10. Огранка - искусственная форма камня

Марина Николашвили
         Говоря о форме ювелирных камней, следует указать тип и качество выполнения огранки (cut). Природная красота камней иногда не привлекает внимания, так как  прозрачные кристаллы почти не играют и не блестят. Грани крупных кристаллов не всегда идеальны, материнская порода сдавливает камни. Чтобы сделать самоцвет ярким и красивым,  человек научился гранить его.
        Искусство гравирования драгоценных камней (гемм), получившее название «глиптика», зародилось в глубокой древности. Гемма (< лат. gemma драгоценный камень, жемчужина) – резной камень, обычно из твердых пород. Резьба с различными изображениями, выпуклыми (камея) или углубленными (интальо) [СИС 1955,161]. Глиптика  (< греч. glyptike < glypho вырезаю) - искусство резьбы по камню [СИС 1955, 183]. Первыми глиптику стали применять мастера Древнего Шумера. Камень с вырезанным на нем знаком, по представлениям древних шумеров, усиливал магическое влияние камня. Искусство глиптики было распространено во всех государствах Месопотамии и в Египте. Мастера того времени предпочитали углубленную резьбу – инталью. Интальо (<ит. intaglio- резьба) – резное изображение или узор на отшлифованной стороне какого-либо ценного камня (см. гемма) [СИС 1955, 276]. В IV веке до нашей эры искусство резьбы по камню было очень популярным в Греции и Риме. Геммы использовались и как печати, и как украшения.
      Несколько позднее появилась новая разновидность гемм - камея. Камея  [фр. camee < ит. cammeo] – резной камень (по большей части слоистый – оникс, агат) или раковина с рельефным изображением человеческого лица, группы, предмета [СИС 1955,297]. Ранние камеи вырезались на одноцветных камнях - гиацинте, гранате, аметисте. В более поздние времена камеи научились вырезать при помощи абразивов – измельченных алмазов и корундов. Абразивные материалы [ фр. abrasive < лат. abrasio   соскабливание] – мелкозернистые вещества, употребляемые для обработки (шлифования, полирования, заточки…) поверхностей изделий из металла, дерева, пластмассы и т.д. [СИС 1955,11]. Можно допустить, что словосочетание: коралки дЕланые [ММ 1299] в источнике XVII века означало « шлифованные/ полированные» камни. Алмазные или рубиновые абразивы точили агат очень медленно, на изготовление одной работы иногда уходило  несколько лет [Дятлева 2004, 38]. Шлифовка камня при помощи алмаза известна на Руси с XVI века: алмазити. Шлифовать (о драгоценных камнях). А вы у мастера поучитеся какъ алмазятъ камень, и обдЕлываютъ, и рЕжутъ. (Торг.кн. (С.), 121. XVI-XVII вв.) Алмаженье (олмажение), с. Шлифовка камня. Степану олмащику за алмаженье отъ 5 камней. (Заб.Мат. I, 18. 1629г.) А покупаютъ они алмазъ сами у нЕмецъ на алмаженье и на розрЕзъ каменья дорогою ценою. (Вед.о Кит.зем., 28. 1669г.) Алмазный. Алмазное дЕло - шлифовка драгоценных камней.   У дЕла, какъ дЕлали алмазного…[СлРЯ XI-XVII вв., вып.1, 30].
       Словарь русского языка XI-XVII века включает и приставочные образования. Проалмажити, несов. к проалмазити. Драхъ камень проалъмаживаетъ. Сказ. мол.дев., 21.XVIII в ~ XVII в. Проалмазити. Прорезать алмазомъ; обработать алмазом. Перстень золотъ, а въ немъ лалъ зъ далиною проолмаженъ. Посольство Васильчикова, 167. 1592г. [СлРЯ XI-XVII вв., вып.20,94]. Ср.: хрусталь неалмаженой (КкН, 2/ 1668- 1669).
     Уже в глубокой древности ювелиры Востока пытались гранить алмазы. В Европе искусство огранки (от ‘грань’) стало известно с XV века. С начала XVII века на Руси была известна резьба, резные изображения: СтЕны ж сами разными мраморы всЕ суть преукрашены и розные и затЕйливые на сЕбе рЕзание имЕюща. Основ. Царьгр., 11-11 об.XVII в. [СлРЯ  XI-XVIIвв., вып.22,13]. Ср.: грановитый 1. имеющий грани // подвергшийся гранению (о драгоценном камне): Серги одинокие, на нихъ два изумруда грановитые. Заб. Мат. I,372. 1683г. В памятниках русского средневековья встречаем контексты: изумрудъ на восемь граней / ГШ, 180/, изумрудъ штигранный / Мус, 706/, изумрудъ на шесть граней /ТСм,5 об.,6 об./, изумрудъ о 5 граняхъ/ РкН, 613/, изумрудец четверогранный /Мус, 685/.  Граненый, прил. 1.Граненый. За запонку съ винисою граненою…15 руб. Кн. прих.- расх. Каз.пр.I,85.1614. Перо золото съ розными финифты, въ немъ 8 алмазовъ граненыхъ въ гнЕздахъ…изумрудъ граненой, да 3 изумруда жъ гладкихъ.  Противопоставление граненый/ гладкий дает возможность утверждать, что второе прилагательное имеет значение «неограненный». Плат.Ал.Мих., 73. 1676г. [СлРЯ XI-XVII вв., вып.4, 122]; …искръ алмазныхъ граненыхъ. Плат.Ал.Мих., 73. 1676г [СлРЯ XI-XVII вв, вып.1,30].  В России гранить алмазы стали после того, как в 1725 году по указу Петра I в Петергофе появилась «алмазная мельница». Однако огранка ювелирных камней была известна с XVI века: Огранити. 1. Сделать на чем-л. грани, отшлифовать. Камень вениса обычный купятъ золотникъ ограненаго въ 10 алтынъ, а в цвЕтъ у него красенъ и жидокъ. Торг.кн.(С),122. XVI- XVIIвв.  [СлРЯ  XI- XVII вв., вып. 12, 258]. Гранити. 1. Гранить. Яхонтъ лазоревъ граненъ (алмаженъ) безо спня.Оп. им. Тат.,35.1608 г. [СлРЯ XI-XVII вв., вып.4,123].
         Представляет интерес контекст: …стекло толсто, сломано гранками [Арс. Сух. Проскв.,170, 153. СлРЯ XI-XVII вв., вып. 4,123], где глагол сломано имеет значение, не зафиксированное  в соответствующей словарной статье - «выделанное, обработанное».   
   В настоящее время огранке подвергаются около 250 ювелирных камней. Первой простейшей огранкой алмаза была «площадка» или «таблица» [Милашов 1981,22].  При огранке стачивались противоположные вершины восьмигранника (октаэдра). Вместо одной вершины появлялась широкая плоская грань, вместо другой – притупляющая грань, называемая каллетой [Дятлева 2004,42]. Представляет интерес факт, что при отсутствии обсуждаемого значения СлРЯ XI-XVII вв. в одном из контекстов выделяет ЛСВ «боковая плоскость» [СлРЯ XI-XVII вв., вып. 15, 109].  При огранке алмаза выявляется скрытая красота камня, его неповторимый блеск и игра света. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Алмазов, которых можно огранить, всего лишь 15 % от общей добычи камня.  Среди историков нет единого мнения, когда появилась бриллиантовая огранка, и кто был ее автором. Бриллиант [< фр. brilliant –блестящий] - ограненный алмаз специальной формы [СИС 1955, 40]. Бриллиант, брильянт м. – вообще алмаз; собств. толстый, ограненный сисподу острием и вставляемый сквозною хваткою, без подложки [Даль 2006,75]. Крупный алмаз (бриллиант) называют солитером. Словарь XVIII века приводит следующие параллели: брулиант - 1721; брилиянт - 1751; брилиян, брильян - 1792 [СлРЯ  XVIII, 2, 140]. В переводах XVIII  века распространено колебание бриллиант - брильянт - брилиянт, которое встречается в пределах одного текста и сохраняется до конца XX  века. Однако уже с 60-х годов XVIII века  галлицизм используется переводчиками для передачи слова  diamant [Киндерович 1992,251].   
       По форме огранки бриллианты бывают: круглые, прямоугольные («багет»), прямоугольные со срезанными углами («изумруд») и фантазийные («груша», «маркиз», «овал», «панделок» - подвесок).
       По характеру огранки различают собственно бриллиантовую, ступенчатую и огранку розой. У кристаллов с  бриллиантовой огранкой грани, расположенные по разным ярусам, чередуются в шахматном порядке, а их очертания повторяют форму ромба или треугольника. Бриллиантовая огранка применяется для кристаллов круглой и фантазийной форм. У ступенчатой огранки грани близлежащих ярусов, имеющие форму равнобедренных треугольников или трапеций, расположены одна над другой. Ступенчатая огранка применяется для прямоугольных кристаллов. Огранкой  «роза» (розетка) гранятся мелкие и крупные кристаллы. Изобретение огранки «роза» приписывают кардиналу Жюлю Мазарини (1602-1661), собравшему огромную коллекцию алмазов. Есть и другая версия: эта огранка вначале появилась в Индии, а в Европу была привезена венецианскими купцами [Дятлева 2004, 45]. Камень, ограненный «розой», имеет круглое основание и выпуклую верхнюю часть с 6, 8, 12, 24 или 32 гранями, соединенными к вершине. В зависимости от количества граней «роза» бывает: «Роза д Анвер» (6-12 граней), «Коронованная роза» (более 12 граней), «двойная роза» (верхние и нижние части кристалла, огранены розой), «крестовая роза» (все грани выполнены в форме четырехугольника - креста). Разновидностью «двойной розы» является огранка «бриолет»- грушевидная капля.
       В первой половине XX века на основе бриллиантовой огранки была разработана «идеальная огранка». Наиболее ценная «идеальная» огранка называется строгой, так как даже незначительные отклонения в ее размерах значительно снижают стоимость бриллианта. Для цветных алмазов и камней с дефектами применяют  практическую бриллиантовую огранку.
       Несколько позднее появились еще более усовершенствованные бриллиантовые огранки – Хайлайт–Кат и «импариант». Огранку Хайлайт–Кат придумал в 60-х годах XX века гранильщик из Бельгии М.Вестрайх. Эта огранка применяется для камней массой свыше 1 карата. Совершенно новую, непарную огранку (нечетное количество граней) изобрел гранильщик Массимо-Эльбе. В то же время появилась новая огранка - «принцесса». Ее автор - американец Арпад Надь. Огранку «принцесса» называют профильной огранкой, так как она имеет идеальный вид не только сверху, но и сбоку, например форму сердца.
         Чем крупнее камень, тем больше граней (фацетов) на нее наносят. Фацет - скошенный край клише [СИС 1955,723]. На бриллианты массой менее 0,03 карата наносят 17 граней (фацетов) - такая  огранка называется простой. На кристаллы от 0,03 до 0,05 каратов наносят 33 фацета – такая огранка называется швейцарской. Для  камней массой свыше 0,05 каратов применяют полную бриллиантовую огранку в 57 фацетов.
         Фасеточная огранка применяется для огранки не только алмазов, но и для рубина, сапфира, изумруда, александрита и других прозрачных камней с ярким блеском. Фасет, фасетка [фр. facette] – грань отшлифованного  камня [СИС 1955,723].
      Непрозрачные  камни и камни с дефектами шлифуют в форме кабошона. В этом случае слово «огранка» используется условно. В форме кабошона шлифуют непрозрачные (полупрозрачные) камни: агат, бирюзу, янтарь и другие. Шлифуют камни с эффектом «кошачьего глаза» хризоберилл, аквамарин, изумруд, турмалин.  А также камни с  эффектом астеризма: звездчатый изумруд, звездчатый сапфир, звездчатый рубин.
      Ювелиры придумывают новые виды огранки. К новым видам огранки относятся: подушковидная (от подушка), остроугольный кабошон (смешенная огранка), триллиант (от лат. trillio (trillionis) – тысяча миллиардов (биллионов), квадрильон [фр. quadrillion] – тысяча триллионов.