Феминизация в дипломатии - нонсенс?

Элеонора Касымова
 
(РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД КНИГОЙ «ЕЁ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО ГОСПОЖА ПОСОЛ»)

Держу в руках новую книгу Элеоноры Касымовой «Её Превосходительство госпожа Посол». 
 
Роман представляет  не просто размышление над проблемами, связанными с  подготовкой кадров для внешнеполитических  ведомств из числа  женщин. Это,  по глубине своей,  плод личных  переживаний  за судьбу родины, за ее будущее. По затронутым социально-политическим, нравственным и философским аспектам феминизации,  книга далеко выходит за пределы гендерных проблем, охватывает глубинные процессы, происходящие в обществе начала двадцать первого века, универсальных по характеру и навязываемых  жестокой глобализацией.

Итак, женщина в дипломатии - понятие многозначительное, емкое, мало изученное. Это  понятие  отражение общего положения женщин в обществе.

Конституция страны предоставляет равенство прав и свобод мужчин и женщин, а также равенство их возможностей. В общем числе работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти,  из года в год растет численность  представительниц слабого пола. В современной истории известны имена выдающихся женщин Востока Индиры Ганди, Карасино Айкино, Беназир Бхутто, Гольда Меир, Банданарайке. Йнглак Шинаватра и других государственных политиков. 

Поражает процесс демократизации в государствах Южной Америки. За период с 2—1 по 2011 из числа 31 выдвинутых  кандидатов в президенты этой части Латинской Америки   женщин, трое победили в Чили, Аргентине  и Бразилии. Несколько раньше,  в 1990 году, должность Президента в Никарагуа заняла В.Барриос  де Чаморро, а  в 1999 году в Панаме - М Москосо. 

В Таджикистане в разное время  должности Председателя Верховного Совета Таджикской ССР, вице-премьеров и министров образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, Госстроя и Спорткомитета занимали женщины. Первыми секретарями столичного  и районных комитетов, секретарями областных комитетов Компартии, председателями гор и райисполкомов становились женщины.
Впервые должность одного их заместителей министра иностранных дел  сегодня занимает женщина.

Внешнеполитические ведомства Республики  не исключение. Сегодня в аппарат МИД  Республики Таджикистан, в посольства страны и международные организации женщины  стали привлекаться  активнее. Вместе с  тем  в Таджикистане до сих пор нет национальных механизмов и процедур,  способных не только юридически, но и фактически  гарантировать соблюдение конституционного принципа гендерного равноправия.

Подобное положение объясняют национальным  менталитетом, патриархально-феодальными и религиозными традициями  общества.  Хотя в Австралии епископами, в США муфтием избраны женщины. В Великобритании также женщины могут возглавить высший церковный сан. 

В истории общественной мысли таджиков, в том числе в таких исторических памятниках и трактатах, как «Табариева  история Балами (Хв)», «История Бухары» Наршахи (Хв), «Равзатусафо («Сад мудрости» (ХV в), «Шахнаме» Фирдоуси и «Сиясат -наме» Низам-ул –Мулк, «Мухтасари сахехи Бухори» – Имом Зайнуддина и Ахмада Зубайди,  содержащих историю международных отношений таджиков, описавших  жизнь послов, их мудрость  и порядок их деятельности, не упоминается о месте женщин. К сожалению, это относится и к книге Талбака Назарова и Абдунаби Саттор-зода «Дипломатияи муосири точик».

Дипломатия сегодня стала одной из  немногих профессий, где сильно проявляется мужской шовинизм. Во многих посольствах мира  редко служат женщины-дипломаты. Они, главным образом, работают в качестве секретарей, библиотекарей, референтов, бухгалтеров и  кассиров, а в МИДах  - в канцеляриях и протокольных отделах. Женщинам - дипломатам пока редко присваивают ранги выше советника. Среди начальников управлений МИД  женщин – единицы.

Исторически дипломатическая служба считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров и дипломатических комбинаций.
Но времена меняются. Во многих армиях мира, в том числе Иране, Израиле и других женщины служат наравне с мужчинами. В ряде стран Европы женщины возглавляют  министерства обороны.

Сегодня в Индонезии, где  большинство населения исповедует ислам, девять женщин – послов представляют страну за рубежом. Представительница самого маленького арабского государства Бахрейн недавно была аккредитована в Вашингтоне в качестве главы посольства. В объединенных Арабских Эмиратах, где, кстати,  женщины составляют 22,5 % парламентариев,    четверо  стали министрами, назначены на должности послов в Швеции и Испании.   

А Посольства России и СССР за рубежом возглавляли выдающиеся дипломаты Александра Коллонтай, Валерия Калмык, Зоя Новожилова, Валентина Матвиенко, Ольга Иванова. Зоя Миронова возглавляла советские миссии при ООН в Женеве и Нью- Йорке. Но это на общем фоне составляет исключение, чем правило.

В дипломатическом корпусе в Республике Таджикистан аккредитованы только две женщины. Это -  Чрезвычайные послы Республики Беларусь и США.  Между прочим, посольства США за рубежом возглавляют 83 женщины. Ранее внешнеполитическое представительство ФРГ в Таджикистане также представляла женщина. Здесь автор категорична - «государства не допускают  на такие ответственные должности случайных людей. Планируются дела с учетом женского ума».

Некоторые МИД соблюдают осторожность при направлении женщин на дипломатическую работу.

Имеются и попытки оправдать сложившееся общественное мнение, негативно оценивающее как использование женщин на дипломатическом поприще, так и деятельность жен дипломатов. Так, в «Практике дипломатии» Гамильтона и Лэнгхорна  говорится, что  женам дипломатов  в Венеции не разрешалось сопровождать мужей в их дипломатической миссии, из-за опасения сплетен.
Об этом повествует и автор, когда пишет что «жены дипломатов мило болтая,  боковым зрением наблюдают за реакциями мужей…». Здесь имеется ввиду ревность жен дипломатов к своим супругам, заслуженно пользующихся  успехом окружения. «Посол при  всем при том не является бездушной куклой - ему не чуждо все человеческое». - читаем мы в романе.

Тем не менее именно на супруг послов возлагается ответственность за поддержание  хорошего морального климата среди персонала   посольства.
«Осуждение других за спиной, как правило, не чуждо женщинам,- пишет автор.- Но на устах этих дам – не сплетня,  а светская болтовня, где присутствуют намеки, и  лишь под занавес подчеркиваются лучшие качества «жертвы».

У автора встречаем утверждение, что «любая женщина  хотела бы  стать  женой посла». Это особо характерно для  молодых девушек - романтиков. Однако автор предостерегает - «…любовь бешенная, страстная, быстро сгорает как дрова, сбрызнутые бензином. Остается  тлен.».

Известный дипломат Э. Саттоу называл качества жен дипломатов,  препятствующие карьере дипломатов-мужчин.  «Это характер,  религия, первоначальное подданство жены и прочее, что может оказать существенное влияние на решение вопроса о назначении дипломата послом». 

Часто представители власти ссылаются на то, что общественное мнение, якобы, не готово к равноправному участию женщин в политической жизни.

 Есть, правда,  и объективные причины. Мужчине дипломату легче входить в круг дипломатов – мужчин, которые, помимо служебных, ведут и свои мужские разговоры. Мужчина – дипломат, если  женат, может колебаться, принять ли ему приглашение на ланч к женщине-дипломату. У женщин дипломатов имеются свои проблемы и трудности при приглашении для беседы мужчин и принятии их приглашений.

Если у женщины-дипломата  есть дети, то стоит вопрос об их воспитании. Часто возникают трудности с поступлением в ВУЗ,  трудоустройством. Автор уверенна - работа, бесконечные поездки, смена стран и, порой,  обстановка не позволяет строить собственные планы.  Молодым женщинам дипломатам приходится поступаться личной жизнью. Обычный образ жизни мужей дипломатов- работа весь световой день, а потом вторая смена –работа за письменным столом,  выдерживают не все жены.
За занятостью проходит жизнь. «Некогда  оглянуться назад, чтобы нырнуть в прошлое,  вновь пережить счастливые моменты безвозвратных дней. Но время, - писал известный   венгерский поэт Шандор Петефи - как ветер, может не только потушить пожары,  но и воспламенить давно угасшие угольки чувств».

К тому же не каждая супруга выдерживает особый протокол для жен дипломатов – строгость во всем - прическа, одежда, разговоры. 

Жены дипломатов старшего поколения считали и считают, что  их роль заключается в поддержании своих мужей на службе. Как правило, они занимаются важной работой – благотворительностью  в стране пребывания. Вместе с тем, существует заповедь - не любопытствуй. 
Но    муж - дипломат в трудную минуту может  поделиться  с  супругой проблемами. Однако, открыто участвовать в решении проблем жена не может. Автор на возмущенное высказывание  супруги, что она является «человеком за ширмой», успокаивает ее словами супруга : «Нет, ты первая леди маленького здесь государства».

Что касается жен молодых дипломатов, то они настроены феминистично. Их не всегда устраивает роль второго плана,  быть приложением к мужу. Многие супруги дипломатов - художники, врачи, артисты, инженеры.  Они понимают, что теряют свою квалификацию и от этого чувствуют внутреннюю опустошенность. Иными словами,  дипломатическая служба  мужа ограничивает  права жены  по  отношению к ее профессии.

Все чаще встречаются примеры  работы  женщин дипломатов за рубежом. В этом случае возникают проблемы с трудоустройством мужей в стране пребывания. Едва ли из них получатся домохозяева или домоседы. В результате часто приходится жить в разлуке, со всеми вытекающими последствиями. Оригинальный выход из положения нашли кубинские товарищи. При наступившем мировом экономическом кризисе, МИД страны не стал сокращать свои посольства за рубежом. Внешнеполитические ведомства содержат малочисленный штат. В посольстве предоставляется  работа  супругам  не дипломатам.

Некоторая само дискриминация характерна для женщин Азии и Востока. Среди самих женщин существует убеждение в том, что политика и дипломатия - не женское дело. Классический стереотип женщины и женственности не включает в себя идею лидерства, уверенности в себе,  твердости и  решительности. Женщины находят роль матери и жены намного  предпочтительнее  политика.

Страны, где женщины занимают достойное место, где они могут иметь жизненный выбор, равный доступ и равные возможности участия в общественной и государственной жизни, являются наиболее стабильными, жизнеспособными и готовыми к решению проблем нового столетия.

К тому же женщины-дипломаты имеют свои  преимущества: они более наблюдательны, лучше понимают человеческую психику и тем самым более коммуникабельны, более аккуратны. О большой осторожности женщин и их меньшей склонности к коррупции говорили участники Всемирного экономического форума в Давосе .

Выступая в марте 1997 г  перед дипломатическим корпусом в Дипломатической Академии МИД РФ Е.М Примаков отметил, что задача заключается не в том, чтобы назначать женщин на ответственные посты, а в том, чтобы не мешать их карьере, не тормозить искусственно их рост.

Примечательны слова  Маргарет Тэтчер « Если вы хотите, чтобы что-то было сказано, попросите это сделать мужчину, если вы хотите, чтобы что-то было сделано, поручите это женщине». 

Комиссар ЕС по конкуренции Неели Кросс (Neelie Kroes) убеждена, что чаще всего «женщины отличаются меньшим самомнением и более ответственны, чем мужчины». Секреты  «женского феномена» в высокой степени заключается в их высокой образованности. 

Основная задача дипломатии заключается в мирном решении существующих между народами и государствами проблем. Обширная литература, посвященная изучению женской психологии,  свидетельствует о том, что именно женщина обладает качествами, способствующими предотвращению конфликтов, снятию
напряженности,  урегулированию споров. Женское «вмешательство» может ограничить власть с позиции  силы.

Пожалуй, права была «железная леди»- Маргарет Тэтчер, сделав, на первый взгляд, парадоксальное утверждение, что полное равенство будет достигнуто только тогда, когда высокое положение будут занимать и женщины средних способностей. 

Руководитель  Таджикистана Эмомали Рахмон для урегулирования гендерного равенства среди студентов ввел квоты для девушек при поступлении в ВУЗы страны. Это создаст основу для подготовки кадров из числа девушек  для последующего выдвижения их на государственные должности. В начале XXI века гендерные квоты стали действующей нормой регулирования политического представительства женщин почти в половине стран,  входящих  систему ООН.   

В Иране феминизация в учебных заведениях решена так удачно, что государство было вынуждено ввести квоты для приема парней в учебные заведения. Давайте посмотрим, какой удельный вес  девушек на факультете международных отношений в ВУЗах столицы. Они,  к сожалению, составляют в ТНУ - 14,6% , а на отделении МО РТСУ 30% от общего числа студентов.  Но относительно квотирования девушек по профилю специалист – международник (особенно, если в будущем будет открыта дипломатическая академия), то этого делать не следует. Ибо только талантливую, одарённую, выдержавшую испытательные экзамены молодежь, вне зависимости от пола, следует  принимать в подобные отделения. Практика   дипломатической службы не делает никаких скидок. Политик и дипломат - это не профессия. Это образ жизни,  ограниченный рамками этикета и  неписанных  правил. В политике нет такого понятия, как решение вопроса из уважения к женщине. Есть четко поставленные задачи, которые надо решать, несмотря на принадлежность к полу.
Дипломат – это государственный политик, представляющий не только страну, но и  политический режим этой страны. Женщинам, поставленным в эти жесткие условия, приходится соревноваться с мужчинами без каких-либо скидок на «слабый пол».  Они стараются перенять мужской тип поведения:  жесткость, воля, решительность. Нежность, красота и обаяние дипломата – женщины являются важными, но все же,  приложением к ее уму. Женская логика и интуиция дают умение неожиданно, свежо, нестандартно  взглянуть на уже привычные явления, стремясь предупредить, урегулировать конфликты, снять напряжение, а именно эти черты  сочетаются с профильной задачей  современной дипломатии.

Элеонора Касымова нарисовала живой портрет, создала образ идеальной женщины Жаклин, посвятившей себя трудной, сложной  профессии  дипломата. В ней воплотила свои мечты, какой она хотела видеть современную женщину-дипломата с дюжиной способностей, внутренним обаянием, проницательностью, логическим мышлением, выдержкой, способностью не побеждать, а убеждать собеседника. Автор через нее передает свои личные переживания, взгляды и сомнения. На ее фоне изобличает прототипов - алчных,  завистливых жен,  сплетниц. У иных жен дипломатов обычно «неистребимая мысль не выглядеть хуже, блеск роскошь, пыль в глаза» Здесь как никогда  метко подходят слова ирландского поэта  Роберта Бернса:

Мы хлеб едим и воду пьем,
Мы укрываемся тряпьем,
И все такое прочее,
 а между тем  урод и плут
одеты в щелк и вино пьют и  все такое прочее.
При  всем при том, при всем при том даже в позументах
бревно останется бревном и в орденах и лентах. 

Несмотря на дорогие купленные наряды, чутье подсказывает, что вершину положения в  обществе эрудитов покорить невозможно. Только широкий кругозор, энциклопедические знания, юмор, может позволить поддерживать беседы в кругу жен дипломатов. У автора Жаклин покоряет участников приемов не только своим  обаянием, умом, но и незаурядным талантом - исполнением на арфе музыки Вебера, что произвел фурор у изысканного общества.

Да, действительно, успех способствует такому дипломату, который как говорят «и швец,  и жнец и на дуде игрец». 

Автор этих сток был приятно удивлен на концерте, посвященном памяти композитора Альфреда Шнитке, в оркестре виртуозов в качестве  музыкантов видеть атташе по культуре Франции и Польши, аккредитованных в столице   соседней республики.

Как и посол, жена находится в фокусе пристального внимания не только светского общества, но и соответствующих служб своей и страны пребывания «Каждый жест, взгляд, слово обсуждается окружающими.  То есть уязвимыми являются не только должности послов, но и положение их супруг. «Умная жена, та же самая лакмусовая бумага, с помощью которой легко «окрашивается мужчина» - убеждена автор. Верно, говорят на Востоке «жена может как возвысить,  так и унизить супруга».

У ошибок нет пола. Беда, когда жены дипломатов, злоупотребляя своим положением, пытаются влиять на принятие решений супругов. Подобные факты изобличает в своей книге  Якуб Исламов.

Автор сравнивает супругу с актером, тайной за семью печатью. Постоянно улыбающееся   лицо, нежность,  красота, обаяние – черт, присущие каждой женщине. А у женщин –дипломатов за маской - жесткость, неподкупность,  принципиальность. И жестокий вердикт автора: в политике не существуют женская жалость и эмоции.

Дипломату нелегко  управлять собой, чтобы скрывать свои мысли, дважды думать,  прежде чем промолчать, скрывать  свои чувства. Даже за  приятной улыбкой, кроется деловитость. Как не скажешь, что имеешь дело с запрограммированным человеком-роботом. Впору, после напряженных минут, особенно после удач, достигнутых на переговорах, дипломату хочется убежать от себя, сняв маску, оказаться вне театра, забыть про Станиславского.

Но средства оправдывают цели. Автор убеждена, что « если хоть один человек на земле почувствует не только холод, но и тепло мира, куда он заброшен судьбой-хозяйкой, можно с уверенностью сказать, что добро все же сильнее зла».
Молодой читатель, мечтающий стать дипломатом, после нерадостных ситуаций, может разочароваться. Скучная работа? Осторожность, неестественность? Однако, все зависит от личности дипломата.  Во - первых, организованной личности  некогда скучать, во- вторых, от умения общаться, коммуникабельности, круга интересов, эстетического вкуса, знания иностранных языков зависит способность расслабиться, разбавить  монотонность радостью.
И, наоборот, «с диким пониманием смысла жизни, бездушностью и бездуховностью, человек не только скучает сам, но и заражает  окружающих.  Ему некомфортно среди веселой толпы, возникает желание скорее покинуть общество.

В советское время на дипломатическую работу на высшие должности  выдвигались  люди из числа опытных партийных, комсомольских лидеров.  Реже -  по карьерному росту. В условиях рыночной экономики на дипломатические должности выдвигаются предприниматели. Страна нуждается в инвестициях.

Среди посланцев Таджикистана были дипломаты  поразительного ума - Мирзо Рахматов, Джаббор Расулов, Лаким Каюмов, Якуб Исламов, Талбак Назаров  и дугие. 

Думается, недалек день, когда из числа молодых талантливых женщин-таджичек, имеющих сегодня дипломатический ранг советнико,  вырастут первые Чрезвычайные и полномочные  послы. А почему бы и нет? Феминисты настойчиво вопрошают – почему Бог не женского рода?

Итак, написана увертюра к большому симфоническому произведению. Следует отдать должное автору за смелость взяться за написание великолепного художественного произведения по данному малоисследованному жанру.

Республика Таджикистан - молодая  страна. Для истории в два десятка лет этот возраст ничтожно мал. Еще не улеглись в архивные пласты  (к тому же засекреченные), материалы о деятельности внешнеполитических ведомств. Но страна уверенно набирает опыт, делает  робкие,  но устойчивые шаги. И представленная работа Касымовой Элеоноры уникальная, первая в своем роде художественное произведение на очень сложную, довольно специфическую тему, плод ее проницательности, аналитического мышления, сверхчувствительности и высокого художественного вкуса.

Латифов Джура, 
Академик Российской Академии педагогических
и социальных наук Российской Федерации, доктор исторических
наук, профессор, заслуженный работник  РТ, Посол мира.