Обзор фильма В сердце моря

Игорь Тазеев
В сердце моря (In the Heart of the Sea)

"Я расскажу Вам об Эссексе. Вас ждёт разочарование. Но каждое моё слово будет правдой."

Эпичная драма Рона Ховарда, основанная на событиях, описанных в одноимённой книге Натаниэля Филбрика, рассказывает о трагической участи экипажа китобойного судна "Эссекс", повстречавшего на своём пути огромного белого кашалота.
Сколько уже песен сложено о легендарном Моби Дике, сколько книг и исследований написано, сколько фильмов снято, но не даёт всё людям покоя окутанная тайной и мистикой история противостояния царя природы с царём океанов. На этот раз взглянуть на хорошо знакомые каждому события, да с нового угла, решил и оскароносный Рон Ховард, сосредоточив, впрочем, своё внимание совсем не на противостоянии человека и кашалота, но на противостоянии человека и природы. На суровом моряцком быту и борьбе попавших в безвыходное положение людей за свою жизнь.
Первое, что бросается в глаза - декорации. Благодаря обилию компьютерной графики и павильонных съёмок, фильм больше напоминает театральную постановку - настолько всё смотрится неестественно и картонно. Гипертрофированные накрашенные герои, декорации сначала городка, потом постепенно разрушаемого кашалотом судна, а затем и небольших китобойных лодок. Пафосные речи, драматические акценты, постоянное внимание к деталям, которые на деле оказываются совершенно не важными. Мне так и не удалось "провалиться" в фильм, проникнуться его атмосферой, но, признаюсь, даже несмотря на это, зрелищности ему хватает. Благодаря качественной операторской работе (хоть и со светофильтрами Энтони Дод Мэнтл, конечно, немного перемудрил). Благодаря хоть и незапоминающемуся, но чудесно вписывающемуся в картинку саундтреку Роке Баньоса. Благодаря шикарным и завораживающим своей красотой анимационным вставкам с самым великим на планете Земля млекопитающим. Благодаря некоторым интересным режиссёрским решениям. Благодаря изумительному и совершенно потрясающему и реалистичному гриму ближе к финалу, Благодаря неплохой, в целом, актёрской работе.
Что не понравилось - рассеивание фокуса. Фильм, как будто, хочет рассказать обо всём, но вместо проработки хоть какой сюжетной линии, задевает понемногу кучу различных историй, не раскрывая ни одну из них. Здесь нет глубины ни у одной из сюжетных веток, нет ни одного качественно и глубоко проработанного персонажа. Всё исключительно поверхностно и вскользь - лишь бы затронуть.

"Слово лжеца ничего не стоит даже на бумаге."

В итоге, имеем по чуть-чуть: личную моральную драму моряков, вынужденных на года бросать любимых и дорогих; крик о социальном неравенстве и несправедливости жизни, когда людей настолько крепко держат в рамках моральных устоев и так называемых законов, что если у твоей семьи нет родословный, то хоть волком вой, а наверх тебе не пробиться; циничный, как и любой другой, рассказ о выживании в условиях дикой природы - конечно же, полный морской романтики и пропитанный атмосферой китобойного промысла, несущего в то время людям жизнь и свет; осознание наивно считающими себя царьками Земли людьми своего истинного места перед природой; моральную дилему, выбор между необходимой жестокостью и человечностью.
Формата фильма откровенно не хватает для столь большого количества поднятых проблем и авторам следовало бы сосредоточить своё внимание на чём-то более конкретном. Хотя, концовка - красивая и трогательная, меня вполне даже порадовала. Как и весьма необычный формат повествования.
Что касается актёрской игры, то в первую очередь я бы, всё же, выделил не одинакового во всех ролях вездесущего Криса Хемсворта, буквально цитирующего своей не самой богатой мимикой своего же героя из "Белоснежки и Охотника", а великолепного Бенджамина Уокера, так ярко и блистательно исполнившего роль высокомерного капитана - потому что именно его герой столь разительно, до полной неузнаваемости, меняется на протяжении всего фильма, и потому что именно его игра максимально погружала меня в события, происходящие на экране.
Шикарны, как, впрочем, и всегда, были и неподражаемые Киллиан Мёрфи с Бренданом Глисоном, а также Бен Уишоу с юным Томом Холландом и восходящей звездой "Бойтесь ходячих мертвецов" Фрэнком Диллэйном, впрочем, во вполне привычном образе.
В целом же, имеем проходное поверхностное кино на интересную тему с определённой толикой очарования. На один раз. 6/10. Не впечатлило.

"Много веков назад моряки боялись свалиться с краю земли. Но мы подошли к самому краю благоразумия."