Уроки в Сети

Юлия Скибинская
Сидя за своим рабочим столом, через Интернет по видеосвязи FaceTime я слушала сочинение своей дочери Кати, ученицы 6-го класса, которое ей задали на дом.
Тема была свободная, и она, на мой взгляд, достаточно интересно написала о том, как меняет людей взрослая жизнь: какими безрадостными они становятся, больше не замечают простые волшебные вещи, не любуются радугой и не танцуют под дождем. О детской непосредственности и беззаботной экспрессии, которая куда-то улетучивается. Естественно, некоторые фразы я сейчас говорю «на своем языке», стараясь передать суть. Выслушав все, я даже прониклась тем, о чем размышляет мой ребенок, и задумалась – а что же за взрослый пример перед ее глазами может так расстраивать?...
Единственное, о чем я спросила: «Кать, ты сама написала? Или скопировала из Интернета?» Я знаю, сколько она там проводит времени. Сказала – сама. На этом все. Похвалила, искренне сказав, что мне близки ее мысли, и она – молодец.
И каково же было мое недоумение, когда через несколько дней я узнала, что за сочинение нам поставили три. Аргументы? «Ты списала из Интернета».
Ну… Я расстроилась. Катька – отличница, а во мне просто с детства живет одноименный комплекс. И будучи тем еще правдоискателем, предложила расставить все точки над i. Говорю: иди и исправляй, скажи, дайте мне другую тему, я сяду и напишу в вашем присутствии, чтобы вы знали: мой текст – это мой текст, и писала я его сама. Ведь я бы именно так поступила. Мнение свое обязательно нужно отстаивать, но поразмыслив… думаю: а к чему этот фанатизм? Оценка – не всегда объективный показатель, пусть она просто будет уроком на будущее, что в жизни – бывает и так. Если в написанном размышления моего ребенка – я рада. Вероятно, многие из этих формулировок она  действительно почерпнула из Всемирной паутины, но, если они осели в ее голове и в сочинении возникли уже из мозга – пусть. Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что даже мой четырехлетний сын частенько выдает перлы, услышанные в мультиках на ютубе, но когда он это делает к месту и, пропустив через свое понимание – почему нет? Экспрессивной маме за рулем он сказал однажды: «Ты выражаешься, не как богатырская мама, а как торгаш с базара!»
Я – за то, чтобы черпать хорошее из всех источников. В свое время нам были доступны лишь книги и детские добрые мультики и фильмы. Песенки еще. Сейчас все по-другому: не хуже и не лучше, просто – так, как есть. Зачем оценивать то, что изменить все равно не в силах? Поучительные паблики с цитатами из классики о вечных ценностях читать, иногда, может даже и полезно. Единственное, чего я опасаюсь, чтобы в результате таких отрывочных познаний мой ребенок, например, не скатился к прочтению всего окружающего – в поверхностно-хрестоматийном варианте. Ведь и многие взрослые этим страдают, бесконечно цитируя понравившиеся фрагменты из произведений, которых целиком не читали. Но если в 12 лет – даже из интернет-отрывков ты, Катя, выбрала то, что трогает сердце, значит – сердце у тебя есть, и я очень надеюсь, что в твоем окружении будут лишь открытые и радостные взрослые, которые не забыли о том, что такое детская экспрессия и непосредственность. И еще – верят в счастье. А высказывания понравившиеся – сохраняй и начинай читать этих авторов в полном варианте. Тоже, кстати, можно в Сети.

ЯП 11.2014