Обзор сериала Массовка

Игорь Тазеев
Массовка (Extras)

"Ты что, шутишь? Он что, шутит?"

Британские сериалы всегда выделялись на фоне своих американских и, тем более, российских коллег. Они всегда умудрялись подать пусть даже знакомые истории с такой стороны, что не перестаёшь удивляться - что там у наших английских друзей, вообще, в головах творится! А уж о знаменитом английском юморе и вовсе легенды ходят. Вот и ситком Рики Джервейса и Стивена Мерчанта о буднях актёров массовки, поражает своей необычностью, оригинальностью и некоей трагичной глубиной, несмотря на совершенную примитивность шуток и избитость сюжетных тем.
Главный герой - профессиональный актёр Энди Миллман, вынужденный в связи с чёрной полосой в карьере, играть со своей подругой-любительницей Мэгги Джейкобс в массовке. Его лучший друг - агент Даррен Лэмб, в агентском деле лыка не вяжет и не может устроить Энди даже на второплановые роли в самые замшелые трэш-фильмы, да ещё и более успешный коллега постоянно подтрунивает и бахвалится. Словом - жизнь "удалась".
Сериал рвёт все штампы. Он туп до невозможности, от чувства юмора создателей хочется биться головой о стену, но, тем не менее, от каждой новой серии просто невозможно оторваться. Потому что за героев искренне переживаешь. Потому что они бесят и раздражают. Потому что хочешь знать продолжение их истории. Потому что не знаешь, что ждать от сюжета дальше. Потому что сам сериал построен настолько нестандартно и необычно, что хочется и хочется ещё. Да и кому, в конце-концов, не хотелось заглянуть по ту сторону экрана, окунуться в самые волшебные дебри кинопроизводственного процесса, ворваться в мир звёзд, интриг и творческого хаоса!
Что касается атмосферы и общего настроя картины, то я сравнил бы её с прошлым детищем Джервейса и Мерчанта - сериалом "Офис" - параллелей не провести просто невозможно.
Главной отличительной особенностью сериала является чёткое разделение тем повествования по сезонам и приглашение в каждый эпизод одной или нескольких крупных звёзд на роли несколько гиперболизированных и весьма экстравагантных версий самих себя. Здесь можно полюбоваться и на сексуально озабоченных Дэниела Рэдклиффа с Патриком Стюартома, и на сыплющую пошлостями Кейт Уинслет, и на невыносимо "голубых" Иэна Маккеллена и Стивена Фрая, и на самовлюблённых Орландо Блума, Клайва Оуэна или Бена Стиллера, и на обаятельных Сэмюэля Л. Джексона с Робертом Де Ниро, и на ныне почившего Дэвида Боуи. Именитые актёры вовсю оторвались на съёмках и вволю постебались над самими собой, что выглядит достаточно забавно и весело.
Что касается построения сериала, то если в первом сезоне сюжет вращается вокруг попытки Энди пробиться хотя бы к подножию Олимпа славы, то уже во втором он, скорее, разрывается между необходимостью продаться поп-культуре или оставаться безвестным и никому ненужным стареющим актёришкой. В то же время финальный полуторачасовой специальный Рождественский выпуск комедией не пахнет даже близко и, скорее, является качественной личной драмой, достойно завершая историю и перевешивая по своей глубине и пронзительности оба предшествующих сезона.
Юмор - в основном невыносимо тупой, зачастую весьма чёрный и крайне циничный - под стать главному герою. Шутки - избитые, пошлые и порой достаточно примитивные, но нередко - весьма неожиданные и уж точно - крайне неудобные. Вообще, если бы сериал пришлось описывать одним словом, я бы его и назвал крайне "неудобным". Постоянно чувствуешь себя не в своей тарелке из-за нелепых ситуаций, в которые то и дело попадают главные герои. Точнее даже, сам Энди. Иногда - в результате своей циничности и попытки выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Иногда - при содействии самого идиотского в мире агента, считающего своего подопечного худшим актёром в истории кино. Но в основном - из-за длинного языка своей невообразимо недалёкой и по-детски наивной, хоть и очень доброй подруги. И самое удивительное, что именно устами Мэгги большую часть сериала и глаголет печальная истина, именно в её светлой и пустой головке и скрывается вся глубина житейской мудрости. Хотя и поверить в это практически невозможно. Я так и не уставал удивляться, что же держит эту троицу, так смачно портящую жизнь друг другу, вместе. И ответ - искренняя дружба. Ведь, в первую очередь, сериал совсем не об актёрах, а именно о ней - настоящей и крепкой дружбе и преданности.
Что же касается финала - он проникновенен и трогателен до слёз - ради одного только рождественского выпуска стоит посмотреть все 12 предшествующих ему серий этой восхитительной трагикомедии, однозначно, меняющей взгляды на мир вокруг и окружающих людей. Да и само превращение тупейшей комедии в неузнаваемо-депрессивную драму о цене славы, плодах гордыни и роли дружбы в жизни человека, честно говоря, немало поражает.
Что касается актёрского состава - думаю, он не станет сюрпризом для любителей британского кинематографа.
Главные роли блистательно исполнили один из знаменитейших английских комиков Рики Джервэйс и великолепная Эшли Дженсен, актёры, в чью связь, химию на экране, веришь безоговорочно с самых первых секунд - сыграть закадычных друзей натуральнее просто невозможно! С другой стороны, актёры не показали совершенно ничего нового, хоть и смотрелись в своих ролях абсолютно шикарно и максимально естественно. Жизнь, а не игра.
Изумительны были и неподражаемый Стивен Мерчант в роли агента и друга Энди и Шон Уильямсон, сыгравший самого себя - яркие и запоминающиеся герои!
Нельзя также не отметить засветившихся в эпизодах весьма забавных Герарда Келли, Шона Пая и Мартина Сэваджа, ну а про приглашённых звёзд я уже всё сказал выше.
В итоге - у Джервейса и Мерчанта получилась совсем не поверхностная и серьёзная трагикомедия об отношениях, скрывающаяся под лёгеньким фантиком туповатого ситкома. Достойно просмотра и осысления, однозначно. 7/10.

"Похоже, мы разучились смеяться. Когда мы играли в массовке, было и то смешнее."