Верну утраченное детство

Лара Козиорова
«Верну утраченное  детство»…
               

                Иван Алексеевич усталый возвращался домой.  Центр по обыкновению представлял собой одну сплошную пробку, поэтому по Воздвиженке,  уже который раз, он  шел  пешком к своей с еще утра припаркованной у  метро Арбатская машине.   Обычно он ходил быстро, чтобы хорошенько размять после офиса от сидения затёкшие ноги,  но сегодня  хотелось просто прогуляться. Погода  стояла  теплая,  приятная,  ранняя весна радовала погожими деньками, однако ветер был еще холодный. Иван Алексеевич поправил воротник… 
«Пока Константин в отпуске поправляет своё здоровье, придётся поднапрячься», - подумал он,  но не без удовольствия подсчитав, что и его доход  за этот период возрастёт почти вдвое. Навстречу одиноко трусила собака…  Подбежав ближе, она остановилась, робко поглядывая на то, что Иван Алексеевич держал в руках.  Только сейчас он понял, что шел и на ходу жевал бутерброд, наскоро сделанный еще дома…
- Возьми, -  он протянул ей остатки.
Собака моментально заглотила угощение и потрусила дальше. Он посмотрел ей в спину. Около фонарного столба она остановилась, почесала спину и бесцеремонно подняла заднюю ногу. 
«Приспичило», - Иван Алексеевич хотел было уже свернуть на боковую дорожку, как вдруг что-то его остановило: на том самом столбе болтался от ветра приклеенный скотчем листок бумаги.  Он подошел ближе. 
«Объявление,  да кто же его присобачил сюда…» Он прочитал: «Верну утраченное детство…», внизу стоял номер телефона. 
«Во, дают!, уже деньги из воздуха стали делать, и не стыдно же, впрочем, каждый промышляет чем может, жизнь нынче такая», - думал Иван Алексеевич и, поискав глазами собаку, которой уже и след простыл,  хотел было пойти, но почему-то, неожиданно для себя самого, сорвал эту бумажку и сунул её в карман.

                ***
                Странное объявление заставило его задуматься о своем детстве…  А детства у него не было… То есть, конечно, оно было, но как-то всё пролетело мимо него: мать, Зинаида Григорьевна, целыми днями пропадала на работе...  Пытаясь прокормить двоих детей - маленького Ваню и его сестру, она выходила на фабрику и в выходные, и в праздничные дни тоже, поэтому мать он видел редко, можно сказать, почти не видел. Отец - военный моряк отсутствовал месяцами, а когда приезжал на короткий период, то  неподдельно удивлялся тому, как быстро подросли его дети. Впрочем, удивляться долго не пришлось: с матерью они развелись, прожив вместе, если так можно сказать, всего два года. Впоследствии он всё реже навещал их.  Бабушка умерла еще до рождения, а другая не проявляла к нему никакого интереса.  Ясли и сад – пятидневка, и были его ранним детством. Маленький Ваня часто болел, поэтому позже мать наняла сидеть с ним соседку, бабу Клаву, но у той сильно болела спина, и ходила она, едва передвигаясь, а потому, что бы  пацан не «задурился», голосом,  хриплым от сигарет, она стращала: «Ванька, а ну сиди тихо! А то как мужик с костяной ногой придёт и тебя заберет», -  что действовало безотказно: Ванька затихал и прислушивался – не слышно ли звуков «костяной ноги»…
               
                ***
                Дома никто не ждал…  В свои пятьдесят четыре он  уже привык к одиночеству,  с женой они разошлись еще  восемь  назад по простой причине: кризис отношений. Это был правильный ход,  да и деньги позволяли расстаться безболезненно. Алименты на дочь Иван Алексеевич  выплачивал стабильно, а редкие встречи с женой помогли понять, что решение было правильным. С  домашними делами  он справлялся  неплохо,  да и ошибок больше совершать не хотел, поэтому тема женщин ушла далеко в прошлое.
   
                ***               
                Пока  разогревалась купленная по пути и уже  успевшая остыть пицца,  он собирал вещи в химчистку. «Не забыть проверить карманы», - подумал он,  кидая на пол пиджаки, зимнее пальто… Из куртки выпал листок. «Объявление», - вспомнил Иван Алексеевич, снова взяв его в руки.   Помедлив, он  всё же набрал номер…
- Алло, - прозвучал мягкий женский голос.
«Что ж, голос приятный, хоть это уже хорошо»…
- Я сорвал ваше объявление насчет возврата детства, это действительно ваше объявление, или, простите, это ошибка, и я  не туда попал?
- Моё…, - женщина замялась..
- Предположим, я ваш клиент, ну и как вы  собираетесь возвращать детство Любопытства ради интересуюсь.
Женщина какое-то время помолчала.
«Растерялась что ли, или испугалась чего», - он собирался уже сбросить звонок.
- Видите ли, -  снова раздался голос, - Все мы родом из детства… А ведь многих из нас недолюбили, многие что-то недополучили, кого-то несправедливо наказали,  кого-то слишком контролировали, или вовсе не обращали никакого внимания…  Понимаете, всё, что мы запечатлеваем в этот период, то потом  и тащим через всю свою жизнь…  И этот «багаж» мешает нам жизнь…
Женщина замолчала.
- Понимаю, - вздохнул Иван Алексеевич, но разве детство можно вернуть? И, да, почему объявление не через интернет, а на листке, еще и на фонаре?
- Через интернет большая вероятность, что нарвешься на какого-нибудь извращенца, который потом забросает всю электронку идиотскими фотами, или письмами…  Ну а  «вернуть детство», - это своего рода эксперимент, который может быть кому-то поможет, ну а я хоть немного подзаработаю.
- То есть, вы психолог?
- В общем да, но меня уволили, но если точнее сказать – сократили. Сейчас многих сократили…
- А что так? Не справляетесь с обязанностями? – уколол Иван Алексеевич.
- Нет.., просто в организации, где я работала в один момент убрали эту должность,  вот и всё…  Сейчас везде так,  во многих местах, то есть.  Людей сокращают, выкидывают в «свободное плавание», и  таких уволенных масса, а меня из-за возраста  не хотят никуда брать.., - голос был расстроенный.
«По крайней мере, честно», - он несколько секунд молчал.
- Ну и сколько стоит возвращенное детство?, - в его голосе по-прежнему звучали нотки иронии.
- Сколько дадите…  Оплата по факту, конечно, если это получится…
Он продиктовал адрес  и назначил время.

                ***
                В пятницу вечером раздался звонок домофона.
«Вовремя пришла», - Иван Алексеевич ценил пунктуальность.  Пока  гостья  поднималась на лифте, он  размышлял над линией поведения,  но так ни к чему и не пришел. «Посмотрим по обстоятельствам»,  сказал он сам себе, открывая дверь.
На пороге стояла  скромно одетая, невысокого роста женщина. «Примерно моего возраста, а глаза ничего – милые», -  он кинул оценивающий взгляд.
- Здравствуйте, я Марина Сергеевна, но вы лучше называйте меня без отчества, просто Марина.
- Иван, - приглашая жестом войти, представился Иван Алексеевич.
Они прошли на кухню, на плите уже закипал чайник.
- Чай будете? Или, может кофе?
- Да, можно, что вы будете, то и я,  так и разговаривать легче, - отозвалась женщина.
   Он  насыпал зёрен  в кофемолку…. Приятный аромат разрядил обстановку.
- Расскажите, пожалуйста,  о себе, точнее о том, каким было ваше детство, каким были вы… О ваших родителях.., если вы не против,  -  нарушила молчание  гостья.
Иван Алексеевич накрывал на стол…
- Мед купил у знакомого пасечника, попробуйте, тут такого не купишь. А что до детства, то какое оно было, детство это…   Наверное,  как у всех..  Прошло оно, как не было, да и разве можно его возвратить.. И нужно ли? – он посмотрел на неё.
- Иногда нужно… - женщина замялась. – Понимаете, куча наших зажимов, неудовлетворённостей, и комплексов тянутся за нами со времен детства…
Он нарезал сыр.
- Раз уж вы здесь, и я сам сюда вас позвал – расскажу, тогда слушайте…

                ***
                Он рассказывал долго… Воспоминания  потекли ручьем, в памяти вдруг всплыло то, что  было давно уже забыто… , иногда ему казалось, что он рассказывает о ком-то другом, не о себе, и те картины, что он видел как будто  бы со стороны во время своего разговора, были вроде и не о нём…, однако это был он  –  тот  самый маленький мальчик, со своими эмоциями, чувствами, переживаниями…  Он   ощутил, как навернулись на глаза слёзы,  когда вспомнилось, как его обвинили краже: у матери из кармана пропали мелкие деньги.  Ему было  тогда пять лет… Всё, что он мог – это прошептать  ей «Я не брал», - но ему не поверили… От обиды он не сказал больше ни слова. Самый родной  человек не поверил… Скорее всего, деньги взял соседский мальчишка, что приходил к нему с утра поиграть вместе. Но тот мальчик был из благополучной семьи, и на него как раз никто не подумал…  Трещина между матерью и им осталась на всю жизнь…
                Иван Алексеевич принес фотографии: их было немного,  отца  тогда  с ними уже не было,  и их с матерью по просьбе фотографировали случайные люди.  Почти все  снимки были черно-белые, некоторые – помятые,  но всё же, он   хранил их…
- Вот тут, - он указал на почти выцветший снимок, - мне три года, я  плохо выговаривал букву «р»  и еще «с» немного картавил, и понимая это, очень стеснялся. Мама меня ругала за то, что я не здоровался с людьми, но я просто стеснялся произнести вслух «здравствуйте»…  А здесь мне  чуть больше шести,  меня отдали в музыкальную школу,  что была рядом с нашим домом... Учителей там не хватало,  класс по фортепиано  был переполнен, поэтому меня отдали учиться игре на флейте, что было совсем не моё… На самом деле, мама просто хотела, чтобы я был занят, и не слонялся по дворам с пацанами. А мне так хотелось  поиграть с ними в футбол…
               
                ***
                Был уже вечер…  В  доме напротив зажигалось всё больше огней…
                Беседа становилась всё более непринужденной. Марина слушала, не перебивая. Надо сказать, слушать она умела:  большие серые глаза выражали сочувствие, и оно не было наигранным. 
- А знаете, мне уже легче, - он улыбнулся, - давно я ни с кем так не разговаривал. Со знакомыми не поговоришь – не поймут, а тут… вот вам посетовал на жизнь… Иногда первому встречному можно рассказать что-то, что не скажешь и другу… 
Он замолчал…
-  Давайте еще по чашечке?
Марина кивнула:
- Давайте, а потом, прежде чем я уйду, мы  пойдем вниз, на площадку. Стемнеет, и она как раз будет пустая.
- Зачем? –поинтересовался Иван Алексеевич.
- В футбол  немного поиграем, - улыбнулась Марина, - Я когда-то очень даже неплохо забивала: и на районных соревнованиях всегда участвовала. Наш  школьный учитель с ума сходил по футболу, так что, и душу отведём, да и просто подвигаться полезно…   Ну что, постоите на воротах?

                ***
                Было уже за десять вечера, когда они распрощались.
-  Это самый странный мой день, - Иван Алексеевич накинул куртку.
- Я теперь приду завтра, а сейчас вам домашнее задание: прийти, лечь спать и ни о чем не думать вообще. А еще лучше – сохраните это ощущение легкости, что вы тот самый мальчик, но только теперь всё выстраивается по другому сценарию, по счастливому сценарию…, хорошо?
-  Хорошо… Знаете, я никогда не доверял психологам… Но мне и впрямь сейчас очень хорошо…
- Извините за вопрос, а почему вы мне позвонили?
- Как это ни странно – собака привела,  можно сказать - стечение обстоятельств… Впрочем, неважно… Тогда, до завтра,  до вечера, Марина.

                ***
                Засыпая, он вспоминал мать…  «Ей приходилось со мной быть жесткой, она была и за мать, и за отца, два в одном…, да и характер у меня не сахар, признаться… Мама вкалывала.., приходила и падала без сил… Никто ни в чем не виноват»…

                ***
                Марина пришла в назначенное время. Иван Алексеевич уже ждал её. С порога она известила, что они сейчас  «должны поехать в одно место». 
- В какое?, -поинтересовался Иван Алексеевич.
- Как приедем – так и узнаете, но вы не пожалеете, обещаю, заверила Марина.
- Куда я дел ключи от машины, - он ощупывал карманы.
- Они не понадобятся, мы едем своим ходом, а именно на метро. Разве в детстве у вас была машина? Правильно, не было, а мы делаем всё, как в детстве, только исправляя всё то, что нам следует исправить.
Он накинул легкий шарф.
- Выходим?
Да, только я спросить хотела, - немного замявшись, Марина продолжила:
- Мне можно обращаться  на «ты» и называть вас просто по имени? Не поймите меня неправильно, просто это несколько  облегчит нашу, скажем так, терапию.
- Нужно! Признаться, я не люблю, когда меня зовут по отчеству, это старит, а я чувствую себя молодым, а вчера с вами – я был мальчишкой, - улыбнулся Иван Алексеевич.
- Так это то, что я добиваюсь! –воскликнула Марина. Именно со мной вы должны…, то есть ты должен, быть мальчишкой, причем не играть мальчишку, а быть им по-настоящему.  И тогда всё получится.  А вот я иногда, в зависимости от наших мероприятий,  буду твоя или подружка, или допустим, кем-то вроде няни. Вот сейчас мы будем на равных: я  твоя  подружка.
                В метро они резались в крестики-нолики, когда надоело – начертили квадратики для «морского боя». Дорога пролетела незаметно.  Марина привела его к  зоопарку.
                Два с лишним часа они бродили по территории, разглядывая диковинных птиц, змей, млекопитающих, стараясь запомнить все названия,  бывало и путались, от чего потом спорили и смеялись.  Съев по мороженому, они взяли курс обратно к метро…

                ***
                За четыре недели они посетили цирк, музей Дарвина, картинную галерею Шилова, планетарий, Театр Юного Зрителя, Театр Сатиры, дельфинарий, аквапарк и несколько раз побывали в кино.  Катаясь на колесе обозрения, они пытались определить знакомые места. Каждый раз, она ненавязчиво напоминала, что «мы сейчас дети, и смотрим, как дети».   Впечатления поражали. Он и не знал, что можно настолько окунуться в то, что казалось, было давно потеряно – в детство…
- Учись воспринимать заново, - любила повторять Марина.
                Однажды  она  пришла с томиком стихов, и они вместе разучивали четверостишия.
- Тебе сейчас три-четыре года, - голос Марины  гипнотически погружал его в тот период. Я твоя воспитательница. Сейчас мы выучим  для начала одно небольшое стихотворение, и ты расскажешь его вслух, как на утреннике.
Он не сопротивлялся. Ему уже нравилась эта игра. И даже не игра –  скорее погружение в себя самого…
Он вспомнил, что плохо произносил некоторые буквы и замолчал…
- Не надо стесняться, - Марина взяла его руку, - мы сейчас расскажем его хором, вместе.
Они продекламировали  почти всю книжечку стихов и спели несколько песен…  Стеснение ушло…  Исчезла боязнь быть осмеянным… Он так увлёкся, что забыл о времени…
                Несколько вечеров подряд были посвящены сказкам. Книги Марина приносила с собой. Он ложился, она садилась рядом и читала вслух братьев Гримм,  Андерсена, русские народные,  сказки Пушкина, Маугли…. Поначалу присутствовало стойкое ощущение неловкости: взрослый мужик  лежит и слушает сказки… Но Марина  каждый раз возвращала его в то далёкое время, или это то время возвращалось вновь: на кровати уже лежал мальчик и, внимая каждому слову, слушал,.. слушал,… слушал… Грани стирались…  Для него это были счастливые вечера…
               
                ***
                Как-то раз она принесла  с собой  небольшую коробку.
- Что там?
- Открывай, - в глазах Марины заиграла хитринка.
В коробочке оказались солдатики, те самые из времен его детства, которые он любил выстроить в шеренги, расставить  каждого по местам, и представлять поле боя…
                Он вспомнил, как на его двенадцатилетие мама подарила ему велосипед, на который денег  с каждой своей зарплаты откладывала не один  месяц, а  солдатиков сложила в пакет и выбросила на помойку, решив, что он уже стал взрослым…  Конечно, как и любой мальчишка, он  был очень рад велосипеду, но … велосипед вытеснил солдатиков,  стоящих у него на книжной полке, которых он почему-то очень любил, хоть уже и не играл…  Это сильно омрачило  радость от нового подарка… В тайне от матери, вечером того же дня он побежал на мусорку, но так ничего и не нашел….  И вот теперь, по прошествии многих лет,  он стоит и держит их в руках… Воспоминания снова хлынули потоком…
- Но где ты нашла такие? – спросил Иван Алексеевич, рассматривая солдатика, скачущего  на коне.
- Пусть, это останется небольшим секретом,  - уклонилась от ответа Марина.
Несколько дней они стояли у него на полке, как в детстве…
                В один из выходных они  вместе лепили пельмени.  Марина прокручивала фарш,  ставила тесто, из которого он потом  перевёрнутым бокалом нарезал кружочки и закладывал туда начинку, так, как они это делали когда-то очень давно с матерью…  Часть была убрана в морозилку, а остальное варилось в большой кастрюле,  сметана, разлитая по мисочкам уже ждала на столе…
                Подходил к концу  второй месяц  её визитов…  Иван Алексеевич уже ждал  приходов Марины. Это не была зависимость от того, чтобы Марина была рядом в качестве постоянного наставника,  скорее это было желание приятного времяпровождения с человеком, понимающим его. Особенно его радовали прогулки по парку, когда можно было отключиться от всего того, что объединялось словом «социум»,  и просто вместе помолчать…
               
                ***
                Сегодня он задерживался: небольшое пятнадцатиминутное видео-интервью о путях развития и малого и среднего бизнеса в России.
Марина включила  нужный канал и стала слушать.  Затрагивались вопросы финансирования,  кредитования, расширения  рынка сбыта…
- Мы благодарим вас за развёрнутые, доходчивые  ответы на вопросы, и в завершение нашего интервью расскажите немного о себе.  Вы – уверенный, сильный человек, харизматичная личность, скажите,  это благодаря родительскому воспитанию, или вы, что называется «слепили себя сами»? Каким было ваше детство?
- Конечно, воспитание сыграло свою роль, но всё же, я создавал себя сам. Ну, а моё детство было…, - он взял еле заметную паузу, затем  улыбнулся:
-  Было счастливым.

                ***
                В этот вечер Марина не пришла.  Она появилась на следующий день.
- Проходи, что ты там в дверях до сих пор? Я чайник ставлю, -  сказал погромче Иван Алексеевич с кухни.
- Да я… Я, в общем-то, зашла попрощаться…
- Проходи, садись, закипает уже, в ногах правды нет. А почему попрощаться?
- Ну…, не нужна я больше тебе. Кстати, очень хорошее получилось интервью, я смотрела…
                Иван Алексеевич удалился в одну из комнат, вернувшись, положил на стол конверт.
- За работу, твой гонорар.
Она  посмотрела как-то отрешенно…
- Да я не за этим вовсе…  Мне и брать–то это неудобно: сама к тебе привязалась. Я просто действительно больше тебе не нужна…
- Знаешь, я и впрямь стал другим, более открытым, наверное: улыбаюсь чаще, учусь во всём находить позитивные стороны, походка стала более легкой…  Это и сослуживцы заметили. Твоя ведь заслуга, что и говорить…  Удалось тебе подарить  мне то, чего у меня никогда не было… Ну, а нужна ты мне, или нет – позволь уж это решать мне.
Он улыбнулся.
- Так что,  пей свой чай, конфет вон купил, какие ты любишь. Да пойдем, давай, погуляем по вечерней Москве. Погода–чудо сегодня…

                ***
                Солнце клонилось к закату… Косые лучи падали сквозь стволы деревьев, поигрывая бликами среди ветвей… По убегающей парковой тропинке удалялись  двое...