Обзор фильма Дивергент, глава 3 За стеной

Игорь Тазеев
Дивергент, глава 3: За стеной (The Divergent Series: Allegiant)

"Ты спасла город. Пора спасти мир."

Группа смельчаков во главе с неусидчивыми Трис и Фором, наконец-то, выбирается за пределы постапокалиптического Чикаго и отправляется в путешествие по опасному и радиоактивному миру за стеной, чтобы найти ответы на все вопросы, заданные в финале второй части саги.
Удивительный фильм, сумевший ожидаемо разочаровать меня абсолютно по всем пунктам.
В очередной раз, как ни странно, режиссёрское кресло "Дивергента" занял неплохой, в общем-то, режиссёр Роберт Швентке, так и не сумевший достойно повторить ошеломительный успех первой части, сняв чудовищно нелепого "Инсургента", и вот, не учась на собственных ошибках, вступил в попахивающую тухлятиной реку во второй раз. Что ж, деньги решают, и не нам судить голливудскую машину по производству жвачки для мозгов. Но, однозначно, "За стеной" - худшая часть пока что отснятой трилогии, во что я ни за что не смог бы поверить после столь разочаровавшего меня "Инсургента". Увы, но знакомство со вселенной Вероники Рот стоит завершить на первой ленте.
Новый фильм идёт по проторенной и ненавистной дорожке, начало которой дали такие крупные франшизы, как "Властелин колец", "Гарри Поттер", "Сумерки" и "Голодные игры" - снова завершающая книга трилогии бессовестно дробится боссами студии на две части, невыносимо затягивая действие и как можно дальше оттягивая финал. Да, конечно же, руководство Summit Entertainment, выпустившей фильм, распиналось в традиционно-красивых отговорках, что заключительный роман Вероники Рот настолько богат материалом, что его качественно не уместить в одну картину, но мы-то с вами отлично знаем, какое количество корысти кроется за этой бесстыдной маркетинговой ложью. Словом, зрителю подсовывается ещё одна модная обманка, завершающаяся ничем.
Честно признаюсь, финальную книгу Вероники Рот я даже не стал пытаться осиливать - читать подобный подростковый бред, написанный откровенно примитивным и совсем не богатым литературным языком невозможно даже при моей безграничной любви к антиутопиям. Тем не менее, сюжет фильма настолько туп, полон штампов и предсказуем, что предсказывать его развитие по мере просмотра не составит труда даже несведущему в этих самых штампах зрителю - не было вообще ни одного интригующего, удивляющего или неожиданного момента. Скорее, каждый раз со всё более и более нарастающей горечью я убеждался в том, что авторы сценария и книги не нашли ничего лучшего, чем следовать привычным, гарантированно собирающим кассу, законам развития сюжета. Полный провал.
Ещё более огорчает тот факт, что в Голливуде в принципе разучились делать трейлеры - он не только полон всевозможных спойлеров, но, по сути, является весьма качественным кратким пересказом всего (!) фильма. С каждым разом укрепляюсь в своей уверенности, что современные трейлеры - это страшное зло, напрочь убивающее кинематограф подобного уровня.

"Зачем ты воевала с Джанин, если сама стала такой же?"

Что касается самого фильма, то смотреть его было невыносимо больно и уныло. Уже с первых минут мне стало откровенно жалко потраченных времени и денег и крайне стыдно, что я помог сделать кассу этому ширпотребу. Сюжет - примитивен донельзя, склеен из всех возможных клише и крайне скучен. Один тиран приходит на смену другому, одни подростки убивают других, плача на плече у третьих. А мозг при этом традиционно не включает никто в принципе. Более того, сюжетная основа практически ничем не отличается от последних частей тех же "Голодных игр" - разве что именами героев и их вооружением, срисованном в "Дивергенте" из "Обливиона" и ему подобных фантастических боевиков. Также немало перекличек можно найти и с такой же нелепой антиутопической франшизой "Бегущий в лабиринте". Диалоги вымораживают идиотизмом и шаблонностью, подростковой примитивностью. Как и поступки героев. Мало того, что они алогичны, алогичен и окружающий их мир в целом. Он совершенно не проработан и не выдерживает даже беглой критики - а проникнуться невозможной туфтой невозможно по определению. Что это - тупость авторов или их неуважение к зрителю?
Ещё один существенный минус подросткового кино в том, что здесь даже взрослые ведут себя как едва достигшие половой зрелости тинейджеры - над финальной сценой с героем Джеффа Дэниелса я откровенно хохотал.
Спецэффекты хоть и довольно качественные и зрелищные, но банально раздражают своим количеством - [мульт]фильм практически на 100% снят на фоне зелёных экранов, и это чувствуется даже по игре актёров. Убожество кинематографа XXI века и ставка исключительно на вау-эффект, достичь которого с каждой новой картиной становится всё сложнее и сложнее.
Саундтрек - стандартный для жанра и несколько уже поднадоевший, а игра актёров не выходит за рамки картин подобного уровня, то бишь коммерческих поделок.
Герои Шейлин Вудли и Тео Джеймса показывают ровно то, что от них ждут 14-летние девочки, разве что Вудли всё ближе и ближе подбирается к образу-ловушке распускающей сопли Дженнифер Лоуренс.
Майлз Теллер, Зои Кравиц, Энсел Элгорт, Билл Скарсгард, Джонни Уэстон и Мэгги Кью лишь мелькают на фоне, словно актёры, контракты с которыми, вроде бы, подписали, но героев которых деть, в общем-то, и некуда - сплошное бессмысленное мельтешение, особенно касательно первой троицы.
По поводу героя Майлза Теллера мне и вовсе хочется спросить - какого лешего он всё ещё жив? Нет, с литературной точки зрения оно всё понятно, но с логической, его должны были прихлопнуть ещё в начале первой части и не создавать себе идиотских, высосанных из пальца, проблем.
Видеть на экране прекрасных и любимых Наоми Уоттс и Джеффа Дэниелса, конечно, всегда приятно, но не в лентах, тупее "Тупого и ещё тупее" и не в образах правителей с интеллектом тинейджера. Печально, больно и ни разу не проникновенно.
В целом же - бьющая рекорды тупости модная апокалиптическая подростковая антиутопия про то, в какой ад превратится наша Земля, если власть и, тем более, оружие, дать недоразвитым американским детям. Фильм-боль, позорящий тускнеющее имя становящегося всё более жадным до наживы американского кинематографа. 1/10. Трата времени, денег и мозга.

"Ты хочешь перемен, не принося жертв. Ты хочешь мира без войны."