Два источника... и ислам...

Римма -Карамниса Арсланова
В первом  источнике,  Ибн - Фадлан Ахмад, путешествовал на Волгу - Волжскую Булгарию в IX веке, итогом этого путешествия была его книга "Путешествие на Волгу в 921-922 гг.
В своем отчете он оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар.


Во втором источнике, Чжао Хун был направлен Цзя Шэ, командующим сунскими пограничными войсками района Хуайдун, «к монгольским войскам в Хэбэе для обсуждения дел» в XII веке, итогом этого путешествия  стала книга "Мэн-да бэй-лу" - буквально: «Полное описание монголо-татар», 1221г. - записки китайского путешественника, южносунского посла, направленного к монгольскому наместнику в Северном Китае.
Зписки являются древнейшим, известным сочинением, специально посвященным монголам.


Эти два источника дают мне полные ответы на многие вопросы, которые меня волновали с детства, ибо я  всем своим маленьким сознанием  никогда не соглашалась с тем утверждением, бытующим вокруг, что я  - "монголо - татарка". Мне всегда было, мягко говоря, неловко за "иго", которое никак не вязалось с моей действительностью, с осознанием себя  сердцем. Я отчетливо помню тот урок истории, на котором я получила свой первый и единственный кол, единицу - самую низшую оценку ( для меня это была очень страшная оценка), ибо выйдя к доске, я не стала рассказывать о Куликовской битве, о Мамае (теперь, по истечении времени выяснилось, что ее, этой битвы и не было). Я протестовала, по своему, неосознанно,  а ведь предмет истории я любила и  этот кол гордо стоял в журнале среди пятерок.  Я с теплотой вспоминаю об этом  сегодня, о себе самой, маленькой,  названной когда - то, кем - то - "монголо -татаркой", тем, который постарался заполнить детский разум искаженными понятиями.
Теперь доступны множество источников, доступны знания, я выросла, можно спокойно разобраться самой и осознать себя в пространстве жизни,  расставить правильные приоритеты,  идетенфицироваться, найти свои истоки, а не зависнуть как манкурт, утративший свою  историческую память, духовные ценности и ориентиры, порвавший связь со своим народом.

Память обращенная и зов сердца никогда не смокали...били набатом....

По данным, приведенного здесь, этого единственного прижизненного Чингисхану источника Мэн-да бэй-лу" - «Полное описание монголо-татар», 1221г, Тэмуджин (Чингизхан) родился в 1155 году, в 1206 году был провозглашен  великим ханом, приняв имя Чингиз и  в 1211-1212 гг. объявил свою империю  "Великим монгольским государством" умер в 1227 году.

Первые столкновения булгар, моих праотцов,  с татаро - монголами и отражение их атак, это - 1223, 1229 и 1232 гг. .... В течении 13 лет  Булгар выдерживал регулярные набеги татаро - монгол, лишь в 1236 году хан Батый, сын Джучи  и внук Чингизхана, завоевывает Волжскую Булгарию  и в последующем зарождается Золотая Орда...

Мне, в первую очередь, как коренной, "местной", так сказать, автохонной  мусульманке,  интересен факт полной сохранности, безутратности, целостности, защищенности и безопасности  ислама Волжской Булгарии, принятой и являющейся государственной религией булгар в течении 390 лет до нашествия монголо - татар; ее сохранности  в среде  завоевателей. и влияния на их развитие.

Принятие Ислама в Золотой Орде было изначально предопределено  принадлежностью этого региона мусульманским землям и  предпосылки принятия Ислама складывались  во время правления хана Берке (1209 - 1266гг.), который, среди татаро - монгольских завоевателей первым принял ислам (1240г.), Этот шаг позволил ему, как правителю,  получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжкой Булгарии и Средней Азии и привлечь на службу образованных мусульман.
Вхождение же в состав Золотой Орды, уже давно, около 318 лет, исламизированной  Волжской Булгарии, определило значение ислама и мусульман в становлении государства и общественных институтов, развитии городов и ремесел, торговли и культуры, ибо письменные источники того времени, отмечают тенденцию к использованию в качестве должностных лиц в Орде мусульман, выходцев Волжской Булгарии. В системе управления Ордой проявлялись некоторые традиционные исламские элементы и исламскую религию, хан Берке, использовал  для укрепления связей с мусульманскими странами.
В 1312 - 1313 гг. к власти Золотой Орды приходит хан Узбек, который  ислам делает официальной религией своего государства с  формой поклонения  ханафитского мазхаба, которая господствовала и  в Волжской Булгарии. Это имело глобальной значение. Ислам на нынешней территории Российской Федерации превратился в мощнейшую религиозно-идеологическую систему, которая господствовала  на огромных пространствах Золотой Орды: от Румынии на западе до Алтая на востоке, и от Казани на севере до Бухары на юге.

При определении этнических корней современных татар, при рассмотрении основных научных концепций, в тюрко-татарской концепции общности этногенеза татар, Волжская Булгария является одним из основных источников татарского этногенеза, а сам процесс сложения новой нации происходил в рамках Золотой Орды. Она объединила и сроднила между собой татар и целый ряд близкородственных наций, ислам превратился в глобальную религию северной части Евразии.
Сегодня для России это имеет огромное значение,  Россия имеет  собственную  мусульманскую общину, которая, должна мирно социализироваться и интегрироваться в российское общество, ибо Россия - наша родина, родина российских мусульман,  мы такие же равноправные граждане своей родины и ислам является нашим консолидирующим фактором в вопросе национальности.

История опережает идеи,  считаю себя, в первую очередь - мусульманкой и  национальность моя - и булгарка и татарка (булгарка- татарка), я не буду отказываться и от истории, пройденной моими праотцами, в составе Золотой Орды. Таких как я, много, кто - то будет идетенфицировать  себя мишаро-татаркой, мадьяро-татаркой, ногайской татаркой, литовской татаркой, польской татаркой, белорусской татаркой, австралийской татаркой, даже русской татаркой и прочее и прочее....но всех нас объединяет в первую очередь - иман, вера в Единственного Творца - Аллаха, наша историческая память  сознания, наше духовно - нравственное развитие, это наша глубина и полнота нации, народа, она дает определить наше место в сообществе людей, страны в целом. Это наша религия формирует нравственность, духовность современных татар, активно влияет на социальные условия развития, играет огромную роль в деле сохранения общечеловеческих ценностей, в развитии национальной культуры и нравственном воспитании народа, а также всего человечества.

Культуру здесь  рассматриваешь в историческо – социальном плане, и в плане фиксации конкретной общности в определенном пространственно – временном промежутке, и при изучении становления и развития духовной культуры своего народа находишь понимание себя, своих корней, понимание обычаев и обрядов которые происходят в каждой татарской семье, к которым в детстве просто приобщаешься  потому что так делают и живут твои родители.
С приобщением к истории, устремляя взгляд в глубины становления своего народа, приходит понимание важности и значимости роли татар, и в становлении истории России, и в истории становления многих евразийских народов.
Оценивая  важность своей культуры в составной части общероссийского  наследия в  политическом контексте приобщаешься к идее евразийского единства, в котором имеешь свой голос, проникаешься чувством гордости за свой татарский  народ.  Ислам на нашей территории существует уже почти X веков и он имеет определяющее значение в идентификационной матрице каждого татарина.
 «Человечество нуждается сегодня в трех вещах: в духовной  интерпретации мира, в духовном  освобождении индивидуума и в базовых принципах универсальной значимости, которые направляли бы эволюцию человеческого общества на духовной основе». Эти слова философа, поэта, общественного деятеля, «духовного отца» Пакистана Мухаммада Икбала не теряют своей актуальности спустя множество столетий.

Булгарская идентичность, основанная на добровольном принятии булгарами ислама, по-своему важна как альтернатива современной идеологии татарской национальной идентичности. Поскольку ислам помимо того, что представляет совокупность догматических норм, это еще культура и традиции. Поэтому он как культурная традиция имеет в себе элементы этничности. Это создает определенные противоречия между исламским универсализмом и этнической идентичностью.
До распространения в мире европейских этно национальных идей, татарский народ идентифицировал себя прежде всего как мусульмане. Признав тесную взаимосвязь ислама с национальными проблемами, нужно было более четко определить место религии в системе новых идеологических отношений. Правда, это было не так просто, поскольку, как было уже сказано выше, в религиозных универсалиях всегда можно выделить те аспекты, которые служили бы национальным интересам. Даже более того, исламские ценности иногда преподносились как национальные универсалии.
Например, в политическом плане идея солидарности единоверцев и сплоченности уммы, заключенная в исламе, преподносится как символ солидарности и сплочения нации и националисты именно на этом пытаются строить свою пропаганду.
Я, булгарка-татарка, как булгарка я имею историческую родину, землю своих праотцов - Волжскую Булгарию, кторая сегодня под защитой ЮНЕСКО, ибо без земли нет Родины;  как татарка, я приобщаюсь к огромному тюркскому миру,  но только как мусульманка,  я приобщаюсь к миру всего человечества, объединяясь с ним в едином миропонимании, как того велел Аллах.

http://www.youtube.com/watch?v=L8krSB4A8sc

© Римма - Карамниса.
Приведенные источники и выдержки из квалификационной работы "Ислам как фактор консолидации татарской этно нации"