Кем быть?

Борис Гольдин
Странички из дневника   

ВСЕ ГУЛЯЕШЬ,СПОРТСМЕН?

      Вот это была настоящая лафа. Апрель- никому не верь.Мальчишки и девчонки каждое утро спешат на уроки.Кругом весна. Все в цвету.Набухли на деревьях почки.  Урючина  расцвела и покрылась ярко-белым нарядом.  День удлинился.Стало намного теплее. Я был  всему этому рад. У меня праздник:я на тренировочных сборах.Главное- в школу ходить не надо. Не верите? Спросите у нашего директора товарища Машевского. Неделю назад меня срочно вызвали к нему.

Вы — директор не простой,
Вы – директор школьный!
Трудитесь с большой душой,
Чтобы быть достойной
Школе нашей дорогой...
 Л.Г.

    - Школе оказана высокая честь.Тебя включили в состав сборной республики по волейболу. Впереди Всесоюзные соревнования школьников.Ты будешь  вместо школы ходить на тренировки. Ты понял?

   -  Нет,- ответил.-Это десятый класс. Вот-вот выпускные экзамены.Я далеко не лучший ученик по математике.Я не смогу подготовиться самостоятельно.

    - Эти мысли выбрось из своей головы раз и навсегда. Я тебе обещаю,что аттестат зрелости будет замечательным. Это в наших руках.Твое дело-самоотверженно  тренироваться и не подвести нашу школу .

    - Раз сам директор сказал, то зачем  тебе волноваться,-сказал папа.

      Вот я и не волновался,пока не встретил одноклассника Вовку Чевычалова.

    - Все гуляешь,спортсмен?-спросил он.-А зря ты это делаешь.

    - Мне сам директор разрешил и пообещал,что с аттестатом будет порядок.

   - А наш математик,представь себе,думает по-другому.Он рассуждает так:спорт
–это развлечение и отдых.Прогульщиком тебя называл.Каждый урок ставит тебе в
журнале жирные двойки.Все ясно?

     Что тут не понять? Утром я был в школе.В кабинете директора.

   - Ты уж меня извини.Преподаватель так решил.Что я могу поделать?

     Учитель был у нас строгим.Бывший фронтовик.Он работал еще на кафедре математики в педагогическом институте. На все случаи жизни у него было свое собственное  мнение.

 -  Начальство не договорилось получается.Как в поговорке,когда паны дерутся,у хлопцев шапки летят.Садись за свою математику и забудь про все,-сказала мама.

       КУДА НАПРАВИТЬ СТОРЫ?
 
      Известно,что философов волновал и волнует логический парадокс:

    - Что было раньше – курица или яйцо?

     С одной стороны- для появления курицы необходимо яйцо, с другой - для появления яйца нужна курица.

И этот несусветный бред
Учёных мучит до сих пор:
Кому ж отдать приоритет,
Окончить разом весь сыр-бор?

А суть- то в том, что в попыхах
Других не разглядели лиц.
Начало, братцы, в Петухах!
Без них ни Куриц, ни Яиц!
 Александр Макарский

     Если поэт Макарский  быстро решил эту проблему, то я не мог тогда разобраться с важным вопросом: кем мне стать учителем физической культуры или ... журналистом?

Почему возникла такая дилемма?

     Мой первый  тренер по волейболу работал в спортивной газете.Занимался  я в школе молодого журналиста при молодежной газете. Учился у таких мастеров пера,как Геннадий Емельянцев и Яков Кумок.Писал небольшие заметки в спортивную и военную газеты, принимал участие в жизни молодежной  спортивной  редакции республиканского радио.

     Никогда не забуду один забавный казус,который случился со мной в те годы. Корреспондент газеты “Советский спорт” по республикам Средней Азии Константин Васильевич Дмитриев попросил написать небольшой отчет о встрече узбекских и болгарских спортсменов. Это были  команды хлопкоробов,которые очень любили футбол.

     Я написал.Отметил,что у одной активной болельщицы на груди красовался орден Трудового Красного Знамени. Рядом с корреспондентом,помню,стояла его жена-актриса театра имени Горького,Тамара Аванесянц.

    - Боренька,-сказала она ласково,-вы хоть раз видели на женской груди орден?

     Я покраснел.

    - Это штамп,-сказал Константин Васильевич,-а их надо избегать.

     В спорте успехи были немного скромнее.Пробовал себя в известной школе бокса Седнея Джаксона при Дворце пионеров.Боксер из меня не получился. Владимир Любаров был отличным тренером по легкой атлетике. Многому научил нас, пацанов. Но я ушел в  спортивные игры. В волейболе уже были результаты получше. Выступал за юношескую команду Дома офицеров и за сборную Ташкента.К этому добавлю,что в годы войны жил с мамой в раздевалке спортзала общества "Динамо" и очень полюбил его спортивную жизнь.

     Но проблема была в том,что я прикипел и к журналистике,и к спорту.

     Вопрос стоял остро:куда подать документы?

       Как у поэта Владимира Ермилова:

      Промчались школы годы,
      Вопрос встал предо мной:
      Куда направить стопы?
      Как выбор сделать свой?
 
       Спорт  выиграл и поставил точку. И вот почему. Члены сборной  республики по волейболу, по инициативе Министерства просвещения, уже в июне получили разрешение досрочно сдавать вступительные экзамены в Государственный институт физической культуры. Только дурак мог отказаться от такой возможности.

    -  В журналистике важно знать, за что берешься.Выбор твой верный,-напутствовал меня корреспондент газеты“Советский спорт” .

      Все  испытания, как устные,так и письменные,прошел успешно.Дома тепло поздравили и приготовили вкусный обед.Ура!Теперь всё лето в моем распоряжении.Что захочу,то и буду делать.

       КАК ПРЕКРАСНО БЫЛО В КИЕВЕ

      Тут папа скзал,что он собирается в отпуск.

    - Хочу навестить родственников.

    - Вот и отлично,-сказал я,-возьми и меня с собой.

  -  А как же,-спросила мама,- мандатная комиссия?

   - Зачем она для члена сборной республики?Кого еще брать ,если не меня?

   - Мандатная комиссия–есть мандатная комиссия.И даже для тебя ее никто не отменял,-сказала мама.

  -  Извини меня. Кто лучше знает?.

     Папа послушал и сказал:

  - Делай,как знаешь,если уверен.Тебе поступать.
 
     Возвеличивание себя, влюбленность в свой идеальный образ, идеализирование своей персоны:все это симптомы звездной болезни.Например,американский исполнитель популярных песен Джастин Бибер не скрывал своей звездности. Он мог зайти в ресторан, заказать еду,а потом вдруг сделать другой заказ,потому что то ему не то принесли или что-то не понравилось.Если начинали с ним спорить,бросался тарелками и уходил. Или устраивал потасовки в ночных клубах.Или крушил номера в отелях. Или...

     Но я до этого еще не дошел. Но уже начиналась “звездная болезнь”. По сей день не могу понять:откуда она ко мне привязалась?

     В Киеве чудесно провели время. Мы с папой побывали на улице Горького в доме,в котором жила бабушка Бруха.Вспомнился интересный эпизод. После войны все родственники вернулись в Киев. Сейчас Михаилу Рыбаку уже 70.Но он, хоть и дед трех внуков,молод душой и телом. До сих пор любит футбол и еще судит футбольные матчи  и бегает по полю как мальчишка.Живет в Кливленде. Часто созваниваемся. Как-то он поведал мне такую историю.
 
   -Когда  наша семья вернулась в Киев,-рассказывала мне мама,то застали нашу квартиру абсолютно "голой", подчистили все,что только смогли. Кто-то сказал и указал на тех, чьих это было рук дело. Тогда отец обошел всех соседей,хотел сам убедиться в правдивости этих слов. Трудно было в это поверить.До войны  жили дружно. Отец прошел всю войну,но умел себя держать в руках, и поэтому спокойно сказал всем:на все про все даю четыре часа,а затем буду расстреливать воров без суда и следствия, оружие при мне. Дело в том, что  звание умелого   столяра - краснодеревщика отцу досталось  в наследство от своего отца Мойши. И до войны папа в свободное время создавал шедевры домашней мебели.  Его  обиду можно было  понять:какие-то сволочи воспользовались тяжелым временем и все растащили.Скажу честно,что он тут не лукавил. Мог сгоряча и оружие применить. Вскоре дома появилась наша мебель.

     Наша семья осталась в Ташкенте.Мама вспомнила проблемы в Киеве с "пятой" графой в паспорте и коротко сказала:

   - Давайте останемся здесь навсегда.

     Мама как-будто была ясновидящей.Она помнила, что в Киеве процветал махровый антисемитизм и предвидела его в будущем. Время показало,что мама была абсолютно права.Если нам в Узбекистане были открыты почти все двери,и мы получили высшее образование и даже больше,то в Киеве ни один из наших родственников не смог  попасть в институт. Мандатные комиссии вузов находили тысячи причин,чтобы отказать молодым евреям.Им пришлось уезжать на учёбу в Россию,Белоруссию и республики Средней Азии,чтобы получить высшее образование.

     Моя двоюродная сестра Аня решила стать учителем русского языка. В то время хотеть можно было все и везде ... только не в Киеве. С фамилией Браверман даже к приемной комиссии трудно было подобраться. Не помогло даже и то, что ее отец,гвардии майор, прошел с оружием в руках всю войну и закончил ее в логове врага  -Берлине.

     В республиканском институте русского языка и литературы в Ташкенте на ее фамилию иначе смотрели:сдашь успешно вступительные экзамены, получи свой  студенческий билет. Учиться пришлось заочно. Много лет надо было летать из Киева на экзаменационные сессии. Прошли годы. Аня успешно сдала государственные экзамены. Мечта сбылась:получила диплом учителя русского языка и литературы. Часто мне звонит из города Шарлотт,что в Северной Каролине, где ныне проживает.

      Миша Рыбак,мой двоюродный брат,математику полюбил с детства.В старших классах  даже занимался по вузовской программе.На вступительном экзамене по математике в Киевский политехнический институт он ответил на все вопросы билета.Ему стали задавать дололнительные по программе высшей школы. Он знал материал и уверенно отвечал.В самом конце один из ведущих экзаменаторов сказал,что надо лучше готовиться к вступительным экзаменам. Он вернулся домой с сединой.

       Тут подошел призыв. Попал во Внутренние войска Министерства внутренних дел СССР. Приходилось часто сопровождать преступников из тюрьмы в суд. Однажды из суда сопровождал в тюрьму арестованного за взятку...своего бывшего экзаменатора по математике из Киевского политехнического института.

     -  Я ни в чем не виноват,-сказал он,-такая была установка-евреев не пропускать.

      - Евреев не любят не за их недостатки,а за их достоинства,-говорила известная поэтесса Анна Ахматова.

    ...Прошли годы.Как-то мы поехали в отпуск в Киев. Мама и папа мне говорят:

    -  Шагай первым.

     Мне было лет восемь. Постучал в дверь бабушкиной квартиры.

    Она  открыла, посмотрела на меня и сказала:

  - Здравствуй, малыш!Что случилось? Сегодня суббота и дети остаются дома со своими родителями. Мама твоя это хорошо знает и,наверное,забыла.Приходи в другой день.До свидания.

     Я с плачем вернулся к родителям и все рассказал. Они стоят и улыбаются.Ничего не понимаю.

   - А теперь идем все,-сказал папа.

     Сколько было смеха. Бабушка не узнала своего самого старшего внука! Она смеялась вместе с нами,крепко обнимая меня.

     - Что поделаешь,иногда в самый важный момент глаза подводят.- Ты так вырос,так изменился.Я не видела тебя так давно....

      Прошло с  тех пор десять лет.

      Как провел время в Киеве? Просто сказочно!Дядя Нона, мамин брат, сводил меня в парную,где хорошо прошелся по мне березовым веником.Дядя Петя,другой мамин брат, организовал нам культпоход в театр оперетты.Тетя Циля,мамина сестра, в честь нас приготовила очень вкусный обед.Она в этом деле была большой мастерицей. Мамины сестры тетя Соня и тетя Фаня принимала нас,как графов,не зная,как говорят,куда нас посадить или положить, затем пригласили на восхитительную прогулку по Днепру.

     Всем рассказывал,мол,какой я крутой:в институт попал досрочно и даже мандатная комиссия мне нипочем.

    Многие родственники удивились.

  - Ты уверен? Точно знаешь? Не пролетишь?

-   На сто процентов. Я же член сборной ...

    Папин отпуск пролетел быстро.

           ХОЛОДНЫЙ ДУШ

Я сижу на вишенке,
Не могу накушаться.
Дядя Ленин говорил:
«Надо маму слушаться».

    На Ташкентском вокзале нас встречала мама с сестренками.Она была в слезах.

  - Что случилось?-бросились мы к ней.

 - Тебя не приняли. Твоей фамилии  нет в списках зачисленных. Эх  ты, член сборной...

     Холодно встретил меня декан факультета в института физической культуры Владимир Федорович Шведукс, он был и тренер сборной команды юношей Узбекистана.

   -Где ты был?-первым делом задал вопрос.-Почему тебя не было на заседании мандатной комиссии?

     Молчал.Стало доходить.

   - Я думал...

    -Тебя не приняли из-за твоей “звездной болезни”. Извини,помочь ничем не могу.

     Холодный душ помог.Сразу отрезвел.Вспомнил беспокойство родителей,сомнение родственников в Киеве.Как-будто сразу кто-то спустил с небес на землю.Стыдно было перед всеми,но особенно перед сестрами, потому что они считали брата умным.

     Стал советоваться с родителями,слушать их мнение о моей будущей работе. Решил  пойти по следам дедушки  Мойши  или дедушки Герша. Буду краснодеревщиком или  железнодорожником. Спорт и журналистику решел перенести в далекое будущее.

          ВСЕ ХОРОШО,ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ
      
      Но я родился,наверное,в рубашке. В октябре мне позвонил тренер и сказал:

     -На твое счастье в педагогическом институте открывается  факультет физического воспитания.

      Снова  сдавал, но уже на общих основаниях,все вступительные устные и
письменные экзамены. Кроме того, было много испытаний на стадионе:короткие и длинные дистанции,прыжки в высоту и длину,метания копья и диска.

      Проходной балл был 22. Я же набрал целых 27! Исправился.Первым пришел на мандатную комиссию.Конкурс был большим. Почти целый день провел в ожидании. Вызывают.

    - Уже все места заняты,-порадовал меня председатель мандатной комиссии доцент М. Давлетшин.

   -  Извините.Я же набрал 27 баллов.

  -   Ну и что? Это уже нам решать.

   -  Завтра я пойду к Министру просвещения и расскажу, как мандатная комиссия несправедливо отказала мне. Назовите мне причину,- вдруг  неожиданно вырвалось у меня.

   - Какой вы боевой. Педагог должен в любой ситуации быть выдержанным.Но мы видим,что вы очень хотите у нас учиться. Возьмем вас в качестве  резервиста.Покажите себя хорошо в первом семестре - будете студентом.

     В институте регулярно выходила студенческая газета  “Советский педагог”. Во втором семестре в многотиражке появилась моя первая публикация. Помню,что это был репортаж с межвузовских соревнований по волейболу, где я играл за команду педагогического института. Все встало на своё  место. Рядом,в одном строю,снова зашагали два приятеля-спортсмен и журналист.

    - Все хорошо,- гласит английская поговорка,-что хорошо кончается.

Вьется дорога длинная,
Здравствуй, земля целинная,
Здравствуй, простор широкий,
Весну и молодость встречай свою!

     Через год с этой популярной песней  на устах   в " 500 веселом" поезде мы ехали на целинные земли Казахстана в  Акмолинскую область. У каждого студента в кармане лежала почетная комсомольская путевка. Это были не просто слова.Каждый этой путевкой гордился. Наш  отряд был большой-представлен студентами всех факультетов.Долго ехали и приехали в Кургальжинский район.Тут уже нас ждали  студенческие  отряды других высших учебных заведений Ташкента.

     Все было бы хорошо, если не считать одной "мелочи"- уборка урожая еще не началась и работу,даже любую,найти  практически было невозможно. Каждый стал искать.И,в принципе,находил кое-что.

    Случайно узнал,что в центре Кургальжинска выходит районная газета на русском и казахском языках. Пришел к редактору. Он посмотрел на меня, на мой наряд- старая вельветка и потертые шаровары,и сказал:

  -Давай сходим в райком партии.

 - Зачем?-удивился,- я же комсомолец.

 - Газета -  орган райкома партии.

   Заведующий отделом пропаганды и агитации райкома, как говорят,  начал прямо с корабля на бал:

 - Опыт есть?Где печатался?

   Вопрос был для меня отличным.

 - Так вот,-сказал он,-напиши, как  ваш студенческий отряд ехал на целинные земли. Вот бумага и ручка.

   Вскоре я понял, что с заданием справился.

 - Шагай в редакцию и скажи, что все в порядке.

   Так нежданно- негаданно попал на первую в своей  жизни  журналистскую практику, да еще в штат газеты. Радости не было предела.

   Наше комсомольское начальство тоже было довольно. На одного студента заботой меньше. Только задали один вопрос,точно такой же,как редактор нашей институтской многотиражки:

 - Ты с литфака?

 - Нет, с факультета физвоспитания.


   На снимке:Борис Гольдин - студент факультета физического воспитания Ташкенткого педагогического института.