Массовка (Extras)
"Ты что, шутишь? Он что, шутит?"
Британские сериалы всегда выделялись на фоне своих американских и, тем более, российских коллег. Они всегда умудрялись подать пусть даже знакомые истории с такой стороны, что не перестаёшь удивляться - что там у наших английских друзей, вообще, в головах творится! А уж о знаменитом английском юморе и вовсе легенды ходят. Вот и ситком Рики Джервейса и Стивена Мерчанта о буднях актёров массовки, поражает своей необычностью, оригинальностью и некоей трагичной глубиной, несмотря на совершенную примитивность шуток и избитость сюжетных тем.
Главный герой - профессиональный актёр Энди Миллман, вынужденный в связи с чёрной полосой в карьере, играть со своей подругой-любительницей Мэгги Джейкобс в массовке. Его лучший друг - агент Даррен Лэмб, в агентском деле лыка не вяжет и не может устроить Энди даже на второплановые роли в самые замшелые трэш-фильмы, да ещё и более успешный коллега постоянно подтрунивает и бахвалится. Словом - жизнь "удалась".
Сериал рвёт все штампы. Он туп до невозможности, от чувства юмора создателей хочется биться головой о стену, но, тем не менее, от каждой новой серии просто невозможно оторваться. Потому что за героев искренне переживаешь. Потому что они бесят и раздражают. Потому что хочешь знать продолжение их истории. Потому что не знаешь, что ждать от сюжета дальше. Потому что сам сериал построен настолько нестандартно и необычно, что хочется и хочется ещё. Да и кому, в конце-концов, не хотелось заглянуть по ту сторону экрана, окунуться в самые волшебные дебри кинопроизводственного процесса, ворваться в мир звёзд, интриг и творческого хаоса!
Что касается атмосферы и общего настроя картины, то я сравнил бы её с прошлым детищем Джервейса и Мерчанта - сериалом "Офис" - параллелей не провести просто невозможно.
Главной отличительной особенностью сериала является чёткое разделение тем повествования по сезонам и приглашение в каждый эпизод одной или нескольких крупных звёзд на роли несколько гиперболизированных и весьма экстравагантных версий самих себя. Здесь можно полюбоваться и на сексуально озабоченных Дэниела Рэдклиффа с Патриком Стюартома, и на сыплющую пошлостями Кейт Уинслет, и на невыносимо "голубых" Иэна Маккеллена и Стивена Фрая, и на самовлюблённых Орландо Блума, Клайва Оуэна или Бена Стиллера, и на обаятельных Сэмюэля Л. Джексона с Робертом Де Ниро, и на ныне почившего Дэвида Боуи. Именитые актёры вовсю оторвались на съёмках и вволю постебались над самими собой, что выглядит достаточно забавно и весело.
Что касается построения сериала, то если в первом сезоне сюжет вращается вокруг попытки Энди пробиться хотя бы к подножию Олимпа славы, то уже во втором он, скорее, разрывается между необходимостью продаться поп-культуре или оставаться безвестным и никому ненужным стареющим актёришкой. В то же время финальный полуторачасовой специальный Рождественский выпуск комедией не пахнет даже близко и, скорее, является качественной личной драмой, достойно завершая историю и перевешивая по своей глубине и пронзительности оба предшествующих сезона.
Юмор - в основном невыносимо тупой, зачастую весьма чёрный и крайне циничный - под стать главному герою. Шутки - избитые, пошлые и порой достаточно примитивные, но нередко - весьма неожиданные и уж точно - крайне неудобные. Вообще, если бы сериал пришлось описывать одним словом, я бы его и назвал крайне "неудобным". Постоянно чувствуешь себя не в своей тарелке из-за нелепых ситуаций, в которые то и дело попадают главные герои. Точнее даже, сам Энди. Иногда - в результате своей циничности и попытки выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Иногда - при содействии самого идиотского в мире агента, считающего своего подопечного худшим актёром в истории кино. Но в основном - из-за длинного языка своей невообразимо недалёкой и по-детски наивной, хоть и очень доброй подруги. И самое удивительное, что именно устами Мэгги большую часть сериала и глаголет печальная истина, именно в её светлой и пустой головке и скрывается вся глубина житейской мудрости. Хотя и поверить в это практически невозможно. Я так и не уставал удивляться, что же держит эту троицу, так смачно портящую жизнь друг другу, вместе. И ответ - искренняя дружба. Ведь, в первую очередь, сериал совсем не об актёрах, а именно о ней - настоящей и крепкой дружбе и преданности.
Что же касается финала - он проникновенен и трогателен до слёз - ради одного только рождественского выпуска стоит посмотреть все 12 предшествующих ему серий этой восхитительной трагикомедии, однозначно, меняющей взгляды на мир вокруг и окружающих людей. Да и само превращение тупейшей комедии в неузнаваемо-депрессивную драму о цене славы, плодах гордыни и роли дружбы в жизни человека, честно говоря, немало поражает.
Что касается актёрского состава - думаю, он не станет сюрпризом для любителей британского кинематографа.
Главные роли блистательно исполнили один из знаменитейших английских комиков Рики Джервэйс и великолепная Эшли Дженсен, актёры, в чью связь, химию на экране, веришь безоговорочно с самых первых секунд - сыграть закадычных друзей натуральнее просто невозможно! С другой стороны, актёры не показали совершенно ничего нового, хоть и смотрелись в своих ролях абсолютно шикарно и максимально естественно. Жизнь, а не игра.
Изумительны были и неподражаемый Стивен Мерчант в роли агента и друга Энди и Шон Уильямсон, сыгравший самого себя - яркие и запоминающиеся герои!
Нельзя также не отметить засветившихся в эпизодах весьма забавных Герарда Келли, Шона Пая и Мартина Сэваджа, ну а про приглашённых звёзд я уже всё сказал выше.
В итоге - у Джервейса и Мерчанта получилась совсем не поверхностная и серьёзная трагикомедия об отношениях, скрывающаяся под лёгеньким фантиком туповатого ситкома. Достойно просмотра и осысления, однозначно. 7/10.
"Похоже, мы разучились смеяться. Когда мы играли в массовке, было и то смешнее."