуг и учеников. Впрочем, поражённые слуги наверняка в красках перескажут все озабоченным хозяевам, новобрачным и распорядителю пира, а ученики, восхищенные его ловкостью, разнесут историю по всему свету…




(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).




             


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.