Решетняк из Армии Власова

Анна Новожилова
Отрывок из книги "Младше 70 не предлагать".

Я замешкалась возле подъезда, и слепой Арон гордо и прямо зашагал вперед без поддержки. Выражение лица человека не только на лице. Всей своей повадкой он будто говорил:" я сам справлюсь, не нужны вы мне, доброхоты".
Мы год назад спасли больную ногу, а возможно и жизнь. Вместе с племянником Арон ехал в автобусе, племянник резко толкнул Арона, и он поранил ногу. когда я появилась, рана начала уже гнить. Полторы недели с медицинскими подробностями:" мазь вишневского, мазь синтомицин и левомиколь. Племянник был очень недоволен.
Почему, когда я думаю о том, как в старости мы становимся зависимы от каждой мелочи, мой мозг выдает странную ассоциацию:" время выбрало нас".
   Арон - человек из несуществующего города Чериков, проживший какое то время по чужим именем.
Конечно, город существовал до сороковых годов двадцатого века, один из многих пыльных городишек в еврейской черте оседлости. По улицам носились куры, собаки и дети в огромном количестве.
Янкель сидел на крыльце в жилетке и курил.  Ривка ругала коз плохим словом "мешугас". Старик Ромуальдыч неразборчиво матерился на идиш.
Солнце валилось за горизонт, одурев и изнемогая.


   Но где то уже...
"...Вы слышите, грохочут сапоги..."
         ____

"Украинцы, шаг вперед"!- скомандовал немец.
Арон вместе с украинцами сделал шаг вперед.
Им выдали временные удостоверения личности. Арон назвал свое имя:" Владимир Решетняк".
В Санкт- Петербурге, в обычной питерской квартире возле метро Звездная он рассказывал мне, как, удрав из концлагеря под именем Владимир Решетняк, он резал и ел мертвую лошадь.
Когда мы прогуливались с ним по окрестным улицам, он тихо напевал "Синий платочек" на польском языке.
В нем было две моих жизни.
Вы верите в переселение душ?
Я верю что я- реинкарнация воина, погибшего во вторую мировую войну.
Я прожила одну жизнь когда Арон был молод и встретила его в этой жизни. Тогда мы были на равных, а в этой моей жизни я его провожала.
Из будущего и настоящего до прошлого рукой подать. За его домом не так давно тек ручей, и даже сейчас видна впадина, где растет более сочная и мощная трава. Над впадиной склонилась старая ива. Через заросшую канаву, когда она была ручьем, переброшены были доски. Теперь- то они совсем распались, но можно представить как еще до того, как был построен этот район Санкт Петербурга, здесь протекала речка. А может и позже, в последние годы Советского Союза.
"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Купчино".
    Если взяться за руки не горизонтально, опоясав землю, а вертикально- через время, то можно дотянуться до Адама.
    Арон родился на свет в 1913 году. Его родители были уже не молоды. Когда его дед стал раввином, было начало девятнадцатого века. Значит, дед родом из восемнадцатого столетия.
    Арону же достался двадцатый век. Революции, войны,  плен, концлагерь и СМЕРШ.
 Он попал в Армию генерала Власова. До измены командующего, до плена, никто кроме постоянно матерящегося старшины, не мог сказать плохого слова про танкового стрелка радиста Арона. После разгрома он автоматически стал считаться власовцем. И не он один.
"Да ты еще и власовец, да мы тебя..."- грозили ему в СМЕРШе.
А под чужим именем  его однажды опознали:" да ты еврей, да мы тебя..."
Арон ответил ударом ноги по яйцам и оскорбленным воплем:" кто еврей?! я- еврей?!

    Теперь, когда я точно знаю что мой сын не от него,( когда я это пишуб то на мои глаза наворачиваются слезы, ведь он, в отличие от шестидестилетних, хотел от меня ребенка), но теперь, когда над  могилой Арона сломалась как шпага над головой, первая зима, я могу четко определить себя во времени .
И еще многое другое.
  У Володьки я была последней любовью, последней любовью я была и у Семена, о котором нет ни слова, и это надо исправить. Он тоже хотел от меня детей. Ему было восемьдесят один год. Его родители были отправлены в степи Казахстана по реформе Столыпина. Как коротки и обозримы столетия, а значит и тысячелетия.
  "...Лишь когда человече мрет,
лишь тогда он не врет..."

"...В левой стороне груди шевелится травка.
Палка перегнулась- я буду жить долго..."

И снова
"... лишь когда человече мрет,
лишь тогда он не врет..."*

*Егор Летов