План монументальной пропаганды

Константин Берёзин
После революции в Советской России был выдвинут так называемый ленинский «план монументальной пропаганды». Взамен снесённых старых памятников («монархических») предполагалось построить большое количество новых, которые должны были воздействовать на народные массы в духе социалистической проповеди. Летом 1918 г. Совет народных комиссаров рассмотрел перечень из более 60 исторических лиц, образы которых нужно было в ближайшие годы увековечить. Среди этих лиц были революционеры, предтечи социализма, демократические общественные деятели, некоторые писатели, художники. Это был умный ход. Для полунеграмотной России пропаганда идей социализма через искусство (скульптуру, живопись, кинематограф) была очень сильным средством. Притом, большевики понимали, что такие «культурные ценности» останутся надолго, прочно войдут в сознание людей.

По сути, ленинский «план монументальной пропаганды» повторял те приёмы, которые имели место быть при христианизации Руси.

У язычников не было храмов и регламентированного богослужения — а в X—XII вв. на Руси начали строиться величественные храмы, которые производили огромное впечатление на местных жителей. (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире и т. д. ...) Вот это-то и способствовало завоеванию людских сердец. Как посмотрит человек — и у него дух захватит! Вот так храм — до неба! И богослужение сложное: если эти люди стараются такое сложное богослужение отправлять, то, наверное, они знают, как правильно — не то что языческие волхвы (деревенщина!). Да и интеллектуально-техническое превосходство строителей христианских храмов над неумехами-язычниками придавало христианам больше авторитета. Сумели такое построить! Сумели! Это ж надо — смогли такое сделать!

Это, в свою очередь, напоминает то, как Рим в I—III вв. завоёвывал варварские народы и присоединял новые территории к Римской империи. Сначала завоюют, а потом отстроят большие здания, покажут высокую культуру — и намекнут: «добро пожаловать! мы готовы принять в своё общество наиболее способных людей из вашего народа; мы готовы предоставить вам возможность приобщиться к цивилизации». И всё — покорённый народ соглашается с своим зависимым положением («оно и лучше будет!»).




.