Могильные ягоды

Лев Мокряков
                Могильные ягоды.
 В селе была тёмная, зловещая ночь на небе светила луна, словно ночное око, освещавшие собой беззвёздное небо. Завывал ветер, лил проливной дождь, предвещая несчастье. Несмотря на всё это, село мирно спало и дышало спокойствием. 
Только Светлана не могла найти себе покоя. Бедная Красна девица, то и дело беспомощно металась из угла в угол, ожидая местного знахаря Антипа, что должен был исцелить её больного мужа Благослава.  Он лежал в кровати и был бледен словно покойник: глаза его были  стеклянны, кожа белая,  а вены  чёрными. Муж то и дело кашлял и хрипел. Светлана  молилась всем  богам  просила исцелить мужа, но ему ничего не помогало, и знахарь был последней призрачной надеждой для безутешной женщины. Благослава одолевала слабость, его ежеминутно бросало в жар, то бил озноб.
-  Прошу, подойди ко мне,- сказал еле слышно муж.
Светлана подошла к нему, сев у изголовья. Она поглядела на мужа, едва сдерживая горькие слёзы. Благослав пытался приподняться, но не мог и пошевельнуться, словно тело стало и не его вовсе. Оно будто в одночасье задеревенело. После долгих усилий он кое- как приподнялся, но тут же в бессилие вновь рухнул на подушку.
 «Прошу тебя милый лежи спокойно я позвала Антипа. Он поможет тебе»- сказала заботливо женщина.
 Жена спохватилась и, взяв тряпку, смоченную водой, протёрла лоб больному. Она смотрела с болью на любимого ей человека, но всё же старалась сдерживать слёзы.  Он взял её руку, тот час всё тело женщины пронизал могильный холод
- Как ты думаешь, дорогой, сможет ли помочь нам Антип? – спросила с сомненьем Светлана.
- Конечно. Он поможет мне. Не думай не о чём плохом,- сказал  Благослав, словно прочитав её мысли и  сделав усилие  над собой  улыбнулся.
На самом же деле  больной чувствовал жгучею боль, словно что-то изжигало его изнутри.  Он вновь закашлялся и захрипел. Из его лёгких стала вылетать какая-то чёрная, вязкая жижа. Откашлявшись и придя в себя больной, сказал еле слышно:
- Дай мне подержать Ваню прошу тебя.
Красна  девица, подошла к люльке. В ней  лежал малыш, который ясными голубыми глазами глядел на мир.   Светлана взяла  Ванюшу на руки и поднесла к отцу. Тот же час необъяснимо, отчего малыш заплакал, и  женщина унесла его и в тоже мгновенье малыш успокоился. Жена вновь села у изголовья мужа.
- Он прочувствует мою смерть,- сказал с грустью Благослав. В его слышалось смирение.
- Нет, ты, что такое говоришь, с тобой всё будет хорошо,- убеждала его жена, хотя сердцем предчувствовала беду.
Тут раздался стук в дверь. Красна  девица, тот час бросилась к ней. Дверь со скрипом отварилась, и  на пороге стоял сгорбленный старец, его длинная, белая борода слиплась и свисала почти до колен. Он весь промок до нитки и вошёл в избу не торопясь, опираясь на свой посох. Это был знахарь Антип.
- Боже вы промокли до нитки!- воскликнула, красна девица.
Красна девица, подвела знахаря к кровати и показала на мужа.
 - Говоришь, муж твой захворал?- спросил Антип, присаживаясь на кровать подле больного
Взглянув на больного, знахарь нахмурил седые кустистые брови. Снял свою поясную сумку и стал доставать какие-то склянки.
- А ты присядь, в ногах правды нет,- сказал знахарь, мельком взглянув на Светлану, и стал вновь возиться со склянками.
Красна девица села на стул напротив старца.
- Что случилось с  твоим мужем? – спросил Антип.
- Сама не знаю. Это началось совсем внезапно. Я не знаю, что и делать,- сказала женщина.
- Горячка, жар есть?- спросил знахарь.
- Да, а ещё есть одна странность…
- Странность? – удивился Антип.
- Да, у него горячка.
- Что же тут странного?- спросил спокойно знахарь.
 - А то,- добавила Красна девица - что руки у Благослава, словно у покойника ледяные, а сам бел.
- Не может быть! – воскликнул Антип.
Но стоило ему лишь дотронуться до лба, словно кипятком руку обжог.
- Да очень странно,- сказал старец, задумчиво.
Вдруг на его лице отразился испуг, только стоило знахарю посмотреть на руки больного. Он строго посмотрел на женщину и закричал:
- Да у него вены чёрные!
- Я видела это, и мне показалось странным, но… я не знала что это такое,- сказала Красна девица.
- Это какой – то яд! Он отравляет его изнутри,– сообщил  знахарь.
- Яд?! – воскликнула испуганно Светлана,- Как такое могло произойти, я ничего не понимаю.
- Меня отравили?! Но кто?- прохрипел Благослав, едва слышным голосом.
- Успокойся тебе сейчас нельзя волноваться,- сказал знахарь Благославу.
- Как  это могло произойти? – спросил Антип Светлану.
- Я сама не понимаю, как это вышло…,- на глазах женщины появились слезы, и она не смогла договорить.
- Успокойся и вспомни, что ни будь необычное,- настаивал Антип.
 Немного успокоившись красна девица, утёрла слёзы и начала вспоминать, но как она не старалась, не могла ничего вспомнить.
- Ума не приложу, кто и чем мог отравить моего мужа. Ведь у нас своё хозяйство, огород... разве что…
- Что ты вспомнила?- спросил знахарь – говори!
Она задумалась  и тот же миг  изменилась в лице. Выражение испуга застыло на её лице:
- О боже! Та  женщина!
- Что за женщина? – спросил Антип.
- Та, что принесла ягоды.
В тот же миг Благослав поднял голову и, закашлявшись, прохрипел.
- Ты мне давала какие-то ягоды чёрного цвета,- припомнил Благослав.
-  Быстро покажи мне эти ягоды!- сказал Антип.
  Светлана  убежала на кухню и вскоре вернулась с полу – пустой миской  чёрных ягод, плавающих среди выделенного сока.  Она подошла к знахаря и подала ему миску. Антип посмотрел на ягоды. В тот же миг он взглянул на Светлану печальными глазами.
- Нам нужно поговорить,- сказал Антип, стараясь скрыть грусть.
- Но мой муж.., - начала жена.
- Это срочно,- сказал тихо знахарь.
- Я сейчас вернусь… мне нужно поговорить,- сказала Светлана.
Красна девица, чувствовала, что знахарь скажет ей, то чего она большего всего боится. Это чувствовал и Благослав. Вернее он это знал. Антип отозвал женщину подальше от больного и сказал самое страшное:
- Твой муж не выживет,- сказал с грустью Антип – Ты же знаешь…
- Да. После того, как любимому стало плохо, я видела кикимору, что прела пряжу. Это был знак о скорой смерти, но неужели ничего нельзя сделать? – спросила Красна девица с надеждой.
- К сожалению нет. Мне очень жаль,- вздохнул знахарь - всему причиной стали, так называемые могильные ягоды, что растут на кладбище, близ леса.
- Это ими отравился мой муж?
- Причиной такого тяжелого состояния твоего мужа является их сок, что похож на кислоту.
- То есть вы хотите сказать что сок..., - начала женщина, но не смогла договорить. Она испугалась собственных слов.
- Да. Он разъедает твоего мужа изнутри, изжигает его.
- Сколько ему осталась? – спросила Светлана, силясь не заплакать.
- Возможно пару часов не больше,- сказал знахарь – все, что я могу это облегчить его страдания.  Ты не должна плакать слышишь меня, не расстраивай его, лучше проведи с ним последние часы.
Светлана и знахарь вернулись к Благославу.
- Смочи несколько чистых тряпок, и наложите ему на запястья, ладони, виски и лоб и не стоит мешкать!- прокричал старец женщине, которая стала судорожно исполнять указания.
Знахарь проследил, чтобы Светлана всё сделала правильно, а затем покинул избу.
Вскоре мужу Светланы стало легче: жар спал, и он даже смог немного приподняться.
- Мне лучше дорогая,- сказал Благослав и взял жену за руку.
На самом деле Благослав предчувствовал свою скорую смерть. Он чувствовал, что жизнь медленно ускользала от него.
В этот момент жене показалось, что  мужа на мгновенья прояснились в глаза, но вскоре вновь потускнели, их, словно заволокло туманом.
- Я рада, что тебе лучше,- сказала Светлана, пытаясь улыбнуться, хотя в её душе бушевала буря, которая больше никогда не сможет утихнуть.
Она с грустью посмотрела на часы, было уже поздно. Тут она вспомнила слова знахаря:
- Пару часов не больше,- повторял голос одно и то же в её голове.
- Я не оставлю вас. Слышишь не оставлю,- сказал Благослав.
- Зачем ты такое говоришь? Ты рядом… здесь со мной,- успокаивала мужа Светлана.
- Ты же знаешь,… как всё будет..- сказал Благослав, удивительно спокойно. Светлана не удержалась, залилась горькими слезами и обняла любимого, положив свою голову ему на грудь. Муж обнял жену и осторожно утёр набегавшие слёзы.
- Мне так страшно..-, говорила Светлана дрожащим голосом – Не умирай, прошу тебя…
- Не нужно плакать обо мне. Всё будет хорошо. Я не оставлю тебя.  Слышишь, не оставлю. Я всегда буду с тобой рядом. Обещаю.
Всё отпущенное ему время красна девица, со своим мужем, разговаривая обо всем. Незаметно прошли время и точно в три часа Благослава не стало. Утром его хоронили всем селом. Все плакали да слёзы проливали.
С тех самых пор жена только и думает, что о своём муже, да в сердцах проклинает ту женщину, что лишила его самого дорогого. Её утишало только одно, что сын Ванюша с ней рядом, её кровиночка. Шли дни, всё было как обычно, да только на сороковой день после похорон слышит Светлана плач Ванюши, словно его напугало что-то. Смотрит в окно, а ничего не видит. Подошла к люльке, покачала сына он и заснул.
«Показалась мне наверно»,- думает вдова.
 На следующую ночь всё повторилось точно также, только показалось Светлане, что видела она чью-то тень за окном.
«Это просто тень от дерева, что колышется»,- убеждала себя женщина, хотя где-то в глубине души Светлану терзало не хорошее предчувствие.
 Всё повторилось и на следующую ночь, но тогда Светлана увидела, как кто-то стоит под её окном, но красна  девица, не смогла разглядеть кто это.
Тогда на следующий день женщина пошла к местному священнику  в церковь. Впервые за долгое время она, наконец, почувствовала себя спокойно. Войдя в церковь, и к счастью застала сельского священника. Она рассказала ему всё. Священник, не медля взял кадило с собой и  церковную свечу и в сопровождении Светланы отправился в избу. Стал он разбрызгивать святую воду в каждую щель, да в каждый угол и молитву читал. Затем обошёл всю избу со свечкою. Пламя ни разу не дрогнуло.
- Не волнуйся дитя моё, здесь ничего нет, - успокоил вдову священник – а если тут кто и был, то боле не посмеет появляться здесь.
С этими словами священник покинул избу и с той поры  малыш перестал плакать, а шорохи да шаги странные с того момента прекратились.
Но однажды одним солнечным днём на грех  Светлана решила пойти в лес по грибы да по ягоды, а Ванюшу оставила одного, лежать в люльке. Лес располагался близ села, поэтому мать не беспокоилась за сына.  Она собирала грибы и ягоды, заходя всё дальше и дальше. Пока и не заметила, как стемнело и дороги боле не стало видно. Красна девица, испугалась, стала кричать звать на помощь, но никто не отозвался на её мольбы. Села в отчаянии  она на пенёк, да залилась горькими слезами.
Спустя некоторое время смотрит, а рядом с ней стоит маленький, бородатый старичок в рубахе, шляпе и лаптях.
- Что плачешь, красна девица? – спрашивает старичок.
А Светлана ему отвечает:
- Я ходила в лес по грибы да ягоды и не заметила, как стемнело. Теперь уж дороги то не видать,- сказала плача Светлана.
- Не волнуйся, - улыбнулся старичок – я выведу тебя из лесу.
В одно мгновенье слёзы женщины просохли, и она, взяв корзинку, последовала за старичком:
- Только не отставай! – кричал,  быстро удаляясь, старичок.
Светлана следовала за ним, так быстро как могла, да только как не старалась она не могла догнать старичка, который всегда оказывался впереди женщины и  мелькал меж елей да сосен чёрною точкою.  Но всё же он не совсем пропадал из виду,  красна девица, следовала за старичком, и вскоре он вывел Светлану из лесу. 
- Иди прямо и никуда не сворачивай и не успеешь оглянуться, как домой воротишься,- сказал старичок.
- Спасибо вам старичок - Лесовичок,- сказала Светлана, улыбнувшись.
- Не за что красна девица,- сказал Лесовичок, улыбнувшись и тот час исчез.
Женщина хотела в благодарность предложить ему грибов иль ягод, но не успела она и глазом моргнуть, как старичок исчез, а  она благополучно добралась до дома. Смотрит, а дверь в избушку приоткрыта. Светлана вошла, зажгла свечку, подошла к люльке и видит, что нет,  Ванюши! Спохватилась тогда  вдова, а что делать не знает. Тогда вспомнила она женщину и прокляла её в сердцах. Не знала она, но отчего то материнское сердце подсказывало ей, что у этой женщины Ванюша находится.
Пошла тогда  мать по соседям, друзьям да знакомым, но кого она не спросит никто ни женщины, ни Ванюши не видел.
С той поры опечалилась Светлана. Шли дни, летели недели, а весточки всё не было. Вдова только молилась и просила бога вернуть ей сына. Но бог к мольбам был глух, и когда безутешная мать совсем отчаялась найти своего сына, то ей приснился не обычный сон.
Будто входит она в свою избу и видит за столом сидит её муж, как при жизни. Она, было, бросилась к нему на шею. Светлана восклицает да радуется, а он сидит, смотрит на неё и молчит. Хмурый он да смурной. Жена села подле него и спрашивает:
- Что ты здесь делаешь?!
Вздохнул муж, да и отвечает:
- Я пришёл супротив своей воли, но я же обещал тебе прийти. Поэтому я здесь.
Светлана удивилась и спрашивает:
- Зачем ты здесь? Что ты мне хотел сказать?
А он опрокинул горькую и с грустью отвечает:
- Виноват я пред тобою,…  ох виноват. Нет мне прощенья.
- Я не понимаю тебя. О чём ты? – вопрошала Светлана. 
- Я знаю, где наш сын.
Несчастная, безутешная мать не могла поверить в услышанное. Неужто Благослав действительно знает, где её дитя.
- Ты, правда, знаешь, где она?!
Покойник вздохнул и молвил:
- У той женщины она у Русланы…
- А, что это за  женщина  Руслана кто она?! – воскликнула Красна девица.
 - Давно я должен тебе это рассказать, но всё не мог решиться. За два года это было до встречи с тобой, я полюбил Руслану, она была красивая и умная, так мне казалось. Мы часто разговаривали о многом, да только в деревни не любили её очень не любили. Говорили всякое, что ведьма, людей морит, колдует, гадает, да нечисть приваживает.  Думал, что просто наговаривают, а оказалось, она взаправду была  ведьмой. Потом я с тобой познакомился, и расстались мы с ней. Только мы не хорошо расстались, так получилось,.. тяжело было и ей и мне. Проклинала меня словесно по-всякому. Но всё равно расстались мы с ней. Два года, когда мы уже с тобой вместе были, а она ушла жить в лес в дремучую глушь. Только бы никого не видеть. Не смогла стерпеть моего предательства.  Да только она бездетная была, а прознала она как-то, что у нас сын есть, решила нам всем отомстить.
- Почему ты мне ничего раньше не рассказал?
- Боялся. Думал, что всё обойдётся, а вот видишь, как вышло…
Мертвец вновь наполнил и опрокинул стакан.
 - Что же теперь делать? – спросила Светлана.
Тут вдруг начали бить настенные часы три часа, и сказал тогда покойник:
- Нам нужно увидеться, но не сейчас, а завтра в полную луну. Ты знаешь, где найти меня.
 Сказал это и тот час побежал вон из избы, в лес.
Красна девица побежала вслед за мужем. Часы продолжали бить почти, что двенадцать раз пробили. Покойник бежал средь, дерев да кустов, а Красна девица едва поспевала за ним, крича:
- Подожди! Остановить! Постой! Прошу тебя.
Но Благослав не отвечал своей жене. Он стремился, как можно скорее добраться до кладбища  покуда не пробило три часа, но не смог. На силу догнала Светлана мужа и видит мертвец стоит пред нею. Посиневшая кожа, лохмотья вместо одежды, зрачков не видно. Испугалась жена, закричала, а  покойник печально поглядел ей в след и тихо побрёл в сторону кладбища.
Светлана вскочила от ужаса в холодном поту. Весь день она обдумывала свой сон не находя себе места и не зная правда ли покойный муж мог знать ту ведьму или же это обыкновенный сон.
Близился вечер, и внутренняя тревога всё больше нарастала. Красна девица, металась из угла в угол, смотря в окно, словно ждала возвращения прежней жизни, что уж истлела и необратимо превратилась в пепел.
Вдруг женщине показалось, будто бы кто-то шуршит за печкою. Только она подошла к печке, как из неё показался маленький старичок, весь в саже, в красной рубахе да лаптях.
- Не бойся хозяюшка.
- Ты домовой? – спросила Красна девица.
- Ну, а кто ещё? – удивился обиженно домовой – Я Разумник - домовой  знаю, что мне не следует показываться людям это против правил, но я здесь, чтобы помочь тебе. Слышал, что ты хочешь идти и вернуть Ванюшу?
- Больше всего на свете,- ответила  безутешная мать.
- Это будет нелегко, но я  подсоблю тебе, дав с собою вещи, которые помогут тебе, в твоём не лёгком путешествие, - с этими словами домовой достал из-за печки перепачканной сажей большой сундук и стал что-то искать в нем.
В своем, сундуке что только не хранил запасливый, хозяйственный домовой: серебреные ложки, иголку с бобиной ниток, клубок шерсти, лапти и ещё множество других  не заменимых в хозяйстве вещей.
Наконец средь множество вещей, Разумник отобрал нужные.
- Вот возьми иглу с ниткой, верёвку да гребень мой, в лесу ведь опасно авось пригодятся,- сказал домовой, протягивая вещи – Да и крест держи ближе к телу,- добавил напоследок домовой.
- Спасибо тебе домовёнок,- сказала с благодарностью Светлана.
- Не за что хозяюшка,- улыбнулся старичок - Только чай не говори никому, что меня видела. Нас, вам людям видеть не положено,- сказал домовой, утащил сундук и юркнул за печь.
Собравшись с духом, красна девица, вышла в ночь. На небе святила луна и множество звёзд, будто маленькие фонарики освещали дорогу, что вела к кладбищу.
Всю дорогу Светлану бил мондраж, и сердце бешено  колотилось от волнения, и было готово вот- вот выпрыгнуть из груди. Непроглядный лес стоял стеной, было темно и жутко и оттого при каждом шорохе, шаге иль хрусте ветки ей казалось, будто бы мертвец следит за нею, но всякий раз стоило ей обернуться, как там никого не оказывалось. Временами бедняжку тянуло назад, и она была готова всё бросить и забыть. Но не могла, ведь это возможно  был единственный шанс вернуть, хотя бы малейшую часть вероломно отнятой, прошлой жизни. К тому же путь назад был отрезан, и вдове ничего не оставалось, как идти дальше.
Долго ли коротко ли и вышла женщина из лесу и видит, распростёрлось кладбище пред нею, а около него растут кусты с теми  злополучными, ядовитыми ягодами. Где-то каркали вороны, и витал вездесущий запах смерти.
 Светлана вошла на кладбище и в то же мгновение ледяные мурашки волнами пробежали по спине. Она проходила средь могил, ища знакомую фигуру. Но в тоже время боялась этого больше всего. 
Вдруг откуда не возьмись, поднялся сильный, завывающий ветер, он пронизывал до кончиков пальцев бедную женщину.  Глядит, а неподалёку от неё стоит человек. Испугалась тогда красна девица и хотела назад воротить, да только ноги в одно мгновенья стали ватными и перестали  её слушаться. И в лунно свете показался мертвец! Он загребал одной ногой и медленно шёл к вдове!
- Это я милая! Я здесь! – протянул он.
 Светлана не могла в это поверить! Мертвец выглядел точь в точь, как во сне, но теперь едва ли он мог походить на мужа. Бедняжка пыталась встать и убежать, но не могла даже пошевелить ими, сколько не пыталась, а мертвец подходил к ней всё ближе и ближе. Покойник протягивал к ней, свои синие, холодные руки и всё повторял:
- Светлана подожди! Подожди! Прошу! – завывал он. 
Тут женщина пересилила свой страх и ноги снова были под  её властью. В то же мгновенье  она что есть духу, помчалась прочь от мертвеца. Хотя где-то в глубине души и понимала, что поступает, не правильно, но не могла с собою ничего поделать. Она всё бежала и  бежала без оглядки, так быстро как могла и, обернувшись назад никого, не увидела и вздохнула с облегчением. Но  посмотрев вперёд, увидела мертвеца лицом к лицу!
Покойный муж смотрел её в глаза, своими пустыми глазницами и, протянув к ней  посиневшие, мёртвые руки  и проговорил:
- Не бойся меня. Я здесь, чтобы помочь тебе.
 Женщина дотронулась до ледяных рук мужа.
-  Боже не могу поверить! Это ты! Это и правда, ты! Не верю своим глазам! – воскликнула  бедняжка  от удивления,- но я думала, что это всего лишь сон.
- Это был способ связаться с тобою.
- Погоди, так это ты был пред нашим домом? – спросила Красна девица.
- Да, но я боялся напугать тебя,- пояснил мертвец.
- А далеко ль избушка ведьмина? – спросила Светлана.
- Ох, далеко и путь туда опасен, через болота да лес, врагов да нечистых, ведь в услужении у неё вся нечистая сила находится. Но не бойся, со мной не пропадёшь, только слушай меня и делай все, так как говорю.
- Хорошо. Конечно,- согласилась она.
- Следуй за мной,- сказал мертвец и поковылял вперёд.
 Светлана последовала за ним.
Долго коротко ль шли они, и смотрит  женщина впереди болото всё туманом покрыто. А Благослав остановился и говорит:
- Тихо,- сказал мертвец и замолчал.
- Что такое?- спросила, красна девица таким же тихим голосом пытаясь разглядеть что-то в тумане.
- Видишь там?- покойник указал впереди себя вглубь тумана.
- Кажется… это… люди?- прошептала Светлана.
- Нет не люди это вовсе, а уморённые ею жертвы – утопленники и утопленницы.
Приглядевшись, Светлана разглядела мертвецов. Они бесцельно бродили туда-сюда,  находясь в забвении. Грязные лохмотья давно порвались по швам и остались висеть клоками на посиневших, мёртвых телах.
- Я боюсь,- сказала бедняжка шопотом, прижимая крестик к груди.
- Не бойся, прижми крестик к сердцу и иди вперёд, а я за тобою. Только держи крестик подальше от меня,- добавил мертвец.
Вошли они в туман.  Светлана ничего не видит, только крестик к груди сильнее прижимает. Тут утопленники и утопленницы заметили и повернули голову в сторону женщины, словно почуяв свежее мясо и длинные, густые и липкие слюни тонкой струёй стекали из гнилых ртов. Они надвигались, обнажая жёлтые, кривые зубы. Утопленники и утопленницы уже направились к ней:  скулили, рычали, словно псы  жаждали крови, много крови. Утопленники, то и дело тянули, свои склизкие, холодные руки к женщине.  Сердце женщины снова бешено колотилось, а по телу поползли мелкие холодные мурашки.
Идёт  красна девица вперёд, а саму страх сковал, но делает, так как мертвец сказывает. Пустота и злоба в живых  телах, печаль, боль разрывает их изнутри, но всё что им остаётся - лишь пустые стоны, и крики.  Благослав скалятся, а сделать ничего не могут словно преграда, какая стоит. И только они хотят приблизиться к Светлане, как страх овладевает ими. Они отбегают, шипя, а сделать ничего не могут. Так они и остались по-прежнему блуждать, как обречённые  вечно охранять этого места.
Вот и коварные болота уж позади. Идут Светлана и покойник дальше по дороге, идут, а приходят в тоже место.
- Да, что же это? - негодовала вдова.
Тут послышалось пронзительное хихиканье.
 - Кто это?- спросила испугано Светлана.
- Я сейчас разберусь,- сказал грозно мертвец, схватив толстую увесистую ветку, пошёл на звук. Тут раздался пронзительный свист, да такой силы, что деревья к низу гнёт.
- Спрячься прижмись к земле!- прокричал мертвец.
Светлана так и сделана. Покойника самого к земле гнёт, только он всё равно идет, не смотря ни на что. Тут меж деревьев мелькнул кто-то. Свист на мгновение прекратился, но затем возобновился с новой силой. Шатает, да качает мертвеца, только  он продолжает с трудом идти вперёд. Светлана ни жива, ни мертва, закрыла лицо руками, да прижалась к земле, сжав крестик в руке. И снова мелькнула чья-то фигура, улучил мертвец момент, да как метнёт в фигуру ветку. Визг, крик тут поднялся.  Мертвец подбежал и смотрит Чёрт: нос пяточком, косматый весь, лохматый, лошадиные копыта вместо ног, козлиные рога на голове и кривые, безобразные клыки торчат изо рта его да хвост болтается. Покойник трясёт Нечистого. Тот очнулся, и забегали поросячьи, жёлтые глазёнки туда-сюда в разные стороны. Смотрит на мертвеца, вырваться хочет, а не может. Мертвец его не пущает.
- Отпусти меня! Отпусти!- взмолился Чёрт.
- Ты почто дороги путаешь, а Лукавый?- спросил мертвец ухмыляясь.
- Это не я это всё ведьма…Ведьма!- убеждал Чёрт.
- Да конечно, сейчас вот выбью из тебя озорство, да  чтобы неповадно было,- серьёзно сказал Благослав, схватив большую ветку.
- Я отведу вас к ведьме, - пообещал Блуд.
- Есть у тебя верёвка?- спросил мертвецу у жены. Светлана протянула моток верёвки.
- Э…э-эх,… зачем верёвку-то зачем, а? – у Нечистого быстро и нервно забегали маленькие жёлтые глазёнки.
Мертвец взял верёвку, да крепко накрепко связал Чёрту руки и ноги, но так, чтоб мог только немного ноги волочь. Пошли дальше. Блуд  впереди идёт, а за ним мертвец и Светлана.  Впереди  было озеро, и тогда задумал нечистый погубить путников.
- Через озеро короче будет, я проведу вас, - сказал Рогатый.
- Смотри Нечистый , если врёшь, то утоплю тебя я в этом озере,- предупредил Благослав. А Чёрт и говорит:
- Нет,… этот путь и правда, короче.
- Я ему не верю,- шепчет Светлана.
-  Не волнуйся, всё будет хорошо,- отвечает тихо покойник - Ну, коли так- то веди нас.
Идут путники, а  Блуд ведёт их. Вскоре привёл их Чёрт к озеру и пошёл вперёд, а Светлана и мертвец за ним следуют.
«Ну, вот и конец им пришёл. Руслана рада будет! Водяной вдоволь потешиться»- радостно думает Чёрт, да руки потирает.
Тут вспенилось, забурлило озеро. Послышались страшные стоны  из глубин его. Раздался гром.
- Что это?- спросила вдова, испугавшись.
- Не может этого быть!- воскликнул Благослав.
В тот же миг из вод показался Водяной. Он был похож на жабу, лапы вместо рук и рога на голове, а восседал он верхом на Чёртовом коне. Он был разгневан и зол:
- Кто посмел вторгнуться в мои владения?!-  грозно спросил Водяной.
Мертвец выступил вперёд и начал говорить:
-  Не гневайся на нас водяной владыка, да только нам пройти по озеру надобно,- говорит покойник.
- Зачем же? – спрашивает Владыка вод.
- Ведьма Руслана украла у меня дитя, Ванюшу мою кровиночку. Помоги нам, дозволь пройти,- умоляла Светлана.
- Что ж ежели так… то, начал, было, Водяной, но Чёрт перебил его:
- Послушай владыка, а ведь они лгут,- съехидничал Блуд.
- Что?!- рассвирепел  Водяной – как вы посмели!
- Он лжёт! – крикнул Благослав.
- Нет! Это совсем не так! – прокричала  женщина, но Водяной не стал её слушать:
- Всё довольно! За то, что вы посмели  обмануть меня, вас ждёт страшная кара!
В тот же миг всколыхнулись да вспенились волны с новой силой.
- Я вот, что придумал владыка…- Черт, хотел сказать что-то ещё, но не успел.
- Не слушайте его, прошу вас,- взмолилась Светлана, со слезами на глазах.
- Нет, вы мне солгали и поплатитесь за это,- Водяной был непреклонен.
Тут Чёрт оживился:
- Так вот я бишь, о чём владыка…. может отдать женщину, в твои подводные покои?
 После таких слов Благослав не сдержался и ударил Чёрта по голове, да так сильно, что у него искры из глаз посыпались. К ужасу красной девицы и Благослава Водяной заулыбался и заключил:
- Что ж, это достойная плата  за их проступки.
- Нет! Я не позволю тебе забрать её у меня!
- За своё невежество ты заплатишь жизнью! – Водяной стал протягивать свои лапы в сторону мертвеца.
 Он без труда схватил его и стал топить да драть. Светлана лишь беспомощно металась по берегу озера и молила о пощаде, а Нечистый ликовал и похрюкивал да руки потирал. А меж тем тело, руки и ноги мертвеца тиной опутываются,  и слабеет, пропадает  силушка не дюжая. 
 - Уж и не выбраться ему,- радостно думает Чёрт.
Но тут из мутной воды показалась русалка. Она с удивлением посмотрела на Водяного и  укоризненно спросила:
- Ты почто воду мутишь? Да детям нашим спать мешаешь?
 - Тут люди хотят, нам навредил,- сказал  Водяной владыка.
Русалка посмотрела на женщину, спросив:
- Что ты здесь делаешь?
И рассказала Светлана всё русалке о судьбине своей горькой, а та выслушала ее, да и говорит:
- А ты отдай мне что-нибудь взамен, тогда я уговорю мужа своего, авось и отпустит он вас.
Стала думать вдова  да гадать, что можно предложить и вспомнила про гребень, что отдал ей домовой.
- Какой замечательный гребень! – радовалась Русалка,- теперь я поговорю со своим мужем.
Вскоре Русалка поговорила с Водяным и Благослав со Светланой были свободны, а теперь пуще прежнего Покойник за Чёртом следит.
Шли наши герои, шли  и наконец, вышли на ягодную поляну. Смотрят, сидит старичок да слезами обливается. Был он большеголовым, рукастым, неуклюжим, одежда -  рвань в заплатках. Носик остренький.
Светлана подошла к нему и спрашивает:
- Что с вами случилось?
А старичок отвечает сквозь слёзы:
- Сумку потерял свою, а поле, видишь какое большое. Боюсь что боле не найду её
- Мы поможем вам,- пообещала Светлана.
И в тот же миг высохли слёзы на глазах старичка. Он и говорит:
- А ты нагнись да посмотри. Нет ли где её здесь? А то пока я здесь ползал спина, совсем разболелась чай  больше не в моготу мне.
- Благослав подсоби мне, - говорит Светлана.
А Благослав подзывает Светлану, да и говорит ей:
- Он не тот за кого себя выдаёт.
- О чём ты? Это же просто старичок?
- Нет, это совсем не так. Помнишь кто такой Боли-Бошка?
- Кто? – прошептала женщина.
- На самом деле это не старик, а очень опасный, лесной дух!
- Не знаю, но если ты так говоришь то…
Тут вмешался Чёрт:
- Неужели ты оставишь бедного старичка?..
- Замолчи! – крикнул Мертвец.
Но Нечистый всё не унимался:
- И ты позволишь этому старичку горевать?
- Не хватало мне тебя ещё слушать! – говорит Светлана.
- Ну, как знаешь,- говорит Чёрт – Мне бы не было покою. Было б совестно.
Огляделась Светлана, посмотрела в глаза старичку да не смогла пройти мимо, да и не помочь ему.
- Стой! Не делай этого! – закричал мертвец.
Красна девица подошла к старичку и на свою беду нагнулась! И в тот же миг старичок засмеялся, и, накинув верёвку на Светлану и сел верхом! Она закричала, но ни она, ни покойник не могли ничего сделать.
«Что же делать?» - думал Благослав.
- Помоги мне! – обратился мертвец к Рогатому.
- Зачем это мне надо-то а?
- А для того Нечистый, чтоб рога я твои не по отшибал! – пригрозил мертвец кулаком.
- Э-э-э-э Рога-то зачем?! Зачем, рога-то! - испугался Чёрт
- Тогда помоги! – угрожающе проговорил Благослав.
- Хорошо, хорошо! Только меня не трогай! – согласился Нечистый.
А Боли-Бошка пришпоривал Светлану, да смеялся. Беспомощная, бедная  Красна девица не могла ничего сделать и только лишь звала на помощь. Затем стала у неё сильно голова раскалываться, а  покойник развязал руки Чёрту да  говорит ему:
- Свищи, что есть мочи!
Чёрт как начал свистеть да, так, что небо потемнело, а деревья к низу так и гнёт. Поднялся в воздух и лесной дух, вместе с женщиною.  Кричит, бранится, а Чёрт пуще прежнего свищет. Боли - Бошка испугался да и кричит:
- Опусти меня! Опусти на землю! – взмолился дух.
А мертвец пригнулся к земле и отвечает:
- Отпусти Светлану, да нас выпусти! Авось вернёшься на землю.
- Ладно, Ладно! Только не губи!
Подобрался Благослав поближе, да и махнул рукою. Черт остановился  и в тот же миг прекратился свист. Благослав подхватил Светлану, а Боли – Бошка упал наземь. Завязал Благослав руки Чёрту и пошли наши путники дале.
И видят, что в самой чаще леса избушка на курьих ножках стоит, да время от времени с ноги на ногу переминается. Избушка была  обнесена частоколом из человеческих костей и черепов.  Кругом поганки растут, мухоморы, да змеи и прочьи гады обитают.
 Мертвец подошёл ближе к избушке и говорит:
- Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом.- сказал он это и  в тот же миг избушка повернулась к нему передом, да и присела на корточки.
 - Идите за мной,- говорит Мертвец.
Зашли герои в избу и видят: Баба - Яга, костяная нога, сидит на печи, на девятом кирпиче, а рядом чёрный кот лежит у ноги костяной.  Зубы у неё  на полке, а нос в потолок врос. Втянула Баба – Яга носом воздух и поморщилась:
- Чую русским духом запахло! Али смерть ищете, раз пришли ко мне!
- Подойди к ней не бойся-,- говорит Мертвец.
- Аль чувствую Мертвец здесь и Чёрт? Значит, будет знатный ужин у меня сегодня!- обрадовалась  Баба – Яга и облизнулась.
Девушка со страхом подошла к ней. Баба - Яга покосилась на девушку и прохрипела, протягивая свои длинные руки:
-Дай-ка я тебя рассмотрю хорошенько.
Светлана очень испугалась, но не подала виду.
- Так, что заставило сюда прийти? – спрашивает костяная нога.
И рассказывает Красна девица о своей беде не лёгкой. Баба – Яга подумала и говорит:
- А вы мне подсобите, и я вам подсоблю, а ежели обманите, то съем вас и костей не оставлю.
- Что нужно делать? – спрашивает Светлана.
- Пол подметите да от паутины избавитесь, печку от сажи отчистите, да мне  одёжу зашейте. Не могу я встать с печи. 
- Поможешь нам? – спрашивает Светлана Чёрта.
- Э-э-э давай хорошо,- отвечает Лукавый.
- Только не вздумай сбежать от меня,- доносится с печи.
Развязал мертвец верёвки Чёрту и тот час стал, как вихрь носится да весь сор из избы хвостом выметать. Мигом управился, бедняжка  взяла да печь очистила от сажи, а затем одёжу зашила.
- Ах, спасибо вам подсобили мне. За это возьмите- ка стальной меч  да клубочек  он вас мигом приведёт к избе Русланы, но будьте осторожны, там обитает Вурдалак,- сказала Баба – Яга.- Вот возьмите волшебное блюдце с собою авось пригодиться. Взяла, – красна девица в руки блюдце. И только промолвила:
- Покажи мне моего драгоценного Ванюшу.  Тот час  покатилось яблочко по волшебному блюдцу, и увидела Светлана своего дорогого сыночка, заплакала, прижала блюдечко к сердцу.
 Герои поблагодарили Бабу – Ягу и отправились дорогой не лёгкою. Светлана опустила клубочек на землю, и тот час он покатился по дороге, а наши путники едва за ним поспевали.
- А верёвкой не станешь связывать? – спрашивает Чёрт.
- Нет, не стану,- говорит Благослав.
Лукавый вздохнул с облегчением.
И видят, наконец, изба Русланы, а клубочек подкатился к избе с правой стороны и остановился.
- Здесь что-то есть,- говорит мертвец.
И тот час размахнулся и ударил по стене, тот час образовалась трещина, но не было ни щепок, ни треска. Чёрт подошёл поближе и заглянул в образовавшуюся щель:
- Э-э-э ничего не видать. Ударь-ка ещё раз,- говорит Нечистый.
Благослав  ударил по стенке, она и развалилась, а за ней оказалась тёмное потайное помещение.
- Давайте не пойдём туда,- предложила Светлана.
- Но клубочек показывает так,- сказал мертвец.
- Значит, решено идём,- говорит Блуд.
Постепенно непроглядная тьма поглотила путников и их шаги отдавались жутким эхом.
- Идите за мной,- говорит Благослав - ничего не бойся и держи зеркало поближе к себе.
Вдруг вдали герои увидели огонёк.
- Что это за маленький огонёк мерцает  здесь? – спросил Чёрт.
- Ох, не по нраву мне это,- говорит мертвец.
Герои подходят ближе и видят, что в окружении черепов и костей, освещаемых свечами, на длинной цепи прикован огромный Упырь! Цепи сковали ему руки ноги, а он так и устремил на путников свои глаза налитые кровью. Он дернулся изо всех своих сил, цепи едва шевельнулись.
- Боже мой! – воскликнула Светлана, отступив назад, столь отвратителен и пугающе был этот вурдалак.
- Нужно как-то обойти его, но как?
- Ну,- говорит Блуд – тут я тебе не помощник. Ежели порвутся цепи, то быть тут многим смертям. 
 Дёрнулся Вурдалак и взревел, ведь цепи были не простые, а железные и каждое движение прожигало кожу Упыря, насквозь.  Вздрогнула Светлана, а Благослав ей шепчет:
- Не бойся, только не смотри ему в глаза, не то твоя воля окажется в его власти. Поэтому я буду биться с ним. Мне его чары не страшны.
- А что будет, если ты.,-  она хотела продолжить, но не смогла.
-  Всё будет хорошо,- сказал, не колеблясь, мертвец.
Благослав бесстрашно приблизился к мертвецу, сжимая меч в руке.  Упырь лишь только зарычал, обнажив свои клыки, и хотел было уже сорваться с цепи, но железо вновь жгло его кожу, тоска, боль и злоба сжигали его изнутри и теперь он только и мог, что стонать, рычать, да пускать чёрные, гнилостные сгустки изо рта, похожие на слюни.  Пленник устремил свои красные, воспалённые глаза на своего врага. Слепая ярость обуяла пленника, он рвался на желанную свободу, старался дотянуться до своей очередной жертвы. Безумно лязгали цепи и казалось, что того  гляди вырвет из стены  цепи Вурдалак и обретёт свободу.  Мертвец  находился от пленника расстояние вытянутой руки и бесстрашно смотрел в глаза Пленнику.
Вдруг Благослав что-то заметил за спиною пленника. Один из каменных блоков был выдвинут почти что полностью. 
- За спиною вурдалака один из каменных блоков выдвинут,- сказал покойник.
- Возможно это ключ,- предположила Светлана.
- Или ловушка,- сказал Чёрт.
- Нужно проверить,- сказал Мертвец.
- Нет, не выпускай его! – убеждала Светлана.
- Другого выхода нет,- сказал Чёрт,- но я могу попробовать поднять его в воздух, но надолго ли я смогу удержать его…
- Стоит попробовать,- заметил Благослав.
- Но раз больше ничего нельзя сделать, то… стоит попробовать, – сказала женщина.
- Только я предупреждаю вас, не смотрите ему в глаза… не то, это плохо кончится,- заметил Лукавый.
В тот же миг Мертвец схватил лежавший каменный блок и, размахнувшись, ударил им по креплению, что натягивали длинную цепь.
Крепление рухнули со звоном на каменный пол, даровав свободу Пленнику.  Упырь зарычал и хотел броситься на Благослава со Светланой, но не успел. Чёрт выступил вперёд и что есть сил, засвистел.
Поднялся ветер, который едва не сбил Светлану с ног, но к счастью, Мертвец был рядом и успел схватить её за руку.
Упырь быстро взлетел под потолок. Он бешено рычал, его глаза были налиты кровью. Он хотел всех разорвать, но беспомощно завис в воздухе.
Внезапно Благослав зашатался и едва не упал.  Теперь крестик ослаблял его. Он опустился на колени и стал осторожно подбираться к заветному ключу. По мере приближения ему становилось легче, и он вновь поднялся на ноги.
И  вот, наконец, заветный ключ был у Мертвеца в руках. Чёрт продолжал удерживать Упыря в воздухе, но с каждой секундой его свист ослабевал.
- Я достал его! – прокричал Благослав.
Как только Чёрт услышал это, свист тот час же прекратился. Пленник с чудовищный грохотом рухнул вниз, пробив собой пол. Далёким гулом отозвался его отчаянный стон и звук падающих камней, что закрыли собой дыру.
За Упырём оказалась дверь. Не теряя времени Благослав отпёр замок, и все друзья оказались по ту сторону двери.
- Нам нужно поспешить! Быстрее! – заметался Чёрт.
- Я думаю, что теперь мы в безопасности...,- подметила Светлана,- ну, хотя бы ненадолго.
- Я тоже так думаю,- согласился Мертвец.
- Я… не хочу, чтобы эта… эта тварь… растерзала меня! Идём те же! Не то из меня получится… э-э-з кровавая лепёшка, или того хуже,- Нечистый закрыл лицо руками,- пообломает рога. Идёмте же!
Все отправились дальше.
Впереди тянулся огромный коридор, но клубочек знал верную дорогу и вскоре привёл друзей к какому-то люку и остановился.
- Ну, что идём?- спросил Мертвец.
- Я думаю, что стоит осмотреться,- заметила Светлана.
- Хорошая идея,- согласился Рогатый,- давайте я осмотрюсь, я быстро… туда и обратно.
- Да ты прав, только осторожнее,- сказал Благослав.
Чёрт открыл небольшую щелочку и мигом проскользнул внутрь. Друзья с замиранием сердца ждали возвращение Чёрта, и вскоре он вернулся, да не один, а с ребёнком!
Мать заплакала от радости, прижав к себе Ванюшу.
Все двинулись в обратный путь. Всё было спокойно, теперь все шли со спокойным сердцем.
Тут Благослав заметил, что Чёрт, как-то странно смотрит на него. 
 - Что с тобою? – спросил шёпотом Мертвец.
- Я.. не знаю, как тебе сказать…,- начал было Чёрт, но Благослав оборвал его.
- Ну, говори же…
- Это не ваш ребёнок,- сказал грустно Рогатый.
Это поразило Благослава:
- Как так?
- А, вот так,- заметил Чёрт,- на нём нет крестика.
Благослав посмотрел на малыша, на нём действительно не было креста!
- Я заметил,- сообщил Благослав.
- А ещё в её глазах… э-э-э перевёрнутое отражение Светланы,- это точно Руслана, - заметил  Лукавый,- посмотри через зеркало на него.
Мертвец попросил зеркало у жены своей и посмотрел через него на Ванюшу, и увидел в нём Русланено отраженье.
- Что мне делать? – спросил Мертвец, всё тем же шёпотом.
- Сделай так, чтобы Светлана надела на него крестик,- подсказал  Блуд.
- Дорогая,- начал Мертвец, обратясь к Светлане,- мне кажется, что тебе стоит обезопасить ребёнка…
- Что-то не так? – спросила красна девица.
- У него нет крестика.
- Да. И правда нет, это не хорошо,- сказала Светлана, снимая свой крестик,- нынче под богом ходит надобно,- И тот час надела крест на Ванюшу.
Завизжала ведьма, извертелась, упала на каменный пол, приняла своё истинное обличье, да и сгорела, лишь пепел на том месте остался.
 Упала женщина на колени и залилась горючими слезами, да стала укорять себя за, то, что не смогла распознать Руслану.
Ни слова, ни говоря, Чёрт побежал, стрелой обратно и вскоре принёс настоящего младенца с крестиком на шее.
Вскоре все выбрались из ведьминого дома. Светлана и Благослав поблагодарили Чёрта, да домой отпустили. Благослав вернулся на кладбище и с той поры. Больше никто не тревожил Светлану и Ванюшу и они стали жить поживать, да добра наживать.