Поэтическая экономия Чехова
Есть понятие «поэтическое хозяйство Чехова» – его применяют к тому, как заготавливал и хранил писатель образный материал: записи в книжках, фиксация фактов и наблюдений в письмах, и т.п. Проглядывается и нечто, что я определил бы как «поэтическую экономию» Чехова.
Суть: в отличие от Толстого, Тургенева, Достоевского, у Чехова практически нет «отходов производства» - неоконченных произведений, забытых набросков. Разве что повесть «Калека», которую писатель начал было в Ялте, да так и бросил: увлечение Ольгой Книппер оказалось несовместимым с размышлениями о собственной инвалидной судьбе – судьбе жертвы врачебной ошибки. Более того: сюжеты, темы, типажи у Чехова используются многократно – с вариациями, конечно. Вот юношеская драма «Безотцовщина»: пьесу забраковали в Малом театре (то ли М.Ермолова, то ли сам А.Островский). И что? Ее темы, идеи, персонажи перекочевали в пьесы «Иванов», «Вишневый сад», в прозу. В.Б.Катаев отметил, что, не включив «Огни» в Собрание сочинений, Чехов тотчас использовал основную сюжетную коллизию в рассказе «Дама с собачкой». Я нашел пример того же рода: ряд мотивов и образов очерков «Из Сибири» (Чехов «забраковал» их при отборе в Собрание сочинений) перешли в пьесу «Три сестры».
Надо сказать, что подобный тип многократного обращения писателей к определенным темам, сюжетам, персонажам несет в себе залог более совершенного образного воплощения материала. Примеры из области искусства бесчисленны. Укажу на «Троицу» Рублева: она ведь родилась в рамках многовекового канона… Пушкинская тема «Exegi monumentum» прошла через творческие сознание и Горация, и Державина, и потом, после Пушкина – через столетия – к Иосифу Бродскому. У Чехова образцом самоповторения – разумеется, при кардинальном углублении и совершенствовании формы, - стала переделка пьесы «Леший» в «Дядю Ваню». Лично я считаю эту пьесу совершенством, верхом слиянности актуального, злободневного – с вечным, бытийным - а также с традиционным, родовым русским началом всей отечественной литературы. Не случайно ведь Серебряков произносит знаменитую фразу из «Ревизора»! «Я собрал вас, чтобы сообщить пренеприятное известие…». Он – уже разоблаченное научное ничтожество, профессор-фитюлька – он вновь готов играть роль настоящего ревизора и учителя нравственности! Это все равно, как если бы разоблаченный Хлестаков снова вернулся в уездный город.
Если бы Чехов прожил еще 10-15 лет! При подготовке своих пьес к новым изданиям он отточил бы их до невероятного совершенства, а может – по примеру «Лешего» и «Дяди Вани» - создал бы на уже освоенном материале новые драматические шедевры. Сам Чехов на сей счет был недвусмыслен:
«… если бы мне прожить еще 40 лет, <…> я выпалил бы во всех вас из такой большой пушки, что задрожали бы небеса…» (П.3,194).