SOS из школы

Саня Ефремова
Что мы имеем в современной системе образования? Учебные программы расширяются, усложняются, теоретизируются. Контроль за качеством усвоения учебных программ ужесточается, буквализируется, регламентируется. Учебные нагрузки на учащихся возрастают в геометрической прогрессии, причём это мотивируется увеличивающимся потоком информации, которой непременно должен владеть современный цивилизованный человек. Изобретается, импортируется «высокотехнологичный» методический инструментарий для повышения уровня усвоения знаний. Причём вся эта модернизация системы идёт на фоне педагогических лозунгов об индивидуализации педагогических подходов, личностно-ориентированном обучении, построении индивидуальных образовательных траекторий.

Личность является в мир  с какой-то миссией. Так говорит философ в педагогике Амонашвили. Увлечённые естественной красотой этой идеи и светом истины, исходящей от неё, некоторые педагоги проповедуют эту идею детям: «Каждый из вас уникален. Мы пришли к вам, чтобы помочь раскрыть и развить вашу индивидуальность».

Окрылённые обещаниями дети идут на уроки в ожидании помощи, а там они попадают на прокрустово ложе системы образования, насилующей и уродующей их неокрепшие души, превращая, в зависимости от их энергопотенциала, в рабов, потребителей или социопатов.

Чтобы мотивировать детей на учебный процесс, учителя и родители культивируют миф об успешности, подкрепляя его теорией о «разумном эгоизме» (сначала сделай сам, потом помоги другому, если время останется). Говоря детям о том, что хорошая учёба поможет им сделать личную карьеру, педагоги напрочь забывают, что в современном мире успешными людьми называют тех, кто умеет быстро добиваться материального благополучия, которое очень редко связывается с интеллектом и эрудированностью. Бывшие вундеркинды лопаются, как мыльные пузыри, перед реалиями жизни. Избыточная информированность – это тяжкий груз, обрекающий на бесконечное жонглирование знаниями (интеллектуальный снобизм) и творческое бесплодие.

Двойной прессинг – школы и родителей – рождает в подростковом возрасте негативизм, агрессивность и эмоциональные взрывы. Возрастает количество суицидов среди школьников.

Школа, вдалбливающая знания, решившая, что у ребёнка не голова на плечах, а резиновый мешок, расширяющийся до бесконечности. Родители, бредящие воплощением мечты о счастливом будущем своего отпрыска, причём проект этот построен, естественно, по собственным их меркам. Вот какие злобные чудовища окружают беззащитного ребёнка и заставляют его обороняться.
Да, несмотря на международную конвенцию прав ребёнка, наши дети продолжают оставаться беззащитными. Несмотря на красивые педагогические лозунги, мы, взрослые, по большей части, продолжаем видеть в них не личностей, а материал для лепки или пустую форму для наполнения содержанием по своему вкусу и усмотрению или по общеобязательным стандартам образования и государственным учебным программам, что то же самое. И всё это происходит в целях социализации личности, её социальной адаптации. Время проходит, меняются общественные строи, а социальный заказ остаётся прежним: государству нужны винтики, «говорящие орудия». Хочешь жить – войди в систему, найди своё место.

Рабы точно исполняют инструкции, работают ради куска хлеба с маслом. Потребители стараются занять руководящие должности или стать хранителями культуры, черпая в ней эстетические наслаждения. Просто существуя или живя ради удовольствий, подавляющая масса людей воспринимает творческий личностей как чудо, как недоступный их пониманию дар природы или Бога. Рабы и потребители не осознают, что их ослепила и обессилила система, и система образования в том числе. Социопаты это чувствуют интуитивно и бесконечно мстят, не выбирая средств.

Педагогические идеалы не умирают, как надежды. Мечты о гармонично развитой личности, с целостным мировоззрением и огромным творческим потенциалом разбиваются об айсберг наукообразности и методологичности современного образования, плодящего Шариковых и Нарциссов, Макиавелли и Франкенштейнов.

Нужно ли, чтобы любить Родину, в мельчайших деталях знать её историю и географию? Не достаточно ли познакомить детей с основополагающими историческими событиями, имевшими значение для развития государства, и яркими личностями, от которых история Отечества неотделима.

Любовь к Родине складывается не из знаний о ней. Ветер, ароматы земли, кора дерева под рукой, нежность травы под спиной, ласковой или обжигающее прикосновение воды в реке, озере или ручье, чувство Дома, заставляющее ностальгировать на чужбине. Когда человек взрослеет, понятие Родины расширяется и включает в себя и людей, живущих рядом с ним на этой земле, и государство, гражданином которого он является. В школе пытаются ускорить этот процесс патриотическим мероприятиями, раз и навсегда поселяя в детях равнодушие к официозу, тем подталкивая к жизненной позиции «гражданин мира» (дерево без корней).

Вся нынешняя система образования и воспитания грешит подобной противоестественностью. И детская душа – камертон фальши – отворачивается от неё. Уже после мытарств перехода из начальной школы в среднее звено большинство детей прекращает учиться, усваивает пустую имитацию учебного процесса (занимается своими делами, общается, списывает), что позволяет не растрачивать энергию на бессмысленную зубрёжку. В стрессовой ситуации теперь уже оказываются учителя, которым  детей надо готовить к бесконечным срезам знаний, ВОУД, ЕНТ или ЕГЭ. За дверями классов разгорается настоящая война…

Как спасти наших детей?
Импульсивный ответ: взорвать министерство образования, откуда спускают стандарты и программы. Но мы не социопаты.

Мы предлагаем воспользоваться нашими демократическими правами и созвать съезд учителей и родителей, которые только совместно могут решить накопившиеся проблемы в сфере образования, взяв во главу угла не безликое «благо», а принцип «не навреди». Давайте учить детей учиться, способам обработки информации и продуктивному общению с людьми.  Давайте введём раннюю специализацию обучения в зависимости от способностей, уже после начальной школы. Мы думаем, что есть из сложившейся ситуации выход, который позволит значительно сократить объём учебного времени (включая и подготовку домашних заданий) и увеличить свободное время школьников, чтобы возвратить им счастье быть самими   собой – детьми!