IV. 1939-194? Война - Сибирь - Урал

Александр Чантурия
    В Сибирь мы ехали поездом, через Москву.  Ехали очень хорошо. Папа всегда старался нам, где возможно, создать самые лучшие условия.  Мы жили несколько дней в прекрасной гостинице, во время пересадки в Москве.  Когда это удавалось, в международном вагоне ехали.  Я запомнила, как мы чай пили с папой ночью, с яблоком. Мама и Вова спали. А потом в тоннель заехали, такой длинный тоннель. Мама проснулась, спрашивает: «Куда это мы едем?», а папа говорит: «В самое чертово пекло».

    И приехали мы в Кузнецк или Новокузнецк, это всё один город.  Тогда назывался Сталинск, теперь снова Новокузнецк.  А рядом был Старокузнецк.  И металлургический комбинат. Он огромный, этот комбинат.  А дальше от него, так называемая, Верхняя Колония.
     Гостиница, где мы жили, была очень хорошая, номер из двух комнат и ванная комната. А внизу там ресторан был или столовая, там мы питались.  Очень хорошая гостиница.
   Был там случай - чуть меня не застрелили. Вова что-то был расстроен, плакал, и папа ему дал ружье чтоб успокоить, сказал: «Давай постреляем».  Я стояла у открытой двери балкона, не знаю как случилось, но оказалось, что патрон был в стволе. Он был с дробью, но все равно, стекла разбились. В общем, рядом со мной попало это.  В ужасе потом все были.

    Друзья к нам с Вовой приходили и мы с ними любили играть в прятки.  Их легко найти было, потому что почти все время они прятались большой стенной шкаф.  Потом оказалось, что они там прятались, потому что там вишня была, и ели они её.  Из Новой Праге мама привезла такой большой, 10-литровый бутыль с сушеными вишнями …

    Мы часто ходили недалеко от гостиницы, на холмы играть или просто гулять.  Вообще-то там очень много копоти было всегда. Ну, не всегда, может, иногда. Мы как-то не обращали на это внимания.
      Однажды Вова, ему 6 лет было, был болен, и мама ходила с ним на какие-то процедуры. С легкими что-то было. И вот, выходит, а его нет. Ищет везде. Нет, нет, нет…Вдруг, идет, слава Богу, идет. Одежда вся мокрая, вода с него течет. А оказывается, они там с дружком около озера ходили, и Вова поскользнулся. В общем, в воду упал. Владик, так звали его друга, кричит, а никого вокруг нет. Кричит : «Спасите Вову, спасите Вову!» .  А он ухватился за доску, что-то вроде мостика там было, на нём женщины иногда стирали и полоскали, половики.  Он одной рукой ухватился и с трудом держался, его течение тянуло, потому что на этом месте труба, в штольню воду из этого озера подавала.  На его счастье, какой-то парень взрослый, случайно мимо шел, услышал Владика и спас его. А вообще, После этого он еще тонул несколько раз, но оставался живым.   Вот так мы прожили в гостинице,довольно долго, благополучно, а потом нам дали квартиру в самом центре, на улице Кирова.

    Из Сталинска, мы уехали на Урал, в Сатку, это там город такой есть.  Там папе дали квартиру на 2-м или на 3-м этаже.  В  Сатке мама участвовала в художественной самодеятельности.  Но это у них был почти настояший театр.  Театр который все признавали.  Они ставили пьесы в каком-то большом помещении, не знаю театр это был или Дом Культуры.  Как-то, когда мы с (братом) Вовой были одни дома, пришли проверять, кто тут живет, кто прописан.  Спросили -  мама где работает? Вова сказал  - Моя мама Артистка.  Мы все смеялись потом.  У нас фотография есть с надписью сзади - "Заслуженной Артистке".  Мамины друзья по театру потом прислали, когда мы уже уехали.  Обычно когда мы уезжали все мамины знакомые плакали провожая её.  Её все очень любили, она была невероятно доброй .  Я помню, как-то мы шутя попросили - мама попробуй нахмурить брови - у неё не получилось.
    Нина, моя двоюродная сестра, осталась в Новой Праге.  Мы надеялись что когда квартиру получим она приедет и вещи привезет, но война началась в 41-м.  Мы тогда опять переехали и еще жили в гостинице, когда началась война.  Половину третьего и в четвертом  классе я в Сатке в школу ходила.  Родители никогда нам не читали нотации, иногда говорили что это плохо, но чтобы нотаци читать - нет.  В 4-м классе первый раз экзамены мы должны были сдавать.  Я прихожу домой а мама мне говорит приходила Дарья Трофимовна, это была наша учительница, и оставила для тебя задачи, какие будут на экзамени.  Она сказала: "Я знаю что она их конечно решит, но может чего-то от волнения неполучится, пусть лучше дома порешает.  И я эти задачи не стала даже смотреть.  Это не то что там я такая - так нас воспитвали.
     После Сатки папу перевели в Анжерку (Анжеро Судженск). Там рядом был Антоновский рудник, где добывали кварциты, для Новокузнецкого завода.  А из Анжерки мы в Антоновку переехали.  Потом в Знаменку.  Или сначала в Знаменку, потом в Антоновку, не помню.  Это всё тоже там, на Урале, неподалёку.  Там лес был рядом. Мы туда с подружками ходили, собирали грибы: белые, маслята подберёзовики...   И ягоды тоже собирали: малину, землянику, бруснику, черёмуху.  Из черёмухи потом сок делали.  Медведя один раз видели, он тоже ягоды собирал и убежал, когда нас увидел, испугался.  А мы почему-то не боялись в лес ходить.  И родители за нас не боялись.  Наверно там зверям еды хватало, и людей плохих не было.  А в Донбассе,  мама рассказывала, за ней в лесу какие-то люди гонялись.  Но она от них сумела убежать.   
    Там, в Сибири, мы были когда война началась.  Помню мы вечером все вместе гуляли и фантазировали как хорошо бы было пойти пешком в Индию.  А утром по радио сообщили что война.
   Когда началась война, много мужчин ушло в армию.  Рабочих не хватало и я пошла работать на насосную станцию.  Днём училась, потом делала уроки, и шла на работу, в ночную смену.  Страшно было, особенно в начале.  Там по чердаку крысы ночью бегали, наверно большие, топали как лошади.  Станция была старая, стояла на речке, вдали от всего.  А река, называлась Яя.   Мальчик который там работал до меня, ушел, потому что говорит, там привидения.  А я сказала, что я храбрая, комсомолка и не верю в привидения.  И меня взяли туда работать.  А вот однажды я про привидения вспомнила. Услышала какой-то шум, глянула в окно, а там стоит кто-то в белом.  Испугалась я страшно.  А это оказалось, женщина что на соседней водокачке работала, пришла меня проведать. 
    А Вова, он машины очень любил, подружился там с шоферами, которые руду возили.  Они ему порулить давали.  А потом увидели, что у него хорошо получается, посадят его  за руль, а сами рядом дремлют.  Папа рассказывал, что как то стоит он у дороги, а мимо самосвал с рудой едет, а водителя за рулем не видно.  Остановилась машина, из неё Вова выходит.  А ему 11 или 12 лет было.  Папа тогда водителя отругал, но они всё равно Вове ездить разрешали.  Он еще лошадей очень любил.  На лошадях тоже руду возили и он с конюхами подружился, помогал им лошадей кормить, ухаживать за ними.  Ну и ездил, конечно. 
   Мне потом эта работа в Сибири очень помогла, когда я пенсию оформлять стала.  У меня стажа не хватало, так женщина которая меня оформляла подсказала что может я до института где-то работала.  Я говорю, работала, даже где-то благодарность у меня есть от рудничного начальства.  Она говорит, что благодарность не годиться, надо чтобы официалюную выписку прислали, с какого по какое я работала.  Ну я написала туда, особенно не надеясь, ведь это уже другая страна, Россия, а я с Украины.  Разорвали всех.  А через месяц примерно пришел ответ с выпиской.  И я получила пенсию и еще льготы, как участник войны.  Кто в войну в тылу работал приравняли к участникам.  А Сереже, Вовиному (сыну), не повезло.  Он из Ленинграда три раза в Киев приезжал, чтоб дали справку, что он в ликвидации Чернобыльской аварии участвовал, а ему не дали.  Говорят нет днных, что он там был, в самой зоне.  Его часть стояла у границы зоны, но работать они каждый день туда ездили.  А на это, говорят у нас документации нет, значит никакой справки не дадим.  Деньги они хотели наверно с него за эту спревку, а у него характер как у отца его, даже порезче.  Так и не получил он никаких льгот чернобыльских.  Трудная у него жизнь была.  Он худой был как спичка, а работал в метрострое, в Ленинграде, пока ему руку не раздробило.  Ему бы музыкантом быть. И способности были, но характер мешал.  Вова говорил, что учительница его рассказывала, что мог он сидеть за пианино куда-то вдаль глядя и одну ноту тренькать.  Вроде как не получалось у него, то что задано сыграть.  А потом, скажет она ему: «ну всё Серёжа, хватит, иди домой, к следующему уроку подготовишься».  А он вдруг начинает играть без единой ошибки, и то что задано и что там рядом в нотах было.  И на ноты не смотрит.
     Ну это я отвлеклась.  В общем, в начале войны мы в Сибири были, а потом папу в Магнитогорск перевели.  Там начали марганец добывать.  Раньше его на Украине добывали, в районе Марганца, где его много.  А потом немцы Украину заняли, а без марганца сталь для танков и пушек сварить нельзя.  Начали на Урале месторождение разрабатывать для Магнитогорского металлургического комбината.  Построили обогатительную фабрику, как в Марганце.
    Вот там его второй раз арестовали. Рудничное начальство, чтобы план выполнять, самые богатые участки месторождения решило разрабатывать.  А папа стал с ними спорить, что так нельзя, потому что отвалами, пустой породой, они засыпали те участки что победнее.  Что через два месяца  вообе не будет возможности в этом карьере добывать руду.  Написал рапорт об этом.  А они сказали, что он  хочет уменьшить добычу важного для страны сырья.  Рассорился он с ними, его расчитали, записали в трудовую книжку и перевели в Сатку.   И скоро его арестовали.  Но в этот раз, слава богу, недолго держали.  Потому что через два месяца случилось то, что он предсказывал -  богатое месторождение закончилось и рудник действительно встал.   Из Москвы прилетела комиссия разбираться.  Нашли папин рапорт, спрашивают «А где тот кто это написал?»  А он в тюрьме еще был, или в лагере, но недалеко где-то.  И его выпустили, назначили начальником рудника, а тех посадили.   Потом уже ему за это орден Ленина дали, после войны.  Но это потом, а тогда его хоть выпустили, но все его другие награды и даже паспорт не вернули.  Долго он потом жил без паспорта.  Рассказывал потом, как однажды был у замминистра черной металлургии, с ним разговаривал, и говорил: «ну, теперь уже пора убрать эту запись из трудовой книжки», а тот говорит: «Да какая тебе разница?». Но разница была большая...
   Много лет спустя, когда я была у Патрикеевых, у Наташи, она мне сказала: « Ты же знаешь, кем был бы твой отец, если бы не его характер». Характер совершенно бескомпромиссный. От принципов никогда не отступал. Никогда!
    О том что было с ним в тюрьме и в лагере, когда первый раз арестовали, папа ничего не рассказывал.  Кажется подписку с них брали, что если выпустят, то ничего рассказывать нельзя о том как допрашивали.  Только одно знаю, что он не переносил когда вода из крана капает.  Не помню, мне он много лет спустя рассказал или маме моей, а она уже мне пересказала, что привязывали к столбу, а сверху на голову вода капала.  Часами, а может сутками, так что люди с ума сходили от этого и сознавались в том чего не было.  Еще он не переносил когда в дверь стучат громко.  Внука своего, он любил очень.  Он вообще никогда не повышал голос, не помню я такого, но один раз Саша с улицы прибежал, а дверь закрыта была и стучать громко начал.  Тогда папа на него прикрикнул.  И сам от этого расстроился.  Он потом объяснил, что так стучит НКВД когда забирать приходят.

-----
Продолжение будет, но не скоро.