Прямая речь... Александр Шмеман

Константин Жибуртович
В этом сборнике (который я составляю, если начистоту, больше для себя самого, чтобы периодически перечитывать) - абсолютно созвучные моему восприятию - мысли, фрагменты рассказов и стихов любимых авторов и людей.

Буду рад, если Вы возьмете что - то и для себя...


***

В канун Великого Поста...
Александр Шмеман (чуть ниже).

И не надо никаких "особых" рассуждений о Великом Посте.
Который (зачастую) совершается, как Подвиг и Доказательство, не являясь Естеством человека.

Что (и, главное, - Кому?) мы "доказываем" этим "преодолением"?
Особенно, в России - где каждый день постный, по своей сути :)

Доказываем - с монашескими гастрономическими нормативами, кстати.
Зачем?
Чтобы потом - устроить пасхальное гурманство?
Как будто Пост - он про правильное питание))

Великий Пост в ЭТОЙ жизни не начинается и не заканчивается никогда (если мы ведем разговор о живой человеческой Личности).

Пост - это внимательное отношение к своим Талантам (но, без напыщенной серьезности к себе, как их "носителю"!)
Ежедневный труд - и бытовой, и душевный, и интеллектуальный.
Самообразование - тоже ежедневное.
Созидание.
Радость творчества (всегда идущая рука об руку с аскезой) - это тоже Пост.
Молитва, конечно... тут вообще нечего объяснять...

(как видите, я ничего не пишу про пирожки и маслице)))

Так вот...
Внимательное отношение к собственной личности, здоровый (!) эгоцентризм - это то, что надо воплощать, преодолевая личные немощи, - циклами 2 раза в год - перед Пасхой и Рождеством?

Кстати, обыкновенной человеческой радости - друг от друга, лучших моментов жизни, а если дана милость - то и от Бога - это никак не мешает.
Абсолютно - никак...

Только, у нас слишком много чаплиных - с тяжелым, "набыченным" взглядом, кои эту радость объявят "прелестью", а Шмемана назовут "церковным диссидентом", чьи дневники "не душеспасительны".
(вообще, это поразительная самонадеянность - браться решать за взрослого, неравнодушного, мыслящего человека - что ему "полезно" и "спасительно", а что - нет)

Да...
А потом скажут - КАК НАДО.

Надо - сверхсерьезно, надрываясь героической борьбой, растаптывая гуманизм, цитируя Достоевского и те места из Библии, что пронизаны страданиями и катастрофами.

Потоп. Да здравствует Всемирный Потоп! :)

В конце - концов, любой человек имеет право изнурять самого себя и понимать Евангелие, как бесконечные скорби.
Его право, повторюсь.

Главное - не причинять эту "любовь" окружающим)
Или - кушайте Вы маслице в Пост; людей только не ешьте :)


***

Начало «ложной религии» - неумение радоваться, вернее - отказ от радости.
Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней - правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение.

Вне этой радости - они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта.
Религия страха.
Религия псевдосмирения.
Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть».

Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе…» < Пс.34:9.>.
Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает.
 
Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов.
Радость - основа свободы, в которой мы призваны «стоять» < См. Гал.5:1>. Где, как, когда извратилась, замутилась эта «тональность» христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане «глохнуть» к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?
 
И вот идут и идут за советом (сегодня - с 7.30 утра, а сейчас десять: исповедь, разговор, разговор, разговор - итого четыре человека с проблемами, не считая просьб о встречах на будущее).
И какая-то слабость или ложный стыд мешают сказать каждому: «Никаких советов у меня нет. Есть только слабая, колеблющаяся, но для меня несомненная Радость.

Хотите?»
- Не хотят.
Хотят разговоров о «проблемах» и болтовни о том, как их «разрешать». Нет, не было большей победы диавола в мире, чем эта «психологизация религии». Доказательство: все что угодно есть в психологии, одно в ней абсолютно невозможно, немыслимо и недопустимо: Радость...

ДНЕВНИК АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА, 12 октября 1976 года...