Воспитать чемпиона

Илья Домнин
Пуще неволи

Моя женушка, имеющая второе образование психолога, в одной умной книжке вычитала: «Любой мужчина после сорока лет переживает возрастной кризис; при этом глупые начинают бегать за юбками, а умные заводят себе собаку».
Решение взять собаку пришло ко мне внезапно в мае, после окончания весенних охот. Не просто собаку, а обязательно легавую; и обязательно ирландского сеттера.
Еще в пору моей юности отец обзавелся ирландцем – лучшим щенком из помета известной собаки именитого пермского заводчика Леонида Борисовича Мальцева. Дрессировкой собаки мы занимались сообща с сестрами, а  вот ее натаска была возложена на мои плечи. Мальцев подробно объяснил и показал мне тонкости процесса. С Ромом я на автобусе часто ездил на противоположный берег Камы на кочкарники в дупелиных болотах и рано утром стрельбой из самодельного пугача будил цыган, расположивших свои палатки вдоль берега. Тогда уже уроки Мальцева мне «въелись в печенки». Ром был послушен, азартен и безумно красив. Позже, погрузившись с головой в университетскую учебу, затем работу и далее женившись, я постепенно отошел от охоты с собакой. Отец был уже нездоров и Ром, не напрягаемый походами в поля, спокойно жил под присмотром домашних.
Кинолог Пермского общества охотников расстроил меня: в настоящее время щенков ирландского сеттера в Перми нет. Однако в газетных объявлениях я нашел продажу двухмесячных щенков в Новочебоксарске. Тотчас же я позвонил заводчику и заочно занял под себя молодую суку; затем озадачился доставкой щенка. На счастье мой друг, директор компании по междугородным перевозкам, вызвался мне помочь. Уже через час после обнаружения объявления в газете у меня были на руках телефоны заводчика и водителя фуры, который доставит щенка в Пермь.
Через три дня друг вручил мне прелестный рыжий комочек с ушками, документы на щенка и папку с подробным отчетом заводчика по кормлению и содержанию собаки на полгода вперед, за что ему отдельное спасибо.

Как Вы судно назовете ...

До приобретения собаки я озадачился ее кличкой. Еще Л.П. Сабанеев в своих трудах замечал, что кличка собаки должна быть звонкой (доносчивой) то есть, по моему разумению, не содержать глухих и шипящих согласных. Попробуйте громко крикнуть, например, «поташ». На расстоянии Вы услышите только отголоски гласных.
Изучив различные источники, я отсортировал наиболее весомые рекомендации:
1. Не следует называть собаку именами людей, например, дабы не оконфузиться на выгуле Вашего любимца.
2. Американский астролог и ветеринар Дональд Вульф уверен, что характер животного зависит еще и от знака Зодиака, под которым оно родилось, и поэтому при выборе клички советует учитывать и этот аспект.
3. В собаководческих кругах издавна сложились определенные традиции. Лайкам, например, дают клички, связанные с явлениями зимней погоды: Буран, Пурга, или названия пушных зверей: Соболь, Норка и т.д. Гончим собакам очень часто дают клички, связанные с названием музыкальных инструментов или с различными моментами при добыче зверя на охоте: Фагот, Трубач, Гобой, Скрипка. Клички легавых должны быть по возможности краткими (два слога), звучными, например, напоминающими мифологических героев: Гермес, Борей, Гектор, Икар, Персей, Веста и др.
4. Желательно, чтоб кличка отражала характер породы или темперамент собаки; например к самому скандальному (громкому) щенку моей Дуняши «приклеилась» кличка Набат. Кличка Ричард подчеркивает величественность собаки.
5. Местные наречия также весьма уместны в кличке.
Однако собаку я взял уже зарегистрированной, и в ее паспорте была прописана кличка «Джесси». Не могу утверждать чтоб кличка мне понравилась, тем более что по соседству жили еще две собаки с такими же кличками.
Итак, я решил собаку переименовать. После долгих раздумий меня внезапно осенило: «Сильва» - вот самая подходящая кличка. Во-первых: Сильва – цыганка; моя собака также темноглазая, родом с Татарии. Во-вторых: Сильва - певичка; моя собака также громко лает на дверной звонок. В-третьих: «ва» по коми-пермяцки (привязка к местности) - вода (реки у нас именуются: Колва, Вильва, Яйва …); собака родилась в конце февраля – Рыба по гороскопу (знак воды); опять – попадание.
Однако радость моя была недолгой; домашние встретили мою инициативу скептически. Так Джесси стала просто Дуней, Дуняшей.

Хитрости роста

Скоро у Дуни стали меняться зубки: берегись, домашняя мебель и обувь! Выход из этой неприятности весьма прост. Вечерком на прогулку я брал с собой пилку и приходил домой с небольшой палкой свежего клена, акации или ивы. Десны щенка отлично чешутся о свежую кору. Да, несколько мусорно в жилище, но с этим можно мириться, так как мебель и обувь в доме цела!
Нам крупно повезло, что в соседнем доме завели щенка овчарки – ровесницы Дуняши, кстати, тоже по кличке Джесси. Каждый вечер мы выходили на лужайку под окнами и умилялись, как славно щенки играют, мутузят и гоняются друг за другом. Если бы ровесника по соседству не оказалось, его следовало бы найти так как наличие сверстника – отличное подспорье для здорового роста молодой собаки. Крепкие дружеские отношения мохнатых соседей сохранились и по сей день.

Базовая дрессировка

Я намеренно опущу общепринятые и известные методы дрессировки. Отмечу лишь весомые, на мой взгляд, нюансы, с которыми я столкнулся.
Приступая к дрессировке молодой собаки следует знать, что психология собаки волчья: в стае есть вожак – Акела, которым должен стать хозяин. Я встречал собак, которые не были должным образом воспитаны с детства. Их оправдания, что они настолько любят свою собачку, что даже наказать ее не в силах звучат, мягко выражаясь, несерьезно. Хорошо если Ваш повзрослевший питомец просто не знает послушания, а если огрызается  у миски с кормом или, того хуже, пускает в ход зубы – не завидую я этому владельцу; хозяином его назвать язык не поворачивается.
Наказывать за дело собаку нужно и должно. Это вовсе не значит, что ее нужно колошматить по каждой мелочи; делать это надо как можно реже и возможно больнее (чтоб накрепко запомнилось), и обязательно за дело - так, чтоб Ваша собака поняла, за что ее наказывают; не до и не после провинности. Шлепков рукой лучше избежать; для этого сгодится хлыстик или ремень; руки хозяина собака не должна бояться. А лучше избежать наказания вообще; ласка и настойчивость дают превосходный результат.
Итак, в полгода мы с Дуняшей занялись дрессировкой. Обучение проходило достаточно легко; веселая и отзывчивая собака с удовольствием воспринимает учебу. Лишь один раз мне пришлось наказать ее; не могу сказать, кому после этого было хуже – мне или ей.
Исполнение команд, без которых тренировка легавой в поле решительно противопоказана – «рядом», «ко мне» и «даун» (лежать). Сложнее оказалось отработать послушание на расстоянии; здесь помог свисток. Свисток, на мой взгляд – лишь средство привлечения внимания собаки, а не команда! А команда голосом должна обязательно сопровождаться физическим жестом так как голос не всегда различим на расстоянии. Тот же свисток помог мне накрепко закрепить в собаке навык к возврату, чтоб она не уходила от меня на расстояние более 30 – 50 м (прямая видимость). Это позволило мне в дальнейшем не надевать поводок при выходе и на прогулке. Я был совершенно уверен в том, что моя собака не выскочит на проезжую часть.
Вскоре я стал участником секции владельцев легавых собак Пермской федерации охотников. Увлеченные красивой охотой с подружейной собакой люди ежемесячно собираются вместе, чтоб пообщаться, чтоб поделиться опытом или набраться оного. Добрые советы опытных держателей собак на любые темы содержания, кормления, лечения и т.д. пришлись как нельзя кстати. Совершенным открытием для меня было, что родная сестричка Джесси живет в соседнем районе города. Впрочем, наверное, этот факт помог мне как-бы закусить удила и убедить самого себя, что моя собака будет лучшей!
Эксперты настоятельно не рекомендовали мне знакомить молодую собаку с птицей до натаски. Походы по грибы и ягоды, на рыбалку совмещенные с закреплением дрессуры – вот чем мы занимались в выходные деньки на даче. Этот сезон охоты я пропустил.
Первая встреча с открытой водой состоялась на летних купаниях. Собака приняла воду за твердь и, не снижая темпа, сбежала с пологого берега в омут. Плавательный инстинкт включился незамедлительно и она успешно добралась до берега. Позже, играючи, удалось заинтересовать собаку доставкой поноски с воды. На суше Душяша решительно отказалась апортировать.

Навыки к натаске

Зимой, когда собаке не было еще года, во время прогулок она стала обращать внимание и подкрадываться к голубям. На этом рефлексе у меня появилась возможность отработать у собаки стойку, подводку после команды «пиль» и остановку после подъема птицы на крыло. Так, играючи на прогулках, мы с Дуняшей освоили основы действий при встрече с птицей. К достоинствам проведенных тренировок отнесу высокую скорость подводки по видимой птице. Однако, я заметил, что собака приняла поиск птицы глазами, а не чутьем, что несколько задержало ее развитие в поле; но, об этом ниже.

Развитие манеры поиска

Как только снег сошел с полей – мы с Дуняшей, еще до прилета птицы, вышли в поле осваивать работу челноком. Перед поиском я обязательно укладывал собаку чтоб отработать послушание. Влево – вправо; казалось бы просто: куда бежит хозяин, туда и собака; опередила собака тебя – дай ей уйти метров на пятьдесят; свисток и обратно с выкинутой рукой в направлении движения. Полевая физкультура – отличная возможность подправить свое физическое состояние и владельцу. Регулярность тренировок, настойчивость и скоро Ваш питомец привыкнет двигаться челноком даже на банальной прогулке.
 
Встреча с птицей.
   
Прекрасная пора – весна. Высоко в небе журчит песня жаворонка. Ласточки пикируют над огородами, унося в клювиках кусочки строительного материала для своих гнезд. Невидимой трелью падает с высоты блеянье бекаса; самцы токуют над кочкарниками. Пора приступать к знакомству с птицей.
По классическим законам натаска легавой включает в себя и развитие поиска, и знакомство с птицей в один сезон. Профессиональные натасчики способны поставить собаку за 2-3 недели в весенний период.
Обладая уже некоторой подготовкой, мы с Дуней вышли в поле.
Собака быстро смекнула, что бекасы встречаются на мочажинах и каждый раз замедляла свой ход  вблизи воды. Часто Дуня просто сталкивала невесть откуда взявшуюся птицу. Сначала я не понимал причину пустых стоек перед пустой лужей или «спарывания» птицы. Объяснение пришло позже: зимой собака приучилась искать птицу взглядом, а не чутьем! Исправить этот промах возможно только кропотливой работой.
Однажды, в очередной выход в поле собака накрепко встала перед здоровенной ветлой. После посыла из-за дерева вылетел … косач. Наверное, густой запах пера позволил Дуняше понять и включить чутье. Уже через пару минут собака накрепко встала в кромку старицы по вальдшнепу, затем по перемещенному еще, и далее проблемы со стойкой у собаки ушли сами собой.

Нет птицы – нет проблемы

Майским утром ко мне в окно постучал сосед и предложил прогуляться по реке чтоб подобрать битую утку. Река петляет и неизвестно где ее прибьет к берегу.
В компании молодой собаки мы шли вдоль реки, наблюдая за движением битой утки, плывущей по течению бурной весенней реки.
У противоположного берега под кустом образовалась воронка воды и утка пристала аккурат к кучке плавучего мусора рядом. Мы с соседом стали забрасывать палки рядом с уткой чтоб сколыхнуть ее со стоянки.
Вдруг, Дуняша, увидев дичь, беспокойно заскулила и забегала по берегу. Отлично! «Подай».
Собака бросилась в ледяную воду, еще по-щенячьи, работая в основном передними лапами, подплыла к утке. Она ударила ее лапой так, что дичь затянуло в воронку. Дуня огляделась: нет утки – нет проблемы. Собака вернулась на берег. Утка так и не всплыла. Но поведением собаки я остался весьма доволен.

Обретение опыта

К началу осеннего сезона охоты собака была уже основательно подготовлена. Я приобрел, действительно азартного, послушного и надежного помощника в поле.
Философия дальнейших действий состоит в том, чтоб выработать в мозгу собаки логическую цепь: за поиском следует запах птицы, подъем, выстрел, запах битой дичи. Последнее недостижимо без предыдущего. Со временем Дуняша усвоила, что без участия хозяина птицы не добыть. Порой и мне приходилось не стрелять птицу, которая вспорхнула не ис-под собаки, чтоб она не задалась вопросом «а здесь для чего?».
С обретением опыта оформилась и манера поиска. Сузился до разумных пределов челнок; ширина поиска собаки оформилась на расстояние выстрела. Теперь Дуня всецело оправдывает звание подружейной.
Знатоки утверждают, что собака подлежит воспитанию до года – полутора. После этого от воспитанной собаки остается только получать удовольствие. Однако охотиться можно с любой собакой; но не факт, что она может заработать полевой диплом. Если же собака имеет полевой диплом, охотиться с ней можно при любых условиях.

Каданок

В тот год мы с Дуняшей проводили майский отпуск в деревне далекой от автомобильных дорог и зоны покрытия сотовой связи. Собаке уже исполнилось 2 года. Ни свет - ни заря мы уходили в поле, отрабатывая навыки поиска птицы на прибрежных лугах меж излучинами мутных пока еще рукавов реки.
На обед - жареха со сморчками, ужин – уха из налима, завтра – щи с молодыми побегами крапивы. Чугунок помнит еще наваристую похлебку с добытыми накануне на тяге вальдшнепами. Я обожаю месяц май за его сезонные подарки!
На горушке, по дороге в поселковый магазин, мой сотовый телефон вдруг пискнул принятой SMS. «Срочно приезжай послезавтра уезжаем в Москву на состязяния. Дима». Недолгие раздумья, сборы … и вот уже машина собачников, единомышленников - ирландистов несет нас в Подмосковье, на кубок Каданка. Позади в машине – кандидаты в участники именитых состязаний: Ричард и Дуняша едут защищать честь Урала.
Долгие петли подмосковных дорог привели нас, наконец, к искомой базе.
Весеннее солнце распихивает стрелы-лучи сквозь кроны сосен, окружающие уютный уголок с чудным названием Каданок. Здесь находится загородная база москвичей – держателей ирландских сеттеров. Около деревянных строений находится песчаный пятачок – лобное место. Дощатая кухонька с печуркой и общим столом под навесом средь высоченных дубов, дровяник да банька поодаль соседствуют на территории базы.
Приветливая суетливость хозяина базы Геннадия Ивановича Ильина и немножко угрюмая неторопливость Евгения Евгеньевича Грунина быстро убедили нас в том, что здесь не развлекуха какая-нибудь, а все достаточно серьезно. Просьба истопить баньку с дороги была встречена предложением ее (баньку) подлатать и – пожалуйста! Восстановление баньки после очередных переделок стало, впоследствии, традицией к каждому нашему приезду в Каданок.
Огромным плюсом явилось то, что мы прибыли на базу за два дня до начала состязаний. Уставшие от долгого путешествия собаки получили возможность восстановиться в поле.
Настал день состязаний. Двадцать шесть ирландцев из Москвы и Подмосковья, Смоленска и близлежащих областей прошли жеребьевку. К немалому удивлению москвичей мы с Дуняшей отработали полновесные 76 баллов и вышли на почетное третье место. Первый полевой диплом!
Главный судья тут же затребовал у меня родословную собаки и нашел-таки московские корни Дуняши. На этой позитивной ноте мы были приняты в московскую семью.
Шумное застолье под кронами дубов венчает рабочий день. Москвичи весьма приветливы и гостеприимны.
Азарт состязаний затягивает и трансформируется в спортивный интерес. Спустя год на состязаниях на Кубок Каданка мы с Дуней заняли второе место, затем первое, еще … Пиком мастерства стал полевой диплом весом 91 балл. Лучшего результата в Каданке раннее не показывал никто.
Тяжелая болезнь - пироплазмоз, привезенная собакой с выездных состязаний, была нами преодолена с помощью опять же, ставшими родными москвичей, вовремя пославшими нам вакцину, за что им отдельный поклон. Дуняша стала первой собакой в Перми, которая не только излечилась, но и восстановилась после тяжелого недуга.
«Клуб любителей правильной охоты» - так себя позиционирует себя на краевых и выездных состязаниях Пермская команда секции владельцев легавых собак и спаниелей. В уютной компании преданных своему делу людей мы неоднократно участвовали в местных и выездных командных соревнованиях, отстаивая честь Уральского региона.
Лучший из щенков Дуняши был увезен в Москву, что стало естественным признанием заслуг собаки. Сейчас ее достижения вписаны уже в родословные внуков.

Зрелость

Я поворачиваюсь к топчану, на котором возлежит собака. Каштановые глаза выражают суть ее настроения; белки глаз на фоне темного окраса головы подчеркивают выразительность взгляда. Пушок между приподнятыми ушами и аккуратным очертанием головы свидетельствует о крайней степени внимания. За одиннадцать лет мы научились понимать друг друга с полувзгляда. Она – часть меня. Промахи и достижения мы разделили пополам.
На охоте я уже почти не управляю собакой: она делает все сама. Сама выстраивает поиск против ветра; ограничивает круг поиска вокруг охотника. Она работает на хозяина. Следует только следить за собакой и вовремя подать рукой посыл нужного направления, когда на излете очередной петли челнока собака обращает свой взор на ведущего.
  Заслуженная «пенсия» - не повод расслабляться. Возраст не означает конца карьеры. Скоро очередной сезон охоты. Мы с Дуняшей ожидаем его с нетерпением.