Вместо разучивания гамм лучше было дать детям компьютерную программу, содержащую готовый набор звуков, которыми ребёнок может выражать свои чувства.
Простейший вариант такой программы: при нажатии клавиши «А» звучит аккорд А; при нажатии клавиши «Е» звучит аккорд Е; и так далее.
Более сложный вариант программы: на экране появляется виртуальный гитарный гриф; при нажатии клавиши «А» устанавливается аккорд А; затем можно мышкой перебирать струны виртуального грифа при установленном аккорде А. То же самое с другими аккордами.
Также программа должна содержать простые инструменты, регулирующие длительность, громкость, высоту звука, тембр, скорость звучания любого выбранного отрывка созданной мелодии.
Мне кажется, что некоторые дети с помощью такой программы могли бы создавать замечательные мелодии – сильные, живые, искренние, простые – не зная основ теории композиции, не зная нот, не умея играть ни на одном музыкальном инструменте.
Это были бы не слащаво-прилизанные и не вертляво-виртуозные мелодии, к которым мы привыкли.
Это были бы чувства в чистом виде, без всякого украшательства, без всякой заученности и отделки;
когда в этот момент играешь то, что чувствуешь в этот момент;
когда с головой, как в волну океана, уходишь в каждый звук; а когда волна выбрасывает тебя вверх – ныряешь в следующий;
мелодии простые как речитатив, которые без труда делятся на простейшие звуки, но именно поэтому создают полноту – как «Честнейшую Херувим»…
...............................
В каком-то смысле духовые инструменты естественнее струнных.
Создавать музыку дыханием, играть как дышишь – именно так поют птицы.
Духовой инструмент становится как бы новым органом тела, продолжением лёгких и горла – органом, предназначенным для выражения чувств звуками.
Создавать музыку пальцами довольно странно – только насекомые трещат при помощи конечностей.
Когда нас переполняют чувства, мы издаём восклицания, а не трясём руками.
Играя на духовом инструменте, невозможно в то же время петь.
Но ведь сам звук духового инструмента, его интонации – это и есть пение, только естественное, без слов – как у птиц и зверей.
Песня – это странный, смешанный вид искусства: смешаны мелодия, стихи, пение.
Настоящему музыканту для выражения чувств достаточно только музыки; музыка передаёт чувства сильнее, чем слова.
Было бы странно придумать слова, скажем, для «Лунной сонаты» - с этой музыкой любые слова были бы лишними…