Почему я не стал Генералом! - 4 глава - 14

Долгирев Сергей Николаевич
         
     Глава – 14

        Пробыли мы у них полтора суток,  но идти надо.
  Оказалось,  что их катер находится от них за 10 - 12км,   вверх по Колыме,  а нам нужно от него будет сделать,  где - то 60 - 70 км до поселка Коркодон,  где мы могли бы снова передохнуть, путь большой и потребует много сил.
   Вышли мы от них после обеда,  часа в два дня,  с расчетом, что заночуем в катере, печь там железная была, это они нам сказали.
    И вот мы опять в пути,  и тут надо сказать,  что ноги и тело еще не вполне отдохнули,  все же чувствовалось отсутствие тренировки в таких походах, а особенно у меня, по сравнению со своими спутниками я физически был жидковат.
    Я уже поминал,  что стояли очень полнолунные ночи,  да и воздух был чистый,  чистый,   без всякой там дымки,  тумана,  а остановившийся, затаишь дыхание,  а кругом тебя полное безмолвие.
    Лишь изредка где – то в лесу может раздаться треск лопнувшего ствола дерева от мороза,  а морозы стояли в эти дни за 35 - 45  градусов.
    Но самое интересное то,   что ты этот мороз не ощущаешь,  нет ни одного дуновения ветра, а твое дыхание, лишь образует легкий  куржак на меховой шапке   и  воротнике.
   Идем по реке,  время от времени обходя торосы взбившегося льда,  да обходя парящие легким паром полыньи,   которые почти не замерзают всю зиму, так как быстрое,  стремительное течение реки Колымы  в таких местах не дает схватиться льдом поверхность реки.
   Вот черным пятном среди прибелейшего снега,   стал, заметен и катер, к которому мы и стремились,  когда мы подошли к нему, была уже настоящая, хотя и лунная, но ночь.
 
   Отыскали в каюте топор,  а о нем нам говорили,  мы все трое отправились на берег реки,  за будущими дровами и вот тут я впервые узнал,  как отличить сухую лиственницу от живой.
    Ты ведь, наверное,  знаешь,  что лиственницы на зиму сбрасывают свою хвою,  не то, что сосны,  кедры и ели,  те всю зиму стоят в своем зеленом наряде.
    Итак, ни я, ни Леня Ветер,  как городские жители не понимали,  как в этом разобраться,  а наш третий спутник деревенский таежный паренек,  отлично понимал это дело.
   Вот стукнул обухом топора по лиственнице, она издает глухой звук,  значит она живая,  а вот по другому стволу дерева и раздается звонкий звук,  а это мертвое дерево - сухое то,  что  нам и надо.
   Срубили 5 - 6 лесин и поволокли их к катеру,  а сучья так упираются в снег, а ноги так уже устали,   что от натуги даже коленки дрожат,  а тащить надо - это тепло,  это наш ужин.
   Но, вот наши лесины разделаны,  мне как  слабаку, сказано:
    -  Затопить печь,   разогреть консервы и вскипятить чай,  что я и делал,  а они двое рубили и кололи дрова на всю ночь.
    Корпус - то катера металлический и несмотря на издаваемое тепло печки в каюте,   от стен все время веет холодом так,  что топить ее надо без перерыва.
     Прикинув,   хватит ли на ночь дров и,   убедившись,  что мало мои попутчики вдвоем отправились еще за стволами сухих лиственниц,  но только теперь они обрубили все сучья,  так как от них и толку мало,  пых и сгорели.
    Я, же  остался готовить - разогревать еду и заносить готовые дрова,  ближе к каюте катера.
    Часа через два мы сидим  у раскаленной железной печки,  едим мясные консервы,   вприкуску со сладкими печеньями,  вместо хлеба и ничего знаешь,   вначале не очень,  а потом  все идет нормально.
    С тех времен,  я свободно ем бутерброд с колбасой и прикусываю сахар,  или пью сладкий чай и ем мясо одновременно, жизнь заставила научиться этому.
    Так, как все же чувствовали мы все себя несколько усталыми,  то решили еще день  передневать на катере,   а потом на следующий день.
    Часа в четыре утра пойти в этот переход до Коркодона.

Вот целый день сидим,  лежим в каюте катера,  попутчики  мои для разминки сходили заготавливать дрова,  а я попробовал поблеснить рыбу в полынье, вода была чистая, чистая,  видать дно на 2 - 2,5 метра,  но увы рыбы никакой не было.
   Хорошо отоспавшись,  мы, как и договорились, когда было наверное часа 3 -4 ночи мы поднялись,  довольно хорошо позавтракали.
  Съели по банке мясных консервов,  навесили за спину наши котомки и вышли в путь,  идем в том же порядке, как и раньше. Я, затем Леня Ветер и наш таежник - сибиряк.
   А ночь была,   ну прямо волшебная,  светила полная луна,  своим ярким серебряным цветом  заливала все вокруг,  было отчетливо видно оба берега реки,  крутые  сопки гор,  заросшие лиственничной тайгой,  среди которой резкими зелеными пятнами выделялись ели и даже цвет зелени хвои был виден.
    Кругом полная тишина,  и белый,  при  белый снег впереди тебя, как – то невольно в голове у меня зазвучала мелодия и слова песни:
«Глухой,  неведомой тайгою,  в  Сибирской дальней стороне…».

   В будущем мне часто придется ходить пешком,  на еще даже большее расстояние,  но такой,   как бы царственной тишины  и красоты окружающей тебя, я не ощущал уже никогда.
   А  мы идем и идем не торопливым размеренным шагом,  без слов,  без реплик,  каждый со своими мыслями в голове,  да и о чем говорить?
   Все внимания и энергия сосредоточена на этот длинный,  бездорожный путь.  Но, вот у Лени незаметно как - то развязался его самодельный рюкзак - котомка и по одному,  по два стали падать отдельные печенья, это заметил наш последний, буду его называть таежник.
   Мы все остановились, чтобы завязать ее не снимая с плеч,  оглянулись назад ,  а от нас буквально в десяти шагах стоит и смотрит на нас черно - бурая лиса.
   Она шла по нашему следу и подбирала падающие печенья,  а какая она была красивая,  со своим большим пушистым хвостом и что,  самое интересное, ну совсем как собака, стоит и хвостом помахивает и не чуть нас не боится, и не убегает.
    Мы пошли дальше, и она пошла за нами тоже, только остановилась на том месте,  где мы затягивали котомку,  понюхала наши следы и опять за нами.
    Тут уж наш таежник не выдержал,  быстро взмахнул топором и бросил в нее,  лиса отскочила в сторону,  а когда он пошел за топором, она как - бы нехотя,  лениво, но медленными прыжками побежала в тайгу.  Больше она нас не сопровождала.

    Постепенно наступал рассвет,  луна, которая так ярко освещала нам путь,  потускнела и скрылась где – то за сопками,  куда - то делось все сказочное очарование ночи.
     Наступил хмуренькое утро,    кругом как - бы  все покрылось сереньким цветом.   Кругом только снег,  голые ветки лиственниц,  стоящих по крутым берегам реки,  да бесконечные сопки гор впереди…
    И сразу как – то появилась усталость в ногах и настроение тоже потускнело,    как и наступившее утро,  а мы все шли,  шли не останавливаясь даже для перекуров. 
     Но ноги уже давали себя знать,  что нам до ночи не дойти до Коркодона, так как до него, по нашим расчетом, еще оставалось километров 25,  а то и 30.
    Снегу было много до 30 - 35 см.  и поэтому идти было довольно тяжело.
    Часа в два дня мы остановились,  перешли с русла реки на берег,  выбрали место,  вблизи ельника, где поменьше было снега,  чтобы развести костер и покрепиться.
     Опять выбрано несколько лесин лиственницы,  мелко нарубили ветки, набрали снегу в чайник и устроившись поудобнее на куче веток, разогреваем консервы.
 
    Поели, попили кипяточку, и пришли к выводу, что все!  Дальше, сегодня ходу нет,  ноги, как ватные, спины ломят и ясно,  что надо ночевать тут под открытым небом в Колымской тайге.
      Вот только,  как на 40 градусном морозе?  Не замерзнем, как чурки и не лучше ли все же потихоньку идти? 
    Нет!  Надо отдохнуть,  а иначе действительно выбьемся из сил, и где  - нибудь  сядем, и замерзнем.
   И  вот тут наш таежник говорит:
     - Ерунда,  сейчас устроимся так,  что будет даже жарко спать до завтрашнего утра.
    По его указанию,  да он и сам принимал в этом полное участие,  расчистили мы от снега до земли круг метра 2 на 2,5,  двое пошли заготавливать сухие дрова из  лиственницы.
      Развели большой костер,    диаметров до двух метров и  поддерживали его горение часа 1,5 - 2,  даже уже стало темнеть.
   Одновременно с этим нарубили мягких веток отелей,  чуть ли  не целый воз, а  затем,  когда костер стал немного угасать, разгребли его ветками,  а на его место застелили  слой елового лапника, а потом второй слой в другую сторону,  как бы сторону концами.
    А вот теперь залезаем все под второй слой еловых веток,  которые над нами,  как бы образовали шалаш.
   Снизу нас грела раскаленная земля,  бывшего костра,  сверху плотно укрыли ветки елового лапника.
   Ну и действительно было не только тепло,  а даже жарко и только к утру, когда стало немного прохладней,  мы еще крепче уснули.
    В общим  спали,     как на перине,  пахло свежей елью и немного гарью.
    Спали мы конечно одетые,  но не замерзли и отдохнули,  если можно так сказать, на отлично.

    Утром,   развели костер,  перекусили и в путь.  Часа в три дня мы уже подходили к Коркодону,  как всегда я шел первый,  шли по льду реки, держась ближе к правому берегу реки Колымы,  если смотреть по течению, как и полагается.
    Снегу на льду было немного,  ну сантиметров 8 - 10,  так что идти было довольно легко.
   Заметили мы,  что по - правому берегу,  где и располагается небольшой поселок Коркодон,  очень много промоин,  то есть полыней - не замершей воды.
   На всякий случай приготовили веревку,  и добавили к ней ремень, получилось метра 4,5 длины.
    А,  вдруг кто из нас провалится,  так как река Колыма и зимой рыскала течением и часто там,   где был толстый лед, течением его размывало и запросто можно было провалиться,  а там тебя сильным течением затянет под лед.
    Вот мы осторожно друг за другом на расстоянии 3 - 4 метров в интервале, до берега каких - то 70 - 90 метров.
 
   Медленно,  обходя полыньи мы двигаемся к берегу,  и когда оставалось  до берега каких – то 25 - 30 метров,  по до мной затрещал лед и я провалился в воду.
     Я бы сразу ушел под лед,  даже и не успел бы охнуть,  но меня задержала моя котомка на спине, которая уперлась сверху в более толстый лед.
    Ноги мои течением реки загибало назад и казалось я вот,  вот уйду вниз.
    Но моя котомка прочно держала меня,  хотя сам я уже почти по грудь был в ледяной воде.
    Мои напарники. Как только затрещал лед и я стал проваливаться в воду, сразу же упали плашмя на лед,  чтобы была большая точка опоры у них на льду.
     Шедший за мной наш таежник, мне крикнул:
    -  Держись, мы тебя сейчас вытащим!
    Руки мои были раскинуты в стороны ими я упирался об кромку целого льда,    взять веревку я не мог,  тогда он сделал петлю,  набросил мне ее на голову и убедившись, что она сидит у меня на шее, стали вдвоем вытягивать меня из воды.
     Я хотя и полузадушенный т.к. петля давила мне на горло, но ее давление ослаблял поднятый воротник пальто и шарф,  да и  руками своими помогал им.
   И   вот я на льду,   оттащив еще  меня на 1,5 - 2 метра от промоины, подошли ко мне и стали мне помогать освободиться от петли.
   А  мороз в то время был,  где  - то под минус 50 градусов так,  что телогрейка,  ватные брюки, валенки моментально покрылись льдом и я оказался,  как в панцире.

    Надо сказать, что находясь в воде,  я не сразу почувствовал ее ледяное дыхание,  так как ватные брюки были одеты  сверху валенок и внизу завязаны,  и пока это все промокло, они меня вытащили.
    Пока мы барахтались, на берегу, у какой - то избушки стояли два, три человека мужчин и смотрели на нас.
   Что – то крича и показывая руками. Уже потом,  когда я был на льду и стоял , мы услыхали, что они кричали нам:
    -  Идите дальше от берега, через 200 - 300 метров будет переход,  там тропа и сделаны мостки со льда на берег.
     Так мы и поступили, но идти мне было,  совсем невозможно, валенки напитавшись воды и оледеневшие были как колодки,  совсем не гнулись, да и все на мне стояло коробом и только тут я почувствовал, что у меня заледенели ноги и все тело, ниже пояса.
    Но, кое - как иду,  мои попутчики с двух сторон помогают мне шагать,  не будешь же сейчас снимать одежду,  да и невозможно это делать.
    Так  с грехом пополам,  мы дошли до этой избушке, а она оказалось  баней, зайдя во внутрь,  так как валенки с меня было невозможно снять они с наружи с коркой льда и внутри примерзли к носкам.
 
   Посадив меня на лавку,   ноги мои сунули прямо в железную печь - бочку на горящие дрова,  а они только зашипели от тающего льда.
    Как только лед с валенок стаял и от них пошел пар,  ноги мои вытащили из печки и стали снимать валенки,  они сняли сразу с носками, а сами ноги были белые,  как у мертвеца.
    Тут же сразу принесли в тазу снегу мне,  и стали оттирать пока не заломило их и они не покраснели.
    Одновременно стащили с меня и всю одежду,  дали взамен  зэковские штаны и куртку,  а мою сушить.
    Всю эту процедуру со мной проделывали бывшие в бане четверо Зеков, людей старше нас всех троих им было, где то всем за 45 - 50 лет.
   И  конечно я был им благодарен за участие ко мне,  все же человек всегда остается человеком,  в какие бы условиях он не находился…………

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/12/1656