Пластилиновая живопись, среди незрячих

Лана Норд
Пластилиновая живопись, среди  незрячих

Добрый день друзья!
Наверно, пришло время за написание материала, похожего на методическое пособие для тотально слепых людей, или тех людей, кто имеет небольшой остаток зрения, но очень хочет рисовать. А поскольку я сама тотально слепая, меня это тоже заинтересовало, потому что появилось жгучее желание рисовать , и чтоб картины были непременно яркими цветными. И Вы знаете, такой вид рисования существует – это рисование картин цветным пластилином. Я сама об этом виде рисования узнала, лет пять назад от своих знакомых. А два года назад решила попробовать. И вот сейчас хочу рассказать о виде рисования пластилином, который называется «пластилиновая живопись».
Думаю, что всем без исключения знакома работа с пластилином. В ранние годы нашего детства всех детей привлекали к этому интересному и на мой взгляд полезному занятию, лепке из пластилина. Пластилин у детей всегда имеет особый интерес. Но что еще и немало важно, работа с пластилином полезна тем, что развивает моторику пальчиков малыша, а это как Вы знаете необходимо и полезно ребенку для его развития. Но это что касается детей дошкольного возраста.
А что касаемо рисования пластилином, то об этом мир заговорил не так давно. Среди детей дошкольного возраста практикуют простенькие рисунки, типа домика или цветочка. А многие взрослые люди, среди них есть и художники профессионалы и любители, взяли себе эту информацию на вооружение, и решили попробовать, что из этого получится. И надо сказать получились замечательные картины.
Ведь что такое рисование пластилином? Рисование пластилином – это искусство, которое совместило в себе   два классических изобразительных жанра: «плоской» живописи и объёмного изображения, то есть скульптуры.
Если знать и использовать все свойства пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких полотен, почти не отличимых от живописи, до выпуклых барельефов. . Поскольку пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. В связи с чем рисование пластилином очень удобно для незрячего человека.
Второе свойство пластилина – это вязкость, по другому сказать липкость».
Третье свойство, на мой взгляд самое важное, разнообразие цветов и оттенков. Однако выпускаемая заводская пластилиновая палитра, хоть и дает широкие возможности, но  этим не ограничивается. При создании картины из пластилина можно смешивать два а иногда и три цвета, что дает новые оттенки. Этим пластилин схож с художественными красками.
Четвёртое его свойство – термолабильность. При нагревании температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони художника , являются главным инструментом при рисовании.
Учитывая свойства пластилина, существует несколько техник рисования, которые зависят от объёмности деталей. Картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью полотна. Барельефное изображение я называю – мозаика. Как правило, такие картины состоят из пластилиновых шариков и жгутиков. Размеры могут быть любыми. Картины также подразделяются зависимости от степени заполнения пластилином полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а на других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией. Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным,
круглым, овальным. Это все тоже зависит от желания художника.
 
Что нужно для работы над картиной начинающему незрячему художнику или художнику с остаточным зрением? Ну, во-первых полотно. Это может быть, картон, плотная бумага, стекло, тонкая дощечка. Размеры зависят от желания художника. Во-вторых, непосредственно нужен рабочий материал, а именно пластилин разных цветов. Поскольку в магазинах, сейчас множество разных фирм пластилина, то трудно сказать какой фирмы лучше всего брать пластилин. Но точно могу сказать, что пластилин лучше всего приобретать средней мягкости, чтобы он легче разминался в руках и размазывался равномерным слоем, но не оставлял жирных пятен, в силу своей мягкости и прилипчивости.
Приобретенный пластилин нужно разложить по ячейкам так, как для Вас будет удобно. Например, у меня верхний ряд холодные тона, скажем синий, голубой, фиолетовый и так далее. А нижний ряд теплые, красный оранжевый розовый, желтый и так далее. Как правило пластилин продается уже в коробках с ячейками, в которых разложен пластилин. Поэтому вполне можно воспользоваться и этой коробкой для удобства раскладки пластилина.
Затем, нам необходима найти для себя то, чем Вы сможете вымерять размеры и пропорции того, что Вы хотите нарисовать. Для незрячих людей, я рекомендую обычную толстую шерстяную нить. При помощи нити и ее податливости мы можем найти для себя нужный размер длинны, ширины окружности, овала. При помощи нити, также легко можно сделать разметки на полотне и вымерить середину полотна, откуда можно начать ориентир в рисовании.
Для рисования пластилином картины, также необходимы вспомогательные предметы для резания пластилина, для подчистки лишнего материала, для нанесения на пластилиновой поверхности отпечатков и следов, чтобы придать рисунку более объемный и интересный вид. У меня на вооружении взяты стеки разных видов, пробки разных окружностей, зубные щетки, спичечный коробок  и многое другое, что может пригодиться в нужный момент работы над пластилиновой картиной. А еще можно взять стакан с водой и смачивать пальцы при нанесении мазков на полотно, придавая нарисованному глянцевый вид.
Ну, вот, для работы у нас все готово. Теперь перейдем к разновидности нашего рисунка и решим для себя, что именно мы хотим нарисовать, пейзаж, натюрморт, портрет или даже абстракцию.
У всех художников это чисто индивидуально. Как правило, люди, которые потеряли зрение  по болезни или несчастного случая, рисуют воспоминания из прошлой зрячей жизни. А художники, которые не видят с детства или с рождения, они рисуют то, что когда-то чувствовали, осязали, слышали, при этом и те и другие, включая свое индивидуальное воображение и фантазии рисуют необычные, разносторонние, по своему характеру и цвету картины.
Меня часто спрашивают, как рождается сюжет моей картины? Как правило, мои картины – это воспоминания из моей прошлой зрячей жизни или цветные сны, которые меня возвращают в прошлую зрячую жизнь. Но бывает, что меня затрагивают какие-то аспекты теперешней жизни и я рисую то, что меня волнует. Сюжет моей картины вынашивается в моей голове, за несколько дней до начала работы. В это время душа наполняет  разноцветным красками мысли и воображение, после чего я приступаю к работе.  А иногда бывает что интересные мысли приходят вовремя работы над картиной.
Когда я нахожусь в процессе работы, я получаю огромное удовольствие от своих действий. Мне порой кажется, что на какой-то миг я прозреваю и вижу все то, что делаю на полотне, отчего наверно, получаются картины, как живые.

Итак перейдем к нашей картине. Предположим, что мы решили нарисовать летней пейзаж. Разделим наше полотно на горизонтальные части или триплана , на передний, средний и дальний. Начнем рисование с переднего плана, на котором у нас слева полотна будет, дерево береза. Сначала, вырисовываем контур березы. Для этого берем небольшой кусочек белого пластилина и раскатываем жгутик в диаметре три четыре миллиметра, и вырисовываем этой жгутиком контур ствола березы.  Затем нижние ветви дерева. На контур наносим тонким слоем белый пластилин, таким способом раскрашивая контур ствола березы. После чего наносим горизонтальные тонкие черточки пластилином черного цвета.  Затем таким же способом рисуем крону дерева и раскрашиваем ее зеленым пластилином. Береза готова
На среднем плане рисуем зеленое поле. Для этого возьмем пластилин травянистого цвета. Примерно с половины ширины полотна, а лучше будет даже с одной трети начнем рисовать озеро. Для этого берем голубой пластилин и немного синего тщательно перемешиваем его и раскатываем жгутик три миллиметра, и начинаем рисовать контур озера. После чего таким же цветом наносим тонкий слой пластилина, раскрашивая поверхность озеро. На берегу озера можно нарисовать камыш. Для этого берем пластилин травянистого цвета и раскатываем тоненький жгутик , примерно два миллиметра. Это будет стебель камыша. На верхней части стебля прилепляем по ходу стебля черно-коричневую полосочку примерно миллиметров пять или шесть, и чуть надавим на нее. Это будет головка камыша. Затем на кончике пальца наносим отводя немного в разные стороны полоски зеленого травянистого пластилина. Это будут листья камыша.
На дальнем плане в самом верху полотна, у нас будет небо. Его мы нарисуем голубым пластилином. А в нижней части, дальнего плана, полоска зеленого леса вдалеке. Полосы предполагаемого леса могут быть и шире и уже. Это зависит от фантазии художника.  Чем шире будет зеленая полоса, тем ближе будет лесная стена к нашей березе. Для полоски леса мы берем темно зеленый пластилин и добавляем чуточку травянистого и закрашиваем, придавая форму лесистой стены на горизонте. С правой стороны полотна в верху мы нарисуем белое облако. Для этого возьмем белый пластилин и раскатав жгутик нарисуем облачко над нашим озером, и раскрасим белым пластилином. На одном уровне облака с озером, на предполагаемой водной глади озера нарисуем отражение неба, а именно наше белое облачко.
Наша картина – летний пейзаж готова.
Мне кажется, что владея таким видом искусства, незрячий человек может, многого достичь, включая в работу свое воображение и фантазии, практикуя то, что может быть незнакомо другим художникам. Наверно, самое главное это не думать о том, что получиться плохо и что скажут другие люди. Важно при рисовании передать что ты чувствуешь на данный момент или рассказать при помощи рисования, то, что ты чувствовал раньше.
Желаю всем творческого вдохновения.
2016 год.