Кардинальный момент истины

Николай Павлович Кормаков
       Какова цель жизни человека? Целью жизни человека, как и всякого разумного творения Божьего, есть служение Богу в радостном добровольном послушании Ему из любви  к Нему «всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею» (Мк.12:29). 
А что для этого необходимо человеку? Для этого человеку необходимо «стяжать Духа Святого», Бога, «ибо без Меня (Бога) ничего не можете творить» (Иоан.15:5). Вот, поэтому св.Серафим Саровский и говорит, что в этом и состоит цель жизни человека, «в стяжании Духа Святого».  Стяжать же Духа Святого возможно лишь возлюбив Иисуса Христа, как Он Сам нам то открыл, сказав:  «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан.14:15-17). А как возлюбить Иисуса Христа?
«Я хочу, Господи Иисусе, любить Тебя, но не знаю, как это делать!», - воскликнула как-то Габриела Босси – «Твое хотение любить Меня уже есть любовь», - ответил ей Иисус (кн. Габриелы Босси: «Он и я», Брюссель, Жизнь в Боге, 2000г)

Итак, чтобы возлюбить Иисуса Христа нужно:
1) хотеть любить Его;
2) творить Его Заповеди, т.е. жить по слову Его: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23);
3) молить Святого Духа о сошествии Его;
4) просить об этом Божью Матерь.
Дух Святой, Самая Любовь нисходит на человека, когда он  «всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею» возлюбит Иисуса Христа, уверовав в Него, как в Господа и Бога своего (Иоан.20:28), живя по слову Его (Иоан.14:23).
Есть ли какое-то подспорье в этом?
Есть! И подспорьем в этом стяжании Духа Святого есть Божья Матерь.
Божья Матерь – единственный человек, подобный нам, но так возлюбившая Бога, что ни разу не согрешившая, - высочайший Эталон для каждого, желающего возлюбить Иисуса Христа и следовать за Ним, куда бы Он ни призвал, «взяв крест» (Мк. 8:34).
Божья Матерь, Царица Небесная, Соискупитнльница Сыну Своему и Господу нашему, Иисусу Христу, а потому – всемогущая Просительница пред Сыном Своим и Святой Троицей за каждого, хотящего, в полной мере возлюбив Бога, жить в Нем.
Есть ли в слове Божьем указание на человека, превзошедшего всех людей своей святостью?
Есть. Это Иоанн Креститель.
Сам Господь Иисус Христос подчеркивает это, говоря: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11).
Однако Божья Матерь была поставлена Богом даже выше святых Ангелов (Пс.44:10), ибо стала Матерью Самого Бога в Его вочеловечении Иисусом Христом, Господом нашим и всего, что ни есть,  «через Которого (Бог) и веки сотворил» (Евр.1:2).
То, что Божья Матерь без сравнения превосходит Иоанна Крестителя, показывает фрагмент Евангелия о посещении Девы Марии Своей родственницы Елизаветы (Лк.1,39-56), когда Дева Мария узнала от Ангела, что Елизавета зачала по слову Божию (Лк.1,36).
Приведем его полностью.
«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
и милость Его в роды родов к боящимся Его;
явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» (Лк.1,39-56).

Слово Божие в высшей степени символично: оно одновременно выражает как прямо, так и косвенно, как частное, так и общее.

В схематичной форме представляя это событие, можно указать следующее.
1) Божья Матерь спешит разделить радость и заботы Елизаветы (а, следовательно, и каждого человека);
2) приносит Елизавете Иисуса Христа (так же – и каждому человеку);
3) по слову приветствия Божьей Матери (т.е. через Ее посредничество) сходит Дух Святой сначала на Иоанна Крестителя в утробе матери, затем и на Елизавету после того, как Иоанн Креститель восхвалил Иисуса Христа радостным «взыгранием» в ее чреве.

Таким образом, Божественный акт ниспослания Духа Святого на человека (в связи с чем, в данном случае, Иоанн Креститель «исполняется Духа Святого еще в утробе матери» (Лк.1,15)) совершается Богом через посредство Божьей Матери.
Это КАРДИНАЛЬНЫЙ МОМЕНТ ИСТИНЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: Иисус Христос «будет крестить (людей) Духом Святым и огнем» (Мф.3:11) Его благодати, подаваемой через величайшего проповедника покаяния, Иоанна Крестителя,  благодати покаяния, пробуждающей и освящающей человека для крещения его Духом Святым. ВСЕ же сие ПОДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: и Дух Святой сходит и Его дары подаются человеку только посредством Божьей Матери, А ПОТОМУ О НИСПОСЛАНИИ ДУХА СВЯТОГО СЛЕДУЕТ ПРОСИТЬ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВА ПРЕД БОГОМ БОЖЬЮ МАТЕРЬ, ИБО ВСЕ ДАРЫ БОЖИИ ПОСЫЛАЮТСЯ ЧЕРЕЗ НЕЕ.

Богу нашему слава, через Иисуса Христа, Господа нашего, так премудро все предусмотревшему!